Театральная деятельность в школе на примере кукольного театра «Теремок»

110

Цели и задачи кукольного театра «Теремок» в рамках театральной деятельности в школе

В МБОУ «СОШ № 15» г. Ачинска Красноярского края создан школьный ку­кольный театр «Теремок». Его цели:

  • формирование у каждого ученика навыков осмысленной выразитель­ной речи и чтения, превращение этих навыков в стиль общения;
  • формирование познавательных и творческих способностей посредством искусство худо­жественного слова, практических навыков сценического мастерства.

Задачи театральной деятельности в школе:

  • развитие у младших школьников:
  • любви к сценическому искусству;
  • творческих способностей;
  • творческой самостоятельности в создании художественного образа, с использованием игровых, песенных, танцевальных импровизаций;
  • улучшение памяти, внимания, наблюдательности, умственных способностей, фантазии, быстроты реакции, самостоятельности и терпения обучающихся, навыки согласовывать свои действия с партнером;
  • воспитание доброжелательности и коммуникабельности у школьников в отношениях друг с другом;
  • развитие навыков оценивать действия сверстников и сравнивать со своими, держать себя на сцене естественно;
  • повторение учениками грамотного произношения звуков, работа с дикцией, интонационной выразительностью речи.

Театральная деятельность в школе: особенности кукольного театра «Теремок»

Программа кукольного театра «Теремок» состоит из 5 разделов, повторяющихся каждый год обучения, но на более высоком уровне. Каждый год курс начинается с введения и заканчивается завершающим занятием, в процессе которого реализуются получаемые ежегодно навыки на практике. Далее представим короткое содержание тем про­граммы театральной деятельности в школе (каждого раздела)

Раздел 1. «В начале было Слово...» - общение и речевой этикет (10 ч):

  • Слушание, чтение и рассказывание сказок.
  • Виды говорения: диалог и монолог.
  • Мимика и жесты. Сценки без слов.
  • Понятия «общение», «говорить» и «слушать».
  • Речевой этикет в различных ситуациях.
  • Игры на дыхание и правильную арти­куляцию.
  • Логика речи. Составление коротких рассказов.
  • Стихи. Подбор простейших рифм.
  • Сочинение небольших сказок и рас­сказов.
  • Проговаривание рифмовок, скорого­ворок, стихов.
  • Игры со словами.
  • Интонация речи. Выражение основ­ных чувств.

В ходе анализа учащимися тем раздела «“В начале было Слово…” – общение и речевой этикет» стоит использовать следующие жанры фольклора и литературные произведения: считалки, скороговорки и долгоговорки, русские народные басни, игры, сказки, песенки, потешки, дразнилки, небылицы. Зачастую здесь используются произведения С.Я. Маршака. В ходе организации театральной деятельности в школе предусмотрено использование таких игровых ситуаций, как: «Волшебные слова», «Здравствуй и прощай», «Диалог по телефону», «Ежели вы вежливы» и др. Эти ситуации способствуют развитию коммуникативных навыков у школьников, в частности, умения составлять предложения и сочинять сюжетные произведения.


Раздел 2. Сценические действия и театральные игры (12 ч):

  • Групповые сюжетно-ролевые игры.
  • Элементы сценического действия.
  • Сценическое воображение. Действия в условных ситуациях.
  • Упражнения, игры, этюды как сцениче­ские действия.
  • Умение ориентироваться и разме­щаться на сцене.
  • Построение диалога с напарником по заданной теме.
  • Как заучить роль своего героя?
  • Отработка дикции и четкого произно­шения слов.
  • Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.
  • Создание образов с помощью вырази­тельных движений.

Цель раздела «Сценические действия и театральные игры» – гармоничное слияние актера с куклой. Так, школьник должен понимать не только основные правила вождения куклы, но и тонкости их применении на практике. В ходе театральной деятельности в школе дети выполняют определенные движения под музыку (наклоны, повороты головы и туловища, сведение и разведение рук, приседание и т.п.). Отдельное внимание нужно уделить сценической речи, для этого учитель организует выполнение детьми артикуляционной гимнастики. Также используются упражнения по проговариванию скороговорок, чистоговорок, потешек.


Примерные спектакли в ходе кукольной театральной деятельности в школе:

  • «Репка»;
  • «Теремок»;
  • «Волк и лиса»;
  • «Маша и медведь».

Раздел 3. Основы театральной куль­туры (11 ч):

  • Что такое театр? Виды театров.
  • Рождение театра в России. Искусство скоморохов.
  • Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.
  • Посещение кукольного театра.
  • Театральные профессии. Игра актеров.
  • Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.
  • Театральная афиша, театральная программка.
  • Виды театрального искусства.
  • Спектакль - результат творческого труда многих людей.

Раздел 4. «Мы - актеры» - постановка спектаклей (16 ч).

  • Прочтение произведения, определение сюжетной линии.
  • Работа над отдельными эпизодами в процессе театральной деятельности в школе
  • Создание примерной выгородки.
  • Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.
  • Выбор и распределение ролей.
  • Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
  • Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.
  • Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.
  • Генеральные репетиции всей пьесы.
  • Показ спектакля зрителям.

Раздел 5. «Мы - кукловоды» - постановка кукольных спектаклей (18 ч):

  • Знакомство с видами кукольных театров.
  • Просмотр кукольных спектаклей с последующим обсуждением.
  • Создание пальчиковых кукол. Проигрывание реальных и вымышленных сюжетов.
  • Создание настольного театра. Конус­ные и варежковые куклы.
  • Кукольный театр из-за ширмы. Верхо­вые куклы.
  • Обучение вождению верховых кукол.
  • Создание реквизита для кукольного театра: ширма, куклы, декорации.
  • Прочтение сценария, обсуждение со­держания.
  • Распределение ролей, проигрывание отдельных сюжетов.
  • Прогонные репетиции картин, актов всей пьесы без ширмы и за ширмой.
  • Генеральные репетиции всего спекта­кля.
  • Показ спектакля зрителям.

Репертуар в процессе театральной деятельности в школе меняется в зависимости от возраста детей. Например, в 1-м классе стоит ставить простые, но хорошо знакомые сказки, например, «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Курочка Ряба» и др. К 4-му классу дети уже будут иметь хоть какой-то опыт работы с куклой, значит, для постановки можно использовать спектакли типа: «По щучьему веленью», «Волшебная лампа Алладина», «Дюймовочка», «Три поросенка». Кроме того, при выборе сказки важно не забывать и о нравственно-смысловой нагрузке литературного произведения, что проявляется в наличии (или отсутствии) некорректных сцен и реплик. Помните, что сказка должна оказать на маленьких зрителей исключительно положительные эмоции.


Материально-техническое обеспечение программы, предназначенной для театральной деятельности в школе:

  • светлое просторное помещение;
  • ширма;
  • куклы для постановки каждой сказки;
  • декорации для спектаклей, подставки;
  • ноутбук или музыкальный центр;
  • диски с музыкой (классической и детской);
  • видеокамера для съемки спектакля и последующего анализа выступлений;
  • цветная бумага, картон, клей, ножницы, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага для рисунков и для изготовления несложных декораций.

Учебно-тематическое и календарно-те­матическое планирование занятий в рамках программы «Кукольный театр "Теремок"» представлены в приложениях 1, 2.

Объем материала, используемого в ходе театральной деятельности в школе, должен соответство­вать возрастным особенностям младших школьников. Занятия проводятся в группах наполняемостью 10-15 детей два раза в не­делю по 30-40 мин, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рас­считана на 2 года для учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы. Каждый раздел программы включает в себя 13­14 занятий и образно делится на три творческих периода: «Застольный», «Репе­тиционный», «Сценический».

В работу кукольного театра могут быть включены посещения театров, встре­чи с актерами, выезды с выступлениями в другие школы, творческие вечера.

Планируемые результаты программы «Теремок» в ходе театральной деятельности в школе

Планируемые результаты освоения младшими школьниками программы школьного кукольного театра «Теремок»:

  • приобретение младшими школьниками:
  • нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, стар­шими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общеприняты­ми нравственными нормами;
  • первоначального опыта самореализации в различных видах творче­ской деятельности;
  • потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • формирование у учащихся способности анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Кроме того, по итогам кукольной театральной деятельности в школе дети:

  • узнают: что такое театр, чем театр отличается от других видов искусств, какие виды театров существуют;
  • приобретут представления: об элементарных технических средствах сцены, оформлении сцены; о нормах поведения на сцене и в зрительном зале;
  • научатся:
  • выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене, «оживлять» куклу-перчатку;
  • концентрировать внимание;
  • ощущать себя в сценическом пространстве;
  • приобретут навыки: общения с партнером, элементарного актерского мастерства, адекватного реагирования на внешние раздражители, кол­лективного творчества.

Описание занятия в школьном кукольном театре «Теремок» по сказке «Би­тый небитого везет» представлено в приложении 3.

Приложение 1

Театральная деятельность в школе на примере кукольного театра «Теремок»

Приложение 2

Театральная деятельность в школе на примере кукольного театра «Теремок»

Приложение 3

Театральная деятельность в школе на примере кукольного театра «Теремок»

Театральная деятельность в школе на примере кукольного театра «Теремок»

Театральная деятельность в школе на примере кукольного театра «Теремок»



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль