Необходимость управления образовательными результатами в современной школе

763

Сегодня в учебных учреждениях формируется и внедряется в жизнь новый подход к организации образовательного процесса, который диктуется требованиями новых стандартов, в первую очередь, нового закона «Об образовании в Российской Федерации».

Законодательство в образовательной сфере предполагает управление образовательными результатами

Основными документами, регулирующими направления деятельности в образовательной области, являются три федеральных закона:

  • Закон N 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
  • Закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Эти три закона закрепили юридическую самостоятельность школ и привели к осознанию необходимости управления образовательными результатами. Сегодня школа живет в новых финансово-экономических условиях, поскольку изменился механизм финансирования: от финансирования по статусу образовательной организации к финансированию по количеству обучающихся. Во многом основу устойчивости образовательной системы определяют финансово-экономические механизмы и правильно организованный учебный процесс.

В основе жизнедеятельности современной школы лежит понимание, как формируется управленческая команда образовательного учреждения с учетом требований всех законов, нормативно-правовых актов, документов, в том числе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Управление образовательными результатами как основная цель школы

Новый подход к организации учебного процесса предусматривает такую его организацию, когда образовательные результаты должны быть не только измеряемыми, но и планируемыми, управляемыми.

Управление образовательными результатами – это та отправная точка, которая закладывается в основу системы управления в образовательной организации, а также в основу построения образовательного процесса. После тщательного планирования образовательного результата выстраивается вся деятельность педагогического коллектива и методическая система обучения.

Образовательные результаты – это позитивные измеряемые изменения в образовательной сфере. Сегодня в системе образования происходит переход к управлению образовательными результатами, то есть к четкому видению, анализу, планированию и контролю результатов учебы в их операциональном виде. Это обличается в такие формулировки, как «школа достигнет», «ученики научатся», «педагоги освоят» и так далее.

Управление качеством образования как составляющая управления образовательными результатами

Кроме перехода на управление по результатам современная школа переходит от контроля к управлению качеством образования в школе. В рамках такого подхода осуществляется не только оценка образовательных достижений, качества образовательных программ и условий, а проектируются варианты управленческих решений в школе, способных изменить ситуацию к лучшему. Такая деятельность является ключевой задачей управленческой команды современной школы.

Понятие качества образования прописано в законе «Об образовании в Российской Федерации». Здесь следует сделать акцент на том, что этот термин включает две составляющие: качество образовательной деятельности и качество образовательных результатов.

Понятие «качество образования» включает не только уже достигнутые, но и планируемые результаты, а также оценку соответствия этих результатов ожиданиям и запросам ребенка, школы, региона, общества, государства. К этой же категории относятся содержание образование, его отражение в учебниках и методических пособиях, образовательная среда, подготовка и профессиональная деятельность учителя, адекватность средств обучения и многое другое.

Что в себя включает технология достижения образовательных результатов? Если рассматривать ее в рамках образовательного процесса, или сузив, в рамках учебного процесса, то можно говорить о том, что при подготовке к занятию педагог определяет управляемые образовательные результаты и анализирует их через различные категории и группы. Например, отдельно предметные и метапредметные образовательные результаты, а также личностные образовательные результаты формулируются на длительный период, а не к каждому занятию.

Запланировав определенные образовательные результаты, педагог подбирает виды учебной деятельности в соответствии с предметной направленностью. Затем происходит отбор учебных задач и ситуаций, через которые учащиеся погружаются в те или иные виды учебной деятельности. Дальше педагог подбирает средства обучения, поддерживающие виды учебной деятельности, чтобы эффективно осуществлять управление образовательными результатами.

Таким образом, повышение качества образования в современных условиях – это совокупность услуг, процедур, инструментов, которые позволяют учителю, руководителю выстраивать и совершенствовать образовательный процесс для эффективного управления образовательными результатами и соответствия образовательного процесса требованиям законодательства.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль