Особенности обучения экстерном и погашения академической задолженности в школе

189

Как правильно организовать нестандартную работу с отдельными группами учеников? Рассмотрим основные особенности обучения экстерном и погашения академической задолженности в школе.

Обучение экстерном в школе

Схема обучения экстерном регламентируется законом «Об образовании», а также, более детально, письмом Минобрнауки, где все вопросы рассмотрены подробно. При этом для образовательной организации должна быть очевидной необходимость принятия локального акта, который регулирует промежуточную аттестацию лиц, находящихся на семейной форме или экстернов.

Существуют требования об информационной открытости при обучении экстерном в ОУ: локальный акт должен быть доступен для ознакомления, чтобы родители знали, в каких формах и в какие сроки проводится промежуточная аттестация. Это помогает избежать конфликтов и дать четкое понимание родителям о том, в какой именно форме проводится аттестация в данном образовательном учреждении. На основании этой информации родители могут выбирать школу или даже вуз по своему усмотрению.

Органы муниципального управления обязаны ознакомить учеников, которые планируют обучение экстерном, с теми организациями, в которых они могут учиться. Родители выбирают школу для постоянного или однократного прохождения процедуры.

Законодательно предусмотрено, что образовательная организация оказывает экстерну бесплатную услугу и несет ответственность только за организацию проведения промежуточной аттестации. При возникновении академических задолженностей ученик также на безвозмездной основе может их ликвидировать. На время промежуточной аттестации на экстерна распространяются академические права: он должен быть обеспечен учебниками, учебными пособиями, необходимыми консультациями.

Письмом Минобрнауки регулируется и порядок взаимодействия родителей с муниципалитетом, который ведет реестр детей, обучающихся экстерном. Родители должны стать на учет в муниципальных органах управления. При этом школы при наличии информации о таких детях и о том, что они не являются для проведения проверок, должны оповещать об этом муниципалитет.

Ребенок, который проходит обучение экстерном, приходит в образовательную организацию для прохождения аттестации тогда, когда будет готов к ней. Это также указано в письме Минобрнауки. Если ребенок не готов в назначенные сроки, то родители могут урегулировать вопрос о переносе сроков с образовательной организацией в частном порядке и в соответствии с локальными нормативными актами.

Академическая задолженность в школе и ее ликвидация

В процессе проведения промежуточной аттестации у некоторых учеников образуется академическая задолженность. Чтобы ее ликвидировать, необходима пересдача с комиссией, после которой существуют три пути:

  • повторный год обучения,
  • индивидуальный план,
  • адаптированная образовательная программа.

Адаптированная образовательная программа может быть применена, когда есть основания полагать, что ребенок не осваивает программу из-за индивидуальных особенностей здоровья. В этом случае образовательная организация может порекомендовать родителям обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию. Родители могут туда обратиться самостоятельно или это может сделать представитель школы с согласия родителей.

Индивидуальный учебный план – это индивидуализация содержания образовательной программы с учетом потребностей конкретного обучающегося. Есть дети, у которых много академических задолженностей в школе, и целесообразным будет повторить учебный год. При этом педагогический коллектив должен понимать и уровень своей ответственности, проконтролировать эффективность текущего контроля успеваемости.

Индивидуальный учебный план позволяет скомбинировать формы обучения: что-то вынести на семейную форму обучения, где-то увеличить количество часов, а где-то сократить, передвинуть сроки промежуточной аттестации. Все это решается методистом с учетом индивидуальных потребностей ребенка, который хочет ликвидировать академическую задолженность в школе.

При этом стоит отметить, что нормативными актами не определено четкое понятие «неудовлетворительные результаты», «уважительные причины», «год с момента образования задолженности». Неудовлетворительные результаты – это одна или все минус одна задолженности? Год с момента образования задолженности – учебный или календарный год? Что считать уважительными причинами?

Основные понятие академической задолженности в школе должны быть расписаны в локальных актах образовательной организации. Каждая школа сама вправе решать, сколько задолженностей считать неудовлетворительным результатом, учебный или календарный год предоставить на устранение задолженности. Уважительными причинами могут быть болезнь, форс-мажорные обстоятельства, трагические обстоятельства семейного характера и пр.

Обучающиеся, которые имеют академическую задолженность в школе, могут переводиться условно. При этом согласно нормативным актам, к переводу на следующий уровень не допускаются те, что не освоили предыдущий уровень. Только учащийся, который в полном объеме усвоил программу учебного года, может переводиться в следующий класс. Поэтому ученик, имеющий задолженности, должен числиться в том классе, программу которого не освоил. Когда он ликвидирует все задолженности, то его переводят в следующий класс приказом без пометки «условно».

Таковы особенности обучения экстерном и погашения академической задолженности в школе в современных условиях. Правильная организация этих процессов повышает шансы ребенка на получение качественного образования, а также снижает вероятность возникновения конфликтов и трудностей, связанных с указанными процедурами.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль