Cовременная оценка качества образования: позиции российских экспертов

127

Система современной оценки качества образования является одним из образующих элементов во введении нового образовательного стандарта. По мнению специалистов в области педагогических измерений из многих стран, ранее стандарты были ориентированы на достижение планируемых результатов. В то время как система оценки не оказывала значительного влияния на функционирование системы образования в общем.

Введение новых образовательных стандартов (в России и в мире), которые определяют конкретные планируемые результаты, рассматривают систему оценки в современном образовании как основной элемент, способный описать результат.

В связи с этим возникает задача – как описать и что включить в измерительные материалы. Требуется создание кодификатора, в котором будут описаны:

  • элементы содержания;
  • элементы деятельности;
  • на каком уровне следует воспроизводить или демонстрировать освоение конкретного результата;
  • условия выполнения.

Система оценки в современном образовании выступает главным ориентиром – чему и как учить.

В рамках российских и международных исследований накопился большой опыт в данном направлении, учитывающий современные требования и современные подходы. Сегодня объединяются усилия специалистов всех стран с целью создания нового видения результатов образования и системы оценивания этих результатов.

Зачем нужно выстраивать новую систему оценки в современном образовании

По мнению российских экспертов, новые образовательные результаты, представленные в федеральном стандарте, соответствуют требованиям современности.

Эти требования можно классифицировать:

  • ситуация неопределенности;
  • ситуация противоречивости;
  • ситуация альтернативы.

В эпоху кризиса приходится принимать неожиданные решения на всех уровнях жизни – политическом, экономическом, и любом другом аспекте. Поэтому важнейшим жизненным ориентиром является готовность к переменам и способность адекватно функционировать в противоречивом, неопределённом, изменяющемся мире.

Мнение российских экспертов: главная задача современной оценки качества образования – формирование умения в ситуации неопределенности принимать грамотные и ответственные решения.

Позиции российских исследователей несколько отличаются от международного экспертного мнения по вопросу – что же именно поможет принять верное решение.

Ориентирами в системе оценки в современном образовании могут стать четыре основные позиции, характеризующие целостный социально-ориентированный взгляд на мир:

  • система знаний и перенос знаний;
  • собственная позиция;
  • социальная позиция;
  • моральная позиция.

Именно в этом различаются понимания российских экспертов от мнения международников в аспекте современной оценки качества образования. Международные программы, как правило, выстраиваются на основах прагматических. А российские образовательные стандарты базируются на системе знаний, необходимых дальнейшего их использования, для переноса знаний в любую нестандартную ситуацию.

Эти знания составляют основу личностной жизненной позиции каждого человека, а также используются для принятия ответственных обоснованных решений.

В системах оценки в современном образовании, регламентируемых новыми стандартами, акцентируются не отдельные знания и навыки, которые, безусловно, являются основной, а модели позитивного поведения. И система оценки ориентируется не только на непосредственно освоение знаний, но и на то – как именно эти знания в дальнейшем определяют поведение людей.

Оценка в современном образовании: личностные результаты

Новое направление в российских образовательных стандартах – личностные результаты, которые формируют также знание социальных норм. В связи с этим большое внимание уделяется ценностным установкам, нравственным ориентирам, опыту в принятии решений.

Российские исследования в области качества и оценки в современном образовании в начальной школе продемонстрировали тревожные результаты: 20-30% школьников не готовы транслировать социальные нормы. Эта проблема, как считают эксперты, вызвана недостатком воспитательного момента.

Новые стандарты оценки в современном образовании задают ориентир именно на социальные нормы, рассматривая школу в качестве единственного института, транслирующего эти нормы. Без опыта принятия решений по социальным нормам невозможно сформировать у детей модель позитивного поведения.

Оценка в современном образовании: поведение в ситуации неопределенности

Неопределенность предполагает некоторую проблему, сложную в разрешении. И здесь важнее всего поисковая активность в выборе эффективного решения, которое приведет к позитивному результату. А также – учебная самостоятельность и формирование учебной мотивации. Именно это является основой современной системы образования РФ, на этом построена вся система развивающего обучения и современная оценка качества образования.

Ребенок приходит в школу с желанием учиться, а школа должна развивать это желание, но не снижать. Ребенок получает средства предметные и метапредметные, получает стратегии, которые передают только в школе.

Новые стандарты образования трактуют: нужно учить всех и каждого в соответствии с его интересами и способностями, развить интеллектуальный потенциал детей, используя предметный, метапредметный и личностный факторы.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль