Современная оценка уровня образования: международный опыт

93

Специалисты из разных стран мира, объединившись, начинают создавать инструменты, разрабатывать системы мониторинга, подобные тем, что разрабатываются в рамках международных сравнительных исследований. Именно в них накапливается наиболее передовой современный опыт, и отражаются самые новые направления международной оценки качества образования.

В любой современной образовательной системе доминируют два направления:

  • дети должны быть готовы к решению проблем и быть ответственными за это решение;
  • дети должны уметь работать в команде.

Первый мощный стандарт, который появился на рубеже тысячелетий, и который поддерживают зарубежные эксперты – «Навыки XXI века» – крупнейший международный проект по оценке уровня образования, преподаванию компетенций и навыков.

Российские эксперты стоят на основе результата (по теории развития Выготского), на основе теории развивающего обучения. Российская школа весьма фундаментальна.

В международной практике доминирует рынок труда и монополии, такие как Sysco, Intel, Microsoft. На рубеже тысячелетий мировые корпорации задумываются о том, что их технологии, с огромными капиталовложениями, лет через 10-20 не будут понимаемы и используемыми.

В соответствии с этим и выстроен стандарт образования и критерии международной современной оценки качества образования – базовые навыки, компетенции, личностные качества.

Оценка уровня образования: базовые навыки

Среди базовых навыков – навыки чтения и письма. Это не просто техника чтения, а чтение и понимание текстов, умение использовать их для эффективного функционирования.

Под термином «грамотность» понимаются:

  • грамотность естественно-научная;
  • КТ-грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • грамотность культурная и гражданская.

Имеется в виду не освоение определенной техники какой-то, а способность переноса – то, что ребенок постигает в ходе учебного процесса, он способен перенести в незнакомую ситуацию.

Российские психологи сейчас внимательно занимаются этим направлением, изучают международную оценку уровня качества образования, потому что наши школьники не могут переносить. Действует такая система, в которой большинство школьников не переносят знания. Они демонстрируют отличную подготовку к ЕГЭ, ОГЭ. По всем показателям математики, естествознания, по предметным результатам мы – в десятке лучших стран. А вот с переносом – грамотностью, пониманием, способностью применять – возникают проблемы.

Оценка уровня образования: компетенции

Это система четырех "К":

  • критическое мышление;
  • креативность;
  • коммуникация – умение общаться;
  • коллаборация – умение работать в команде.

Это четыре самых мощных направления компетенции – тот минимум, на который должна работать школа и учитывать в системе оценки уровня образования.

Оценка уровня образования: личностные качества

Под личностными качествами подразумеваются: любознательность, инициативность, настойчивость, способность адаптироваться, лидерские качества, социальная и культурная грамотность.

И грамотность в плане личностных качеств означает знание моральных норм и ценностей.

Оценка уровня образования: измерители

Каковы измерители этих всех показателей? Проблема в том, что и в мире их не так много. Ведущие специалисты в области международной оценки качества образования, понимая направление движения, которые разрабатывали этот стандарт, четко определяют: не знаем, какие результаты ожидать через 20 лет и как составлять экзаменационные материалы, но ясно одно – дети должны быть готовы решать проблемы, с которыми столкнутся, и отвечать за решение проблем, они должны уметь работать в команде.

Для того чтобы решить любую проблему, нужно:

  • первое – уметь работать в команде, уметь слушать, уметь договариваться;
  • второе – развиваться интеллектуально.

Это и есть основа поисковой проектной деятельности, которую вводят современные стандарты для оценки уровня образования.

С этой целью осуществляются различные научные исследования: TEAMS (c оценкой естественно-математической грамотности), PIRLS, PISA.

Исследования проводятся в двух направлениях:

  • международная оценка качества образования по критериям то, чему научили детей и могут оценить реально вклад школы – исследование TEAMS;
  • другие оценивают функциональную грамотность, как дети могут использовать знания (полученные в школе и внеучебных ситуациях) – исследование PISA.

Модель TEAMS, которая используется в оценке уровня образования, практически является основной любого серьезного измерения. Не просто тестирования по конкретному предмету, но серьезного формирования системы, которая позволяет ответить на вопросы:

  • чему могут научиться школьники;
  • кто осуществляет обучение и как оно организовано;
  • чего достигли школьники.

То есть выполняется оценка уровня образования в системе, заявленной стандартом. Это не рассматривается, как аттестация кадров или определение тенденции и фактов. Здесь главное – управление качеством образования по результатам.

Результаты используются специалистами системы образования не для «галочки» (медаль можно дать детям, стобалльники), а как средства, которые позволяют управлять качеством образования. Управлять качеством невозможно, если не сделан замер. А для того чтобы сделать замер, следует понять – чему дети могут научиться, то есть что представлено в стандарте, выполнить оценку уровня образования.

В любых измерениях используются:

  • планируемые результаты – то, что задано стандартом в качестве ориентира для школы;
  • реализуемые результаты – то, что реализует учитель.

 Понятно, что результаты планируемые и реализуемые – это не адекватно.

Факторы в системе оценки уровня образования

Реализуемые результаты отличаются от планируемых в силу воздействия различных факторов.

Чтобы объяснить результат одновременно собирается информация об учителях, о системе, об учащихся. Самое главное – найти факторы (рычаги), которые можно изменить в ближайшей перспективе и использовать для оценки уровня образования.

Социально-экономический статус семей школа изменить не может. А для России этот фактор самый важный и самый мощный. То есть результаты оценки уровня образования (к величайшему сожалению) не очень зависит деятельность школы, не очень сильно влияет деятельность школы в рамках международных исследований, в рамках разных статистических анализов. Самый весомый фактор – это семья, социально-экономический статус, образование и профессия родителей и многое другое.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль