Современная оценка уровня образования: международный опыт

56

Специалисты из разных стран мира, объединившись, начинают создавать инструменты, разрабатывать системы мониторинга, подобные тем, что разрабатываются в рамках международных сравнительных исследований. Именно в них накапливается наиболее передовой современный опыт, и отражаются самые новые направления международной оценки качества образования.

В любой современной образовательной системе доминируют два направления:

  • дети должны быть готовы к решению проблем и быть ответственными за это решение;
  • дети должны уметь работать в команде.

Первый мощный стандарт, который появился на рубеже тысячелетий, и который поддерживают зарубежные эксперты – «Навыки XXI века» – крупнейший международный проект по оценке уровня образования, преподаванию компетенций и навыков.

Российские эксперты стоят на основе результата (по теории развития Выготского), на основе теории развивающего обучения. Российская школа весьма фундаментальна.

В международной практике доминирует рынок труда и монополии, такие как Sysco, Intel, Microsoft. На рубеже тысячелетий мировые корпорации задумываются о том, что их технологии, с огромными капиталовложениями, лет через 10-20 не будут понимаемы и используемыми.

В соответствии с этим и выстроен стандарт образования и критерии международной современной оценки качества образования – базовые навыки, компетенции, личностные качества.

Оценка уровня образования: базовые навыки

Среди базовых навыков – навыки чтения и письма. Это не просто техника чтения, а чтение и понимание текстов, умение использовать их для эффективного функционирования.

Под термином «грамотность» понимаются:

  • грамотность естественно-научная;
  • КТ-грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • грамотность культурная и гражданская.

Имеется в виду не освоение определенной техники какой-то, а способность переноса – то, что ребенок постигает в ходе учебного процесса, он способен перенести в незнакомую ситуацию.

Российские психологи сейчас внимательно занимаются этим направлением, изучают международную оценку уровня качества образования, потому что наши школьники не могут переносить. Действует такая система, в которой большинство школьников не переносят знания. Они демонстрируют отличную подготовку к ЕГЭ, ОГЭ. По всем показателям математики, естествознания, по предметным результатам мы – в десятке лучших стран. А вот с переносом – грамотностью, пониманием, способностью применять – возникают проблемы.

Оценка уровня образования: компетенции

Это система четырех "К":

  • критическое мышление;
  • креативность;
  • коммуникация – умение общаться;
  • коллаборация – умение работать в команде.

Это четыре самых мощных направления компетенции – тот минимум, на который должна работать школа и учитывать в системе оценки уровня образования.

Оценка уровня образования: личностные качества

Под личностными качествами подразумеваются: любознательность, инициативность, настойчивость, способность адаптироваться, лидерские качества, социальная и культурная грамотность.

И грамотность в плане личностных качеств означает знание моральных норм и ценностей.

Оценка уровня образования: измерители

Каковы измерители этих всех показателей? Проблема в том, что и в мире их не так много. Ведущие специалисты в области международной оценки качества образования, понимая направление движения, которые разрабатывали этот стандарт, четко определяют: не знаем, какие результаты ожидать через 20 лет и как составлять экзаменационные материалы, но ясно одно – дети должны быть готовы решать проблемы, с которыми столкнутся, и отвечать за решение проблем, они должны уметь работать в команде.

Для того чтобы решить любую проблему, нужно:

  • первое – уметь работать в команде, уметь слушать, уметь договариваться;
  • второе – развиваться интеллектуально.

Это и есть основа поисковой проектной деятельности, которую вводят современные стандарты для оценки уровня образования.

С этой целью осуществляются различные научные исследования: TEAMS (c оценкой естественно-математической грамотности), PIRLS, PISA.

Исследования проводятся в двух направлениях:

  • международная оценка качества образования по критериям то, чему научили детей и могут оценить реально вклад школы – исследование TEAMS;
  • другие оценивают функциональную грамотность, как дети могут использовать знания (полученные в школе и внеучебных ситуациях) – исследование PISA.

Модель TEAMS, которая используется в оценке уровня образования, практически является основной любого серьезного измерения. Не просто тестирования по конкретному предмету, но серьезного формирования системы, которая позволяет ответить на вопросы:

  • чему могут научиться школьники;
  • кто осуществляет обучение и как оно организовано;
  • чего достигли школьники.

То есть выполняется оценка уровня образования в системе, заявленной стандартом. Это не рассматривается, как аттестация кадров или определение тенденции и фактов. Здесь главное – управление качеством образования по результатам.

Результаты используются специалистами системы образования не для «галочки» (медаль можно дать детям, стобалльники), а как средства, которые позволяют управлять качеством образования. Управлять качеством невозможно, если не сделан замер. А для того чтобы сделать замер, следует понять – чему дети могут научиться, то есть что представлено в стандарте, выполнить оценку уровня образования.

В любых измерениях используются:

  • планируемые результаты – то, что задано стандартом в качестве ориентира для школы;
  • реализуемые результаты – то, что реализует учитель.

 Понятно, что результаты планируемые и реализуемые – это не адекватно.

Факторы в системе оценки уровня образования

Реализуемые результаты отличаются от планируемых в силу воздействия различных факторов.

Чтобы объяснить результат одновременно собирается информация об учителях, о системе, об учащихся. Самое главное – найти факторы (рычаги), которые можно изменить в ближайшей перспективе и использовать для оценки уровня образования.

Социально-экономический статус семей школа изменить не может. А для России этот фактор самый важный и самый мощный. То есть результаты оценки уровня образования (к величайшему сожалению) не очень зависит деятельность школы, не очень сильно влияет деятельность школы в рамках международных исследований, в рамках разных статистических анализов. Самый весомый фактор – это семья, социально-экономический статус, образование и профессия родителей и многое другое.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль