Важнейшие направления и инструменты международных стандартов образования, и их использование в Российской системе.
В качестве основных направлений развития
Что такое глобальные компетенции, чему будет посвящена новая инновационная часть в исследовании PISA в 2018 году. Исследование PISA полностью перешло на компьютерные интерактивные платформы.
Общее определение по международным
Во-первых, это система знаний о глобальных тенденциях развития мира в различных направлениях – экономика, политика, культура, и прочие направления.
Второе направление международных стандартов образования – управление поведением. Здесь будут оцениваться модели позитивного поведения в различных ситуациях: разрешение конфликтов, умение правильно себя вести в незнакомой среде – культурной, конфессиональной, социальной.
Международные стандарты в образовании: открытость к новому
Разрабатывается инструментарий, который покажет способность ребенка к восприятию новой информации, новых идей и умение адаптироваться. В исследовании по финансовой грамотности от 2012 года было обнаружено, что самая мощная из всех характеристик наших учащихся – как раз открытость к решению проблем.
Важно эмоциональное восприятие нового – позитивное отношение ко всему новому. Инновации образовательных стандартов поддерживают открытость людей к новым идеям, к тому, что нужно меняться в этом изменяющемся мире.
Изменения в системе оценки международных стандартов образования
Рассмотрим технологически – что непосредственно происходит с системой оценки. Самое главное – изменение целевых установок: от оценки знаний, умений, навыков – к оценке грамотности и компетентности.
Большинство развитых стран в последние десятилетия в соответствии с международными стандартами образования изменили систему экзаменов. Осуществлен переход от привычных экзаменов, представленных у нас сегодня в виде ОГЭ, ЕГЭ, от оценивания того, что дети запомнили в учебном процессе и могут воспроизводить, к свободному использованию и переносу знаний.
Изменения коснулись самих концептуальных рамок оценки и непосредственно инструментария:
- изменение характеристик;
- увеличение роли контекстных заданий;
- увеличение доли структурированных заданий;
- изменения в технологиях – переход на электронные носители.
Важно отметить введение интерактивных заданий в международные стандарты образования. Начинают описывать эти задания, как безграничные интерактивные задания. То есть если в основе задания лежит Интернет среда, то ребёнок, выполняя задания, может пройти по любому пути выбора – открыть любую страничку, уйти и утонуть или, напротив, очень быстро найти правильное решение. Эта безграничная интерактивная среда начинает доминировать в новых средствах оценки образовательных результатов.
Изменение типов заданий в международных стандартах образования
Как изменяются типы заданий, и что в связи с этим делается, рассмотрим на примере исследований TEAMS и PISA. Речь пойдет о балльности систем оценивания.
Здесь можно подискутировать. Очень много говорилось, что пятибалльная шкала не работает – следует ввести многобалльность. В международных исследованиях, во многих национальных системах других стран, где работают международные стандарты в образовании используются шкалы стобалльные и тысячебалльные для обеспечения точности измерения.
Но, если говорить об использовании результатов, тысячебалльность или десятибалльность не работает. Все результаты практически сводятся к минимуму, то есть оптимальные показатели – это пять уровней. Именно поэтому в наших российских стандартах введена пятиуровневая система:
- базовый уровень достижений;
- два уровня выше базового – повышенный и высокий;
- два уровня ниже базового – пониженный и недостаточный.
И эти уровни введены специально для того, чтобы учитель, владеющий информацией по этим уровням, мог организовать индивидуальную работу с каждым ребенком, который продемонстрировал тот или иной уровень.
Мы работаем на то, чтобы управлять качеством – именно для этого нужно вводить определенный уровень. Данные уровни хорошо обозначены и в международных стандартах образования. И самое главное – современные методы измерения позволяют каждому заданию присвоить характеристики, расположить его на шкале и впоследствии описать, что дети определенного уровня знают и умеют.
Выстраивание уровней дает возможность управлять качеством. В то время как в ЕГЭ (по результатам аналитических исследований) сложно описать уровень подготовки школьников с различными личными данными. Наша минимальная граница в ЕГЭ – фикция, а не достижение стандарта.
Участие России в международных стандартах образования
В международных исследованиях Россия участвует с 1991 года. Мы очень многому научились, и многое перенесли в систему российских стандартов. От некоторых направлений пришлось отойти – от серьезной научной проработки всего экзамена и введения калиброванных заданий.
В исследовании тем задавались три ориентира для разработки инструментария:
- содержание;
- виды деятельности;
- тип заданий.
Важно помнить – практически ни в одной стране, где работают международные стандарты в образовании, нет измерений, измерительных инструментов, в которых использовались бы только лишь задания открытого типа. Исключение составляют задания с выбором ответа. В этом некоторые серьезные нарушения системы объективной надежной оценки – всегда 50х50. С точки зрения измерений открытые задания – самые ненадежные, поскольку являются источником искажений.
Что также типично для международных исследований – использование заданий с хорошей диагностикой.
Материал проверен экспертами Актион Образование