Международные стандарты в образовании: основные направления

580

В качестве основных направлений развития международных стандартов образования остаются три ключевые грамотности – математическая, читательская, естественно-научная. И добавляется новый абсолютно блок глобальных компетенций.

Что такое глобальные компетенции, чему будет посвящена новая инновационная часть в исследовании PISA в 2018 году. Исследование PISA полностью перешло на компьютерные интерактивные платформы.

Общее определение по международным стандартам образования: глобальная компетенция – способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Что в него входит и как работает инструментарий?

Во-первых, это система знаний о глобальных тенденциях развития мира в различных направлениях – экономика, политика, культура, и прочие направления.

Второе направление международных стандартов образования – управление поведением. Здесь будут оцениваться модели позитивного поведения в различных ситуациях: разрешение конфликтов, умение правильно себя вести в незнакомой среде – культурной, конфессиональной, социальной.

Международные стандарты в образовании: открытость к новому

Разрабатывается инструментарий, который покажет способность ребенка к восприятию новой информации, новых идей и умение адаптироваться. В исследовании по финансовой грамотности от 2012 года было обнаружено, что самая мощная из всех характеристик наших учащихся – как раз открытость к решению проблем.

Важно эмоциональное восприятие нового – позитивное отношение ко всему новому. Инновации образовательных стандартов поддерживают открытость людей к новым идеям, к тому, что нужно меняться в этом изменяющемся мире.

Изменения в системе оценки международных стандартов образования

Рассмотрим технологически – что непосредственно происходит с системой оценки. Самое главное – изменение целевых установок: от оценки знаний, умений, навыков – к оценке грамотности и компетентности.

Большинство развитых стран в последние десятилетия в соответствии с международными стандартами образования изменили систему экзаменов. Осуществлен переход от привычных экзаменов, представленных у нас сегодня в виде ОГЭ, ЕГЭ, от оценивания того, что дети запомнили в учебном процессе и могут воспроизводить, к свободному использованию и переносу знаний.

Изменения коснулись самих концептуальных рамок оценки и непосредственно инструментария:

  • изменение характеристик;
  • увеличение роли контекстных заданий;
  • увеличение доли структурированных заданий;
  • изменения в технологиях – переход на электронные носители.

Важно отметить введение интерактивных заданий в международные стандарты образования. Начинают описывать эти задания, как безграничные интерактивные задания. То есть если в основе задания лежит Интернет среда, то ребёнок, выполняя задания, может пройти по любому пути выбора – открыть любую страничку, уйти и утонуть или, напротив, очень быстро найти правильное решение. Эта безграничная интерактивная среда начинает доминировать в новых средствах оценки образовательных результатов.

Изменение типов заданий в международных стандартах образования

Как изменяются типы заданий, и что в связи с этим делается, рассмотрим на примере исследований TEAMS и PISA. Речь пойдет о балльности систем оценивания.

Здесь можно подискутировать. Очень много говорилось, что пятибалльная шкала не работает – следует ввести многобалльность. В международных исследованиях, во многих национальных системах других стран, где работают международные стандарты в образовании используются шкалы стобалльные и тысячебалльные для обеспечения точности измерения.

Но, если говорить об использовании результатов, тысячебалльность или десятибалльность не работает. Все результаты практически сводятся к минимуму, то есть оптимальные показатели – это пять уровней. Именно поэтому в наших российских стандартах введена пятиуровневая система:

  • базовый уровень достижений;
  • два уровня выше базового – повышенный и высокий;
  • два уровня ниже базового – пониженный и недостаточный.

И эти уровни введены специально для того, чтобы учитель, владеющий информацией по этим уровням, мог организовать индивидуальную работу с каждым ребенком, который продемонстрировал тот или иной уровень.

Мы работаем на то, чтобы управлять качеством – именно для этого нужно вводить определенный уровень. Данные уровни хорошо обозначены и в международных стандартах образования. И самое главное – современные методы измерения позволяют каждому заданию присвоить характеристики, расположить его на шкале и впоследствии описать, что дети определенного уровня знают и умеют.

Выстраивание уровней дает возможность управлять качеством. В то время как в ЕГЭ (по результатам аналитических исследований) сложно описать уровень подготовки школьников с различными личными данными. Наша минимальная граница в ЕГЭ – фикция, а не достижение стандарта.

Участие России в международных стандартах образования

В международных исследованиях Россия участвует с 1991 года. Мы очень многому научились, и многое перенесли в систему российских стандартов. От некоторых направлений пришлось отойти – от серьезной научной проработки всего экзамена и введения калиброванных заданий.

В исследовании тем задавались три ориентира для разработки инструментария:

  • содержание;
  • виды деятельности;
  • тип заданий.

Важно помнить – практически ни в одной стране, где работают международные стандарты в образовании, нет измерений, измерительных инструментов, в которых использовались бы только лишь задания открытого типа. Исключение составляют задания с выбором ответа. В этом некоторые серьезные нарушения системы объективной надежной оценки – всегда 50х50. С точки зрения измерений открытые задания – самые ненадежные, поскольку являются источником искажений.

Что также типично для международных исследований – использование заданий с хорошей диагностикой.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль