Информационные образовательные ресурсы

44

Рассмотрим положения и нормы федерального уровня, которые говорят об открытости информации, которая сейчас так широко пропагандируется, в том числе Правительством РФ. Этот вопрос напрямую взаимосвязан с информационной открытостью образовательных организаций.

Государство заинтересовано в том, чтобы реализовать право каждого на информацию, но при этом защитить самую слабую аудиторию, незащищенную от огромного информационного поля, которое раскрывается перед ней – это наших детей. Образовательные организации также ответственны за информационную безопасность детей.

Информационная открытость образовательных организаций

Реализуя положение Конституции, о том, что каждый человек имеет право на доступ к информации, президент РФ выпустил ряд указов еще в девяностых годах. В частности, в 1993 году было два указа, направленных на обеспечение мер защиты и в то же время свободы массовой информации в РФ и о дополнительных гарантиях прав граждан на информацию.

В этих указах говорится о том же самом праве на информацию, которое закреплено в Конституции: о том, что государство должно стремиться к расширению реальных возможностей граждан на участие в управлении государственными общественными делами.

Поддерживая эту идею, отраслевой федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 говорит об информационной открытости образовательной организации. В статье 29 закона закреплена обязанность образовательной организации по размещению открытой информации.

Информация должна быть доступна для граждан, в первую очередь, та информация, которая реально затрагивает реализацию их прав. Необходимо систематически информировать граждан о принятии предполагаемых решений.

Конечно же, в первую очередь указы президента направлены на организацию деятельности органов государственной власти, но этим не ограничены, потому что нормы и политические заявления, имеющие общий характер, реализуются в том числе в отраслевом законодательстве и касаются деятельности непосредственно каждой организации, в т.ч. информационной открытости образовательных организаций.

Если говорить о развитии информационного права в этой части, то в 2000 году президентом РФ была утверждена доктрина информационной безопасности. Это  важный основной документ, который в совокупности представляет официальные взгляды на цели, задачи, принципы, основные направления информационной безопасности в Российской Федерации – на ее организацию, на перечень мероприятий по совершенствованию как правового регулирования, так и научно-технического, организационного обеспечения.

Категории  информационных образовательных ресурсов

Анализ этих общефедеральных норм и изучение тех проектов, которые были направлены Минобрнаукой на реализацию данных принципов именно для образовательных организаций, позволил нам сделать некоторые выводы по категориям информационных образовательных ресурсов.

Это три категории таких ресурсов, которые необходимо выявить в части предоставления к ним доступа обучающихся каждой образовательной организации.

  1. Информационные образовательные ресурсы, доступ учащихся к которым должен быть запрещен в связи с противоправностью их содержания. Некоторые меры в части ограничения контента в сети интернет обеспечиваются органами государственной власти. Но этого недостаточно. Образовательная организация должна самостоятельно проводить ряд мероприятий, которые также должны быть направлены на реализацию этой задачи.
  2. Информационные образовательные ресурсы, доступ к которым может быть ограничен в рамках реализации проекта в силу несоответствия целям образования и воспитания. Доступ к этой категории может ограничиваться, несмотря на то, что их содержание не является противоправным. Это более лояльный пункт с правовой точки зрения, который говорит о том, что образовательное учреждение несет на себе миссию организации положительного контента для обучающихся. Об этом тоже много говорится, потому что в первую очередь мы должны давать нашим детям лучшее, что существует. Как мы знаем, в интернете разный пул информации, и эта цель  – отбора лучшего  – лежит в первую очередь на образовательной организации, которая предоставляет доступ к этой информации для всех обучающихся.
  3. Информационные образовательные ресурсы, доступ к которым не должен подвергаться ограничениям ни при каких условиях. Этот пул информации также четко регулируется нормами, в том числе федерального уровня. К таким ресурсам относятся, в частности, официальные сайты органов власти, информационные образовательные ресурсы, которые создаются официально, в том числе учредителями образовательных организаций в рамках реализации федеральных целевых программ. С этой целью вам необходимо, конечно же, знать о том, какие программы реализуются на вашей территории, какие информационные образовательные ресурсы создаются, какие цели они выполняют и как ваша образовательная организация может воспользоваться такой информацией, реализовать данный положительный контент для своих обучающихся.

В заключение рассмотрения данной темы хотелось бы подчеркнуть, что те вопросы, которые мы затронули, достаточно объемны и серьезны для каждой образовательной организации. Информационное право, в том числе отдельно взятые отрасли, информационные образовательные ресурсы – очень сложная тема. Практика по ней продолжает нарабатываться.

Как показал анализ проверок органов государственной власти, в частности, прокуратуры, нарушений в этой части и непонятных нормативно-правовых пробелов пока очень много.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль