Соблюдение прав обучающихся в образовательных учреждениях при приеме и переводе

37

В настоящее время вопрос соблюдения прав и обязанностей всех участников образовательного процесса (преподавателей, родителей, учеников) остается очень актуальным.    

Законодательство, регулирующее права обучающихся на прием и перевод в образовательные учреждения

Нормативно-правовая база, которая регламентирует правила приема и перевода из одного общеобразовательного учреждения в другое, а также соблюдение прав обучающихся в образовательных учреждениях очень обширна.

Понятно, что в каждом конкретном случае есть определенный круг нормативно-правовых актов, которыми они регулируются.

Рассмотрим основные законодательные акты.

Главным документом, регулирующим правовые отношения участников образовательного процесса, в т. ч. соблюдение прав обучающихся в образовательных учреждениях является Гражданский кодекс Российской Федерации.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» четко прописаны правила организации приема и перевода обучающихся по общеобразовательным программам. Основные права обучающихся в образовательных учреждениях расписаны в статье 34.

Внутрисемейные отношения между детьми и их родителями регулирует Семейный кодекс Российской Федерации.

Поскольку в современной социокультурной ситуации в российских общеобразовательных учреждениях обучаются не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, в список документов, регулирующих права обучающихся в образовательных учреждениях, включен Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ1.

В последнее время идет активное использование систем электронного документооборота между гражданами и органами исполнительной власти Российской Федерации. И поскольку современную жизнь, в т. ч. и образовательную, мы уже не мыслим без использования информационно-коммуникационных технологий, то необходимо знать нормы положения Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных".

Учитывая то обстоятельство, что около 90% всех общеобразовательных организаций – это муниципальные образовательные учреждения, и учредителем в них является орган местного самоуправления, соблюдение прав обучающихся в образовательных учреждениях и регулирование отношений между участниками учебного процесса происходит в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлен порядок действия учредителя при ликвидации образовательных учреждений, при этом недопустимо ущемление прав детей.

Также нормативным актом, регулирующим права обучающихся в образовательных учреждениях является Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Этот закон позволяет контролировать деятельность специальных учреждений для детей с общественно-опасным поведением.

В рамках своих полномочий Министерство образования и науки Российской Федерации издало приказ от 22.01.2014 № 322 и приказ от 12.03.2014 № 1773.

В этих документах прописана процедура приема и процедура перевода обучающихся по основным общеобразовательным программам и указано, что это две разные процедуры. Порядок и условия организации этих процедур регламентируется именно этими двумя разными нормативно-правовыми актами.

Следующим документом, регламентирующим соблюдение прав обучающихся в образовательных учреждениях, является Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 10154. Хотя этот приказ напрямую не связан с вопросами приема и перевода обучающихся, но он очень важен. Это основной документ, на основании которого организуется и реализуется образовательный процесс во всех образовательных учреждениях. Данный приказ заменяет собой 12 привычных нам типовых положений по разным типам и видам образовательных учреждений.

Данные нормативно-правовые документы закрепляют права обучающихся в образовательных учреждениях, в т. ч. при приеме и переводе из одной школы в другую.

 

1 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

2 Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

3 Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177"Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности".

4 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль