Административные правонарушения в образовании

181

Порядок оформления административных правонарушений в образовании

С организацией государственного контроля именно в части надзора очень близко идут действия кодекса российской федерации об административном правонарушении. Должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные мероприятия, наделены полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении в образовании. При этом, в соответствии с требованиями, установленными кодексом об административных правонарушениях, должностные лица не просто уполномочены составлять такие протоколы, но и обязаны это делать независимо от того, проводится проверка или нет,  во время проверки или даже без нее. Главное здесь – это сам факт выявления признаков административного правонарушения в образовании, и уже только это дает право на составление протокола.

Далее теми же должностными лицами органов надзора этот протокол направляется в суд. А вот принятие решения уже остается за судебными органами – они рассматривают, есть ли действительно административное правонарушение в образовании, и какое наказание целесообразно применить в соответствии со статьями, которые относятся к сфере образования. То есть сразу при составлении протокола должностные лица административное наказание не накладывают, не штрафуют, на это их полномочия уже не распространяются и они не имеют права делать это. Представитель органа надзора лишь составляет протокол о том, что имеет место административное правонарушение, затем отправляет данный протокол по месту ответчика  в судебные органы, и только после этого судебный орган принимает соответствующие решения.

Стоит обратить внимание, что после составления такого протокола, руководителю школы целесообразно присутствовать на судебном заседании, так как логично предполагается, что в репутации и жизнедеятельности своей образовательной организации он - самое заинтересованное лицо.  Хотя бывают и факты неявки и игнорирования заседаний, что не совсем понятно, и, в принципе, ситуацию не улучшает, так как стараться отстоять свою позицию, или если какие-то нарушения не так зафиксированы  и имеются для этого какие оправдательные ситуации, присутствие несомненно будет полезным. В кодексе административных правонарушений отмечено, что при принятии решения берется во внимание, все ли меры должностным или юридическим лицом, в отношении которого составлен протокол, приняты к тому, чтобы данное административное правонарушение в образовании не было совершено. То есть если по какой-то причине некое правонарушение было совершено, а школа со своей стороны сделала все, чтобы его не было, то эти доказательства необходимо представить в суд, и тогда от меры действия или бездействия руководства школы и будет определяться мера наказания.

Кодекс административных правонарушений в образования

Основная статья кодекса административных правонарушений в образовании - это статья 5.57, нарушение прав и свобод на образование, предусмотренное законодательством. В первую очередь это соблюдение тех прав, которые зафиксированы непосредственно в законе об образовании - об общедоступности образования, о его бесплатной возможности, и других позиций. Напомним, что нарушения любого характера могут быть выявлены не только в ходе плановых проверок, но и в других случаях при поступлении обращений или жалоб в органы контроля и надзора, когда эти жалобы подтверждаются фактически.

Еще один значимый аргумент  - это нарушение требования к ведению образовательной деятельности и организации  образовательного процесса, что отражено в статье 19.30. Это может быть связано с соблюдением каких-либо правил и порядка, например, проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, проведения олимпиад, приема, или оказания платных образовательных услуг, и т.п.

Другого порядка административные правонарушения могут быть связаны непосредственно с должностными лицами образовательной организации. В частности, это статья 19.4 – неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль и надзор и муниципальный контроль. Это неповиновение может быть выражено в том, на запрос органов надзора директор школы не отправил документы, или вообще не встретил должностных лиц, хотя приказ о проведении проверки с четко указанными сроками получил, или не оставил  уполномоченного представителя.  Уточнение трактовки есть в статье 19.4.1 - воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля и надзора, муниципального контроля. То есть определенные действия руководителя или уполномоченного лица могут быть квалифицированы как препятствие для выполнения своих обязанностей, даже когда проверяющих встретили, всех ответственных назначили. Например, в ходе проверки запрашивается документ в соответствии с установленными требованиями и полномочиями, а школа его своевременно не предоставляет: когда необходим какой-либо журнал или программа, руководитель ушел за ним, и не возвращается час, два, и т.д. В таком случае, проверяющий специалист может зафиксировать непредставление документов как воспрепятствование своей законной деятельности.

Конкретно за информационность отвечает статья 19.7 - не предоставление сведений, информации  так же по запросу.  Здесь нужно обращать внимание, что преставление сведений и информации должно быть установлено каким-либо нормативным документом. То есть когда проверяющие представители надзора просят представить какие-то документы и составляют протокол о том, что их не предоставили, это будет относиться к статьям, разобранным выше. Здесь запрашиваемые сведения должны быть закреплены или в законе об образовании, или в каком-либо постановлении правительства.

Административным правонарушением в образовании может так же грозить статья 19.5 - невыполнение в срок законного предписания, постановления, решения органа государственного контроля и надзора и муниципального контроля. То есть когда школе выдано предписание, выдано повторное предписание, даже при нем может быть составлен протокол по статье 19.5 снова.

Так же школу может коснуться и статья 19.20, относящаяся к  лицензированию образовательной деятельности, осуществлению деятельности, не связанной с извлечением прибыли без специального разрешения. Казалось бы, к государственному контролю и надзору это имеет опосредованное отношение, но при проведении  проверки уполномоченное лицо наделено полномочиями составлять протокол на эту тему, даже если это относится не к предмету проверки. Например, проводится поверка по контролю качества, соответственно предмет проверки – это контроль качества и ничего больше, однако, если проверяющий представитель увидел, что в школе отсутствует лицензия на какую-то программу, то невзирая на то, что лицензионный контроль не является предметом проверки, должностное лицо имеет право составить протокол. Мало того, оно это сделать обязано, так как согласно 28-ой статье кодекса административных правонарушений, должностные лица при выявлении признаков и причин, ведущих к административным правонарушениям в образовании, или признаков правонарушения, обязаны составить протокол немедленно, максимум в течение двух дней, если есть необходимость в получении дополнительных сведений. Поэтому, несмотря на то, что проверка работы школы имеет совершенно другой предмет, если в школе ведется деятельность по той или иной программе без лицензии, протокол будет составлен. 

Таким образом, стоит понимать, что содержать все документы в порядке, а так же соблюдать все требования законодательства не дожидаясь проверок и не допускать административных правонарушений в образовании, - это залог успешной и долгой работы школы и иной образовательной организации.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль