Соотнесение локальных нормативных актов об образовании с общероссийскими

135

Заимствование отдельных глав, форм и положений документации в других образовательных учреждениях приводит к тому, что нормы, указанные в них, не соотносятся с законом «Об образовании в РФ». В случае проведения проверки часто выясняется, что формулировки, взятые из локальных нормативных актов об образовании, противоречат специфике и политике данной образовательной организации.

Основные ошибки при разработке документации согласно локальным нормативным актам об образовании

Одно из распространенных нарушений, с которым сталкиваются органы контроля и надзора при проведении проверок, является несоответствие норм, существующих в локальных нормативных актах об образовании и указанных в документации школы, действующему закону «Об образовании в РФ».

В частности, это касается восстановления отчисленных ранее учащихся. В 30 статье закона «Об образовании в РФ» предусмотрено решение вопроса в части приема, перевода, отчисления и восстановления локальными нормативными актами об образовании. Однако 62 норма закона «Об образовании в РФ» говорит о восстановлении только лиц, обучающихся на программах в профобразовании – это студенты РВО, СПО, колледжей и ВУЗов. К общеобразовательным учреждениям, коими являются школы, лицеи, гимназии и т.д., данная норма применена быть не может, и ее наличие в документации является серьезным нарушением, несмотря на то, что она указана в локальном нормативном акте об образовании.

Хотя 62 статья закона «Об образовании в РФ» является специальной нормой, она устанавливает институт восстановления только для студентов, но не учащихся общеобразовательных учреждений и тем более воспитанников детских садов. Поэтому администрации общеобразовательных организаций и лицам, ответственным за разработку и оформление документации, следует соотносить локальные нормативные акты в образовании не только с общими, но и со специальными нормами, указанными в федеральном законодательстве.

Следующая ошибка совершается при разработке Положения, регламентирующего права и обязанности учащегося согласно локальным нормативным актам об образовании. У образовательной организации есть право самой определять количество пунктов в Положении, но дублировать в нем нормы, содержащиеся в Правилах внутреннего распорядка, является нецелесообразным.

Локальные нормативные акты об образовании оставляют за учебным учреждением право указывать в Правилах внутреннего распорядка нормы, касающиеся поведения детей во время учебных занятий, внеурочной деятельности и культурно-массовых мероприятий, в столовой, на прилегающей к школе территории, на переменах и т.д., поместив их в разделы, пункты или параграфы, посвященные особенностям и правилам поведения в течение всего дня в учреждении и в случае посещения иных мероприятий (в том числе не предусмотренных учебным планом – дискотеки, пикники и т.п.).

Соблюдение локальных нормативных актов об образовании при разработке документации

Часто анализ ранее принятых и вновь утвержденных документов, разработанных на основе локальных нормативных актах об образовании, показывает либо их дублирование, либо противоречие друг другу. Это не является нарушением, не вызывает претензий со стороны экспертов или сотрудников органов контроля и надзора и не указывается ни в экспертном заключении, ни в акте предписания. Нарушением считается лишь отсутствие соотношения содержания документа с нормами, указанными в локальных нормативных актах об образовании. Однако, как было сказано выше, дублирование норм не является целесообразным.

Количество документов, предъявляемых представителям органов контроля и надзора, определяется администрацией образовательного учреждения. Если все они составлены согласно федеральному законодательству и локальным нормативным актам об образовании, контролирующие органы не имеют права предъявлять претензии и санкции.

Таким образом, во избежание ошибок при оформлении документации, администрации образовательных учреждений следует принимать во внимание не только локальные нормативные акты об образовании, но и общие и специальные нормы закона «Об образовании в РФ».

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль