Государственная аккредитация образовательной деятельности: актуальные тенденции

261

Если рассматривать вопрос о том, каким изменениям подверглась государственная аккредитация образовательной деятельности в последнее время, по федеральному закону № 500 в частности, то мы видим, что значительная часть этих изменений непосредственно касается процедуры контроля качества. Такое направление преобразований не случайно, поскольку наметилась тенденция к тому, чтобы именно аспект качества стал определяющим для получения госаккредитации.

Государственная аккредитация образовательной деятельности: предмет экспертизы

Формулировки, определяющие цели аккредитационной экспертизы, предметом которой в первую очередь является оценка того, насколько качественно осуществляется подготовка обучающихся в рамках аккредитованных программ, а также проверка соответствия деятельности образовательного учреждения установленным стандартам, во многом совпадают с формулировками, относящимися к процессу федерального государственного контроля качества. 

Это объясняется тем, что государственная аккредитация образовательной деятельности и госконтроль качества определенным образом дополняют друг друга, осуществляясь по общим, установленным в законе об образовании нормативам. Срок, на который выдается аккредитация (общеобразовательная), составляет 12 лет, поэтому и возникает необходимость промежуточного контроля. В данном случае последовательный контроль качества позволяет отследить соответствие стандартам в течение всего периода. 

В случае принятия нового закона о контроле и надзоре крайне важно, чтобы контроль качества был вписан в проект должным образом.

Условия получения государственной аккредитации для ведения образовательной деятельности

Серьезность лицензионных требований, отвечать которым необходимо для подтверждения права ведения образовательной деятельности, нельзя недооценивать. Значительная часть нарушений, которые могут быть выявлены в процессе осуществления лицензионного контроля, относится к категории грубых, то есть результатом их обнаружения может стать составление протокола об административном правонарушении, поэтому необходимо понимание всей ответственности как со стороны контролирующих органов, так и со стороны подлежащих контролю учреждений и юридических лиц.

Информация о том, что является обязательным условием для успешного получения государственной аккредитации для ведения образовательной деятельности, доступна. Соответствующие материалы можно собрать, самостоятельно ознакомившись с законами и нормативами или же прибегнув к профессиональной помощи экспертов.

Возможные нарушения при государственной аккредитации образовательной деятельности и их устранение

Нарушения, которые приводят к наступлению административной ответственности, занимают особое место среди типичных недочетов, выявляемых в ходе проверок (в рамках лицензионного контроля, надзора и пр.). Не все руководители и представители администрации учебных заведений четко осознают, где проходит та граница, за которой нарушение переходит в разряд административных и может, в том числе, стать серьезным затруднением в процессе государственной аккредитации образовательной деятельности. 

К основным статьям Кодекса об административных правонарушениях РФ, которые касаются именно образовательной деятельности, относятся статьи 5.57, а также 19.30. В случае нарушения права обучающихся на свободу, их академических прав и социальных гарантий действует статья 5.57.

Статья 19.30 касается в первую очередь соблюдения порядка в процессе организации экзаменов (ГИА), но также включает в себя возможные расхождения с требованиями при проведении олимпиад и несоответствия, относящиеся к порядку приема обучающихся. Кроме того, проверки государственного надзора оценивают соответствие правилам, по которым оказываются платные образовательные услуги, и нарушения в этой области также относятся к статье 19.30.

При выявлении подобных фактов в полномочия должностных лиц, выполняющих задачи по контролю, в том числе в рамках процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности, входит безотлагательное составление протокола.

Отдельно следует упомянуть нарушения, которые регулируются статьями из раздела по управлению. Чаще всего в таких случаях фигурируют следующие статьи: номер 19.4 (включая 19.4.1), 19.5, 19.7, а также 19.20.

19.4 задействуют, когда законное распоряжение, поступившее от уполномоченного на проведение контроля должностного лица, игнорируется. Невыполнение предписаний влечет за собой применение статьи 19.5. Статья 19.20 особенно хорошо известна специалистам по лицензионному контролю, поскольку используется в случае работы учреждения без лицензии, то есть незаконного извлечения прибыли (часть 1), когда при этом налицо нарушения лицензионных требований (часть 2), включая грубые нарушения (часть 3).

Практика составления протоколов при государственной аккредитации образовательной деятельности: нюансы и последствия

Протокол может быть составлен как в отношении должностного лица, ответственного за обнаруженное нарушение, так и в отношении юридического лица, то есть непосредственно образовательной организации. Причем суды никогда не отказывают в принятии на рассмотрение сразу двух протоколов по одному нарушению, и такая судебная практика достаточно распространена.

Если говорить о государственной аккредитации образовательной деятельности в целом и лицензионном контроле в частности, то только выявление несоответствий по критерию наличия учебников и информационных материалов не повлечет за собой составление протокола по поводу административного правонарушения, поскольку это не попадает в категорию грубых нарушений. Все остальные возможные несоответствия рассматриваются как серьезные и могут (в случае неустранения недочетов или игнорирования предписаний) стать препятствием на пути к получению лицензии. При этом полномочиями составлять по таким нарушениям протокол располагают также должностные лица, проводящие проверку по надзору. Например, если в процессе выясняется, что учреждение ведет профобучение, не располагая лицензией на эту деятельность.

Важно отметить, что составление протокола не обязательно является результатом проверки. Основанием может стать также жалоба, поступившая в надзорные структуры, и любой подтвержденный факт правонарушения со стороны образовательной организации.

Итак, мы видим, что государственное лицензирование и аккредитация образовательных учреждений предполагает не только подтверждение соответствия лицензионным требованиям, которое осуществляется один раз в 12 лет. Предусмотрены также регулярно проводимые мероприятия по контролю качества, и только своевременное выполнение всех предписаний, а также исправление выявленных недочетов позволит сохранить аккредитацию.

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль