Значимость локально-нормативных актов в образовательной организации

74

Наличие документов, что-либо регламентирующих, поясняющих, делегирующих, инструктирующих и устанавливающих очень важно в любой деятельности и в любой организации. В нашей стране многие годы это было чуть ли не важнейшим направлением для структурирования ответственности. Стоит ли говорить, что организации, работающие с детьми в части передачи знаний и информации, в направлении их ориентиров и профиля в жизни, подвергаются строжайшему контролю своей деятельности государственными органами надзора. И тем не менее,  несмотря на все это, и на то, что от принятия закона об образовании 1 сентября 2012 года и от момента его вступления в силу, до сегодняшнего дня прошел достаточно большой период времени, все-таки таких нарушений достаточно много со стороны образовательных организаций до сих пор.

Составление локально-нормативных актов в образовательных организациях

При этом в статье 108 федерального закона 273 зафиксировано, что организации, осуществляющие обучение, имеют возможность вносить изменения в свой устав до 1 января 16 года, то есть у школ было время на корректировки. Но относительно локальных-нормативных актов у образовательных организацийне было никаких отсрочек в принципе, то есть все локально-нормативные акты, регулирующие все образовательные отношения в школе или ином образовательном учреждении, которые установлены законодательством, должны быть разработаны и приняты уже давно. Но фактическая ситуация в ходе проверок школ органами контроля и надзора показывает, что это далеко не так.

Так же стоит отметить, что сейчас, согласно действующему законодательству, сам перечень норм, регулируемых локальными актами, увеличился, что тем более не дает повода расслабляться и не принимать их. Список необходимых локально-нормативных актов образовательных учреждений пополнился теми позициями, которые ушли из уставов образовательных организаций. При сравнении настоящего законодательства по требованиям к уставу с ранее действующими статьями можно увидеть, что обязательных позиций, которые должны быть зафиксированы в главном нормативном акте школы – уставе, стало меньше. То есть в уставе образовательной организации должно быть четко зафиксировано все самое основное, а уже конкретика должна регулироваться через локально-нормативные акты образовательных учреждений, что в принципе совершенно логично. Конкретные позиции и пункты могут меняться по ситуации согласно вновь возникающим требованиям законов, жизни и социума довольно часто, и конечно, внести изменения в локальный нормативный акт значительно проще, чем в особом порядке утверждаемый устав школы.

Задачу по соблюдению всей документационной базы в школе облегчает статья 30 закона об образовании, где зафиксированы все основные необходимые локальные акты, которые большей частью уже разработаны и имеют типовую форму. Но надо понимать, что кроме них в других статьях закона есть обращения о необходимости еще разрабатывать те или иные позиции через локально-нормативные акты в оразовательных учреждений, и этот аспект  чаще всего и упускается.

Таким образом, руководитель организации время от времени должен по своей инициативе, не дожидаясь проверок, особенно внеплановых, сам проводить ревизию имеющихся локальных актов. Очень распространенная ошибка в делопроизводстве - это считать, что принятие нового нормативного акта является уже самодостаточным фактом. Нет, этого не достаточно! Здесь упускается очень важный момент – разработав новый документ, руководитель часто забывает отменить старый, то есть объявить специальным приказом утратившим силу ранее действующий документ. Таким образом, в школе получается два действующих документа по одной и той же позиции. А это, тем не  менее, обязательная процедура правового законотворчества в образовательной организации. Поэтому проведя ревизию локально-нормативных актов образовательного учреждения, можно не только понять, чего не хватает и разработать новые документы, которые появились в связи с вступлением в силу закона об образовании, но и стоит внести изменения и доработать имеющиеся нормативные акты, не забывая при этом избегать двусмысленности и повторов, своевременно отменяя ранее действующие позиции.

Даже в уже разработанных локальных нормативных актах образовательных учреждений достаточно часто до сих пор встречается наличие позиций об установление норм, которые противоречат федеральному закону в сфере образования, причем противоречия бывают достаточно серьезные. Поэтому очень важно, при  процедуре разработки локально-нормативного акта соотнести все позиции со всеми теми  нормами и полномочиями, которые зафиксированы в законодательстве, и не вводить нормы, противоречащие действующему законодательству.

Частые несоответствия в локально-нормативных актах

Наиболее часто встречаются нормы в локально-нормативных актах образовательных учреждений, несоответствующие или даже противоречащие федеральному закону, которые регулируют, например:

  • осуществление процедуры проведения промежуточной аттестации,
  • порядка отчисления и возобновления в организации обучающихся слушателей,
  • оказание платных образовательных услуг,
  • и еще очень много подобных позиций нарушений.

Подводя итог, отметим, что знание требований законодательства в сфере образования является определяющим для руководителя школы. Важно держать «руку на пульсе» и своевременно разрабатывать необходимые локально-нормативные акты образовательных учреждений и вносить изменения в имеющиеся, чтобы не давать возможности одному неверно составленному документу мешать осуществлению всей образовательной деятельности после проведения проверок органами контроля и надзора.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль