Значимость локально-нормативных актов в образовательной организации

100

Наличие документов, что-либо регламентирующих, поясняющих, делегирующих, инструктирующих и устанавливающих очень важно в любой деятельности и в любой организации. В нашей стране многие годы это было чуть ли не важнейшим направлением для структурирования ответственности. Стоит ли говорить, что организации, работающие с детьми в части передачи знаний и информации, в направлении их ориентиров и профиля в жизни, подвергаются строжайшему контролю своей деятельности государственными органами надзора. И тем не менее,  несмотря на все это, и на то, что от принятия закона об образовании 1 сентября 2012 года и от момента его вступления в силу, до сегодняшнего дня прошел достаточно большой период времени, все-таки таких нарушений достаточно много со стороны образовательных организаций до сих пор.

Составление локально-нормативных актов в образовательных организациях

При этом в статье 108 федерального закона 273 зафиксировано, что организации, осуществляющие обучение, имеют возможность вносить изменения в свой устав до 1 января 16 года, то есть у школ было время на корректировки. Но относительно локальных-нормативных актов у образовательных организацийне было никаких отсрочек в принципе, то есть все локально-нормативные акты, регулирующие все образовательные отношения в школе или ином образовательном учреждении, которые установлены законодательством, должны быть разработаны и приняты уже давно. Но фактическая ситуация в ходе проверок школ органами контроля и надзора показывает, что это далеко не так.

Так же стоит отметить, что сейчас, согласно действующему законодательству, сам перечень норм, регулируемых локальными актами, увеличился, что тем более не дает повода расслабляться и не принимать их. Список необходимых локально-нормативных актов образовательных учреждений пополнился теми позициями, которые ушли из уставов образовательных организаций. При сравнении настоящего законодательства по требованиям к уставу с ранее действующими статьями можно увидеть, что обязательных позиций, которые должны быть зафиксированы в главном нормативном акте школы – уставе, стало меньше. То есть в уставе образовательной организации должно быть четко зафиксировано все самое основное, а уже конкретика должна регулироваться через локально-нормативные акты образовательных учреждений, что в принципе совершенно логично. Конкретные позиции и пункты могут меняться по ситуации согласно вновь возникающим требованиям законов, жизни и социума довольно часто, и конечно, внести изменения в локальный нормативный акт значительно проще, чем в особом порядке утверждаемый устав школы.

Задачу по соблюдению всей документационной базы в школе облегчает статья 30 закона об образовании, где зафиксированы все основные необходимые локальные акты, которые большей частью уже разработаны и имеют типовую форму. Но надо понимать, что кроме них в других статьях закона есть обращения о необходимости еще разрабатывать те или иные позиции через локально-нормативные акты в оразовательных учреждений, и этот аспект  чаще всего и упускается.

Таким образом, руководитель организации время от времени должен по своей инициативе, не дожидаясь проверок, особенно внеплановых, сам проводить ревизию имеющихся локальных актов. Очень распространенная ошибка в делопроизводстве - это считать, что принятие нового нормативного акта является уже самодостаточным фактом. Нет, этого не достаточно! Здесь упускается очень важный момент – разработав новый документ, руководитель часто забывает отменить старый, то есть объявить специальным приказом утратившим силу ранее действующий документ. Таким образом, в школе получается два действующих документа по одной и той же позиции. А это, тем не  менее, обязательная процедура правового законотворчества в образовательной организации. Поэтому проведя ревизию локально-нормативных актов образовательного учреждения, можно не только понять, чего не хватает и разработать новые документы, которые появились в связи с вступлением в силу закона об образовании, но и стоит внести изменения и доработать имеющиеся нормативные акты, не забывая при этом избегать двусмысленности и повторов, своевременно отменяя ранее действующие позиции.

Даже в уже разработанных локальных нормативных актах образовательных учреждений достаточно часто до сих пор встречается наличие позиций об установление норм, которые противоречат федеральному закону в сфере образования, причем противоречия бывают достаточно серьезные. Поэтому очень важно, при  процедуре разработки локально-нормативного акта соотнести все позиции со всеми теми  нормами и полномочиями, которые зафиксированы в законодательстве, и не вводить нормы, противоречащие действующему законодательству.

Частые несоответствия в локально-нормативных актах

Наиболее часто встречаются нормы в локально-нормативных актах образовательных учреждений, несоответствующие или даже противоречащие федеральному закону, которые регулируют, например:

  • осуществление процедуры проведения промежуточной аттестации,
  • порядка отчисления и возобновления в организации обучающихся слушателей,
  • оказание платных образовательных услуг,
  • и еще очень много подобных позиций нарушений.

Подводя итог, отметим, что знание требований законодательства в сфере образования является определяющим для руководителя школы. Важно держать «руку на пульсе» и своевременно разрабатывать необходимые локально-нормативные акты образовательных учреждений и вносить изменения в имеющиеся, чтобы не давать возможности одному неверно составленному документу мешать осуществлению всей образовательной деятельности после проведения проверок органами контроля и надзора.

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль