Работа с информацией как фактор преемственности в содержании образования

42

В современном мире практически не осталось области, где бы ни пригодилось развитие навыков работы с информацией. Так, для оплаты коммунальных услуг требуются умения читать и заполнять таблицы в квитанции. Совершая покупки в различных магазинах − умение читать таблицу в товарной накладной или перечне покупок в товарном чеке. В поликлинике или на ее сайте возникает необходимость найти в таблице нужного специалиста и узнать режим приема данного врача; находясь в аэропорту или на вокзале, извлекать нужные данные с электронных табло, представленных в табличной форме. Можно привести и другие примеры, для которых требуется обучение навыкам работы с информацией.

Умение обрабатывать данные – важный фактор преемственности в содержании образования. И сегодняшний день оптимально отражает процесс преемственности предметная область «Математика и информатика».

Процесс преемственности в содержании образования: требования ФГОС НОО

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования навыки работы с данными отражены в требованиях к метапредметным образовательным результатам учащихся:

  1. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном пространстве сети Интернет);
  2. сбор, обработка, анализ;
  3. интерпретация данных в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебной деятельности и др.

Также работа с информацией, как фактор преемственности в содержании образования встроена в требования к предметным образовательным результатам предметной области «Математика и информатика»:

  1. умение работать с таблицами, схемами;
  2. построение графиков и диаграмм;
  3. создание смысловых цепочек посредством кластеров;
  4. работа с массивом данных; анализ и интерпретация данных.

Процесс преемственности в содержании образования: требования ФГОС ООО

На уровне основного общего образования требования отражены в содержании результатов освоения предметной области «Математика и информатика». Они связаны с овладением учащимися «простейшими способами представления и анализа статистических данных»; формированием представлений о «статистических закономерностях в реальном мире, о простейших вероятностных моделях»; развитием умений «извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений».

Обучение навыкам работы с информацией — это универсальное учебное действие (далее — УУД), которое формируется в урочной и во внеурочной деятельности и гарантирует преемственность в содержании образования. Заметная часть содержания примерных основных образовательных программ (далее — ООП) начального общего образования и основного общего образования, связанных с формированием указанного УУД, материалом курса «Математика».

Обучение навыкам работы с данными, как фактор преемственности в содержании образования

В содержании курса математики начальной школы представлен раздел «Работа с информацией», включающий такие содержательные элементы, как:

  1. сбор и предоставление данных, связанных со счетом (пересчетом), измерением величин;
  2. фиксирование, анализ полученной информации;
  3. построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»);
  4. истинность утверждений;
  5. составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу;
  6. составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации;
  7. чтение и заполнение таблицы;
  8. интерпретация данных таблицы;
  9. чтение столбчатой диаграммы;
  10. создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).

Практически тот же комплекс преемственности в содержании образования закреплен в курсе математики ФГОС основного общего образования. Развитие навыков работы с информацией представлено здесь в таких разделах: диаграммы (столбчатые и круговые диаграммы, извлечение данных из диаграмм, изображение диаграмм по числовым данным), элементы логики (определение, утверждения, аксиомы и теоремы, доказательство, доказательство от противного, теорема, обратная данной, пример и контрпример), высказывания (истинность и ложность высказывания, сложные и простые высказывания, операции над высказываниями с использованием логических связок: и, или, не, условные высказывания).

Отражение в части преемственности в содержании образования

В примерных программах по учебному предмету «Математика» на начальном и основном уровнях образования также определены уровни планируемых результатов.

При получении начального общего образования учащийся научится:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • заполнять несложные готовые таблицы;
  • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Учащийся получит возможность обучиться работе с данными в части преемственности в содержании образования:

  • читать несложные готовые круговые диаграммы;
  • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
  • сравнивать и обобщать полученные данные, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
  • понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
  • составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
  • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученные данные с помощью таблиц и диаграмм;
  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

В 5-6-х классах учащийся разовьет навыки работы с информацией (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне), которые помогут ему представлять данные в виде таблиц, диаграмм и читать их.

Учащийся получит возможность обучиться таким навыкам работы с данными в части преемственности в содержании образования:

  • оперировать понятиями (столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое);
  • извлекать, данные, предоставленные в таблицах, на диаграммах;
  • составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.

Особо отмечается роль развития навыков работы с информацией в повседневной жизни и при изучении других предметов. Это такие навыки, как извлечение, интерпретирование и преобразование информации, предоставленной в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.

Таким образом, можно сделать вывод, что в силу того, что преемственность в содержании образования определена на законодательном уровне (уровне федеральных государственных образовательных стандартов), каждому учителю начальной школы сегодня важно стремиться к такому совокупному результату обучения математики, который обеспечил бы его преемственность с образовательными результатами учащихся, проектируемыми ООП основного общего образования.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль