Работа с информацией как фактор преемственности в содержании образования

55

В современном мире практически не осталось области, где бы ни пригодилось развитие навыков работы с информацией. Так, для оплаты коммунальных услуг требуются умения читать и заполнять таблицы в квитанции. Совершая покупки в различных магазинах − умение читать таблицу в товарной накладной или перечне покупок в товарном чеке. В поликлинике или на ее сайте возникает необходимость найти в таблице нужного специалиста и узнать режим приема данного врача; находясь в аэропорту или на вокзале, извлекать нужные данные с электронных табло, представленных в табличной форме. Можно привести и другие примеры, для которых требуется обучение навыкам работы с информацией.

Умение обрабатывать данные – важный фактор преемственности в содержании образования. И сегодняшний день оптимально отражает процесс преемственности предметная область «Математика и информатика».

Процесс преемственности в содержании образования: требования ФГОС НОО

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования навыки работы с данными отражены в требованиях к метапредметным образовательным результатам учащихся:

  1. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном пространстве сети Интернет);
  2. сбор, обработка, анализ;
  3. интерпретация данных в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебной деятельности и др.

Также работа с информацией, как фактор преемственности в содержании образования встроена в требования к предметным образовательным результатам предметной области «Математика и информатика»:

  1. умение работать с таблицами, схемами;
  2. построение графиков и диаграмм;
  3. создание смысловых цепочек посредством кластеров;
  4. работа с массивом данных; анализ и интерпретация данных.

Процесс преемственности в содержании образования: требования ФГОС ООО

На уровне основного общего образования требования отражены в содержании результатов освоения предметной области «Математика и информатика». Они связаны с овладением учащимися «простейшими способами представления и анализа статистических данных»; формированием представлений о «статистических закономерностях в реальном мире, о простейших вероятностных моделях»; развитием умений «извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений».

Обучение навыкам работы с информацией — это универсальное учебное действие (далее — УУД), которое формируется в урочной и во внеурочной деятельности и гарантирует преемственность в содержании образования. Заметная часть содержания примерных основных образовательных программ (далее — ООП) начального общего образования и основного общего образования, связанных с формированием указанного УУД, материалом курса «Математика».

Обучение навыкам работы с данными, как фактор преемственности в содержании образования

В содержании курса математики начальной школы представлен раздел «Работа с информацией», включающий такие содержательные элементы, как:

  1. сбор и предоставление данных, связанных со счетом (пересчетом), измерением величин;
  2. фиксирование, анализ полученной информации;
  3. построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»);
  4. истинность утверждений;
  5. составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу;
  6. составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации;
  7. чтение и заполнение таблицы;
  8. интерпретация данных таблицы;
  9. чтение столбчатой диаграммы;
  10. создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).

Практически тот же комплекс преемственности в содержании образования закреплен в курсе математики ФГОС основного общего образования. Развитие навыков работы с информацией представлено здесь в таких разделах: диаграммы (столбчатые и круговые диаграммы, извлечение данных из диаграмм, изображение диаграмм по числовым данным), элементы логики (определение, утверждения, аксиомы и теоремы, доказательство, доказательство от противного, теорема, обратная данной, пример и контрпример), высказывания (истинность и ложность высказывания, сложные и простые высказывания, операции над высказываниями с использованием логических связок: и, или, не, условные высказывания).

Отражение в части преемственности в содержании образования

В примерных программах по учебному предмету «Математика» на начальном и основном уровнях образования также определены уровни планируемых результатов.

При получении начального общего образования учащийся научится:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • заполнять несложные готовые таблицы;
  • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Учащийся получит возможность обучиться работе с данными в части преемственности в содержании образования:

  • читать несложные готовые круговые диаграммы;
  • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
  • сравнивать и обобщать полученные данные, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
  • понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
  • составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
  • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученные данные с помощью таблиц и диаграмм;
  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

В 5-6-х классах учащийся разовьет навыки работы с информацией (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне), которые помогут ему представлять данные в виде таблиц, диаграмм и читать их.

Учащийся получит возможность обучиться таким навыкам работы с данными в части преемственности в содержании образования:

  • оперировать понятиями (столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое);
  • извлекать, данные, предоставленные в таблицах, на диаграммах;
  • составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.

Особо отмечается роль развития навыков работы с информацией в повседневной жизни и при изучении других предметов. Это такие навыки, как извлечение, интерпретирование и преобразование информации, предоставленной в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.

Таким образом, можно сделать вывод, что в силу того, что преемственность в содержании образования определена на законодательном уровне (уровне федеральных государственных образовательных стандартов), каждому учителю начальной школы сегодня важно стремиться к такому совокупному результату обучения математики, который обеспечил бы его преемственность с образовательными результатами учащихся, проектируемыми ООП основного общего образования.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль