Индивидуально-образовательная программа для ребенка с ОВЗ

218

Многие преподаватели, причем даже опытные, ломают голову над тем, как же правильно подобрать подход к подготовке первоклассника с особенными потребностями к школьному учебному процессу. Индивидуально-образовательная программа ребенка с ОВЗ и ее использование на практике. Каким образом педагоги могут помочь дошкольнику воспринимать мир и окружение максимально доступно?

Довольно сложно учить чему-то детей с особенными потребностями. К ним необходимо найти особенный подход, только тогда учебный процесс будет плодотворным и эффективным. Особенное внимание нужно уделять предметно-игровым действиям. Так будет намного легче освоить программу и понять ее.

Основной задачей педагога и родителей в особенности является формирование целенаправленных действий с определенным предметом. Можно проводить такие игровые занятия, как:

  • поймай воздушный шарик;
  • кати мячик;
  • покатай игрушку;
  • сложи кубики и другие.

Какую роль играет индивидуально-образовательная программа ребенка с ОВЗ?

Родители в свою очередь должны также брать активную роль в обучении детей еще дома. К примеру, показать для чего нужно использовать карандаш, ручку, ложку или чашку. Когда чадо будет четко понимать, что за предмет находиться перед ним, тогда нужно начинать новый этап обучения – формировку обучения использования предметов в быту, а также выполнения действий непосредственно с ними.

К таким занятиям обязательно добавляется игровая форма обучения. Индивидуально-образовательная программа ребенка ОВЗ без нее не принесет должного результата. Для начала необходимо создать проблемную ситуацию, вследствие которой он поймет, что ложка необходима для употребления пищи, к примеру, а карандашами нужно рисовать.

После этого, необходимо показать, как это делается на практике: попросить его накормить и напоить чаем-то свою куклу либо другую игрушку, попробовать нарисовать простые фигуры или объекты, представить, что игрушки пришли в гости и многое другое.

Индивидуальная программа для детей с ОВЗ и ее особенности

Очень важную роль играет система сенсорного развития детей. Начинаться она должна еще в детском саду, для того чтобы максимально скоординировать движения ребенка. Первый класс – это очень сложная ступень в жизни, которая даже обычному малышу дается с большими трудностями. Что уже говорить об «особенных детях»…. Именно в детском дошкольном учреждении, воспитатели должны научить своих подопечных элементарным знаниям и навыкам, а также обеспечить их полное развитие соответственно возрастной категории.

Чтобы суметь донести до будущего школьника суть занятия, сам педагог должен приложить очень много усилий. Особенное внимание следует уделять мелкой моторике рук, зрительно-моторной коор­динации. Следует обучить подопечного следующим навыкам:

  • уметь воспринимать и чувствовать;
  • развить восприятие осязательности;
  • ощущения кинестетические и тактильные;
  • микро- и макро-моторика;
  • проведение занятий с родителями на эти темы.

Индивидуально-образовательная программа ребенка ОВЗ включает в себя также и развитие понимания речи. Каждый дошкольник должен знать, как его зовут, и уметь выговаривать свое имя. Также необходимо научить названию предметов первой необходимости, чтобы он мог не только визуально различать их, но знал, как они называются. Понимать и уметь назвать части тела, различать цвета, формы и величины, а также знать понимания простейших бытовых и игровых действий, к примеру: «давай одеваться», «идем, погуляем», «давай покушаем» и другие процессы.

Сенсорно-моторное развитие малыша поможет ему существенно адаптироваться в школьной жизни. Именно такие занятия считаются первоначальным фундаментом, на основе которых ребенок четко понимает элементарные вещь и может их распознать и назвать. Четкое понимание различных процессов, к примеру, «возьми кофточку и надень ее», «найди игрушку и принеси сюда», поставь книжечку на стол» и подобные занятия. Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ в ДОУ максимально подготовит ребенка ко всем предстоящим сложностям. Ее главной особенностью является максимальный контакт с ребенком и разговор. За счет таких слагаемых и игровых процессов, ребенку будет намного проще понимать, что от него хотят и делать это непосредственно.

Индивидуально-образовательная программа ребенка ОВЗ и роль родителей в ней

Индивидуальная программа для детей с ОВЗ предусматривает наличие у детей некого представления о предметах, событиях и процессах. Их сенсорным развитием должны заниматься в первую очередь их родители. Также их роль очень велика, когда ребенок идет в садик и школу. Педагоги занимаются на протяжении учебного дня, а родители должны помогать ребенку, выполнить и освоить домашнее задание. При таких обоюдных усилиях развитие ребенка будет проходить максимально плодотворно, насколько это возможно.

Ребенка необходимо научить не только видеть и слышать, но и чувствовать, воспринимать и характеризовать. Различные игры, как ничто другое, поможет вам в таком сложном и длительном процессе. Зрительное и слуховое восприятие уже поможет ребенку понять, что ему показывают и для чего это используется. Это так же предусматривает индивидуальная программа для детей с ОВЗ. Именно разговор и контакт с ребенком поможет ему научиться воспринимать окружающий мир. Чтобы развить общую и мелкую моторику рук можно проводить различные пальчиковые игры, логоритмику, мозаику, использовать контейнеры с различными формами. Благодаря усилиям родителей, педагогов и психологов обучить особенного ребенка вполне возможно, необходимо только желание, терпение и умение.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль