Учет внеурочных образовательных достижений ученика: модель «Круги успеха

91

Внеурочная деятельность призвана способствовать творческой реализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей его личностный интерес к различным аспектам жизнедеятельности и позитивное преобразующее отношение к окружающей действительности. Образовательные достижения ученика во внеурочной деятельности должны создавать условия для социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, его активного взаимодействия со сверстниками и педагогами, а также должны содействовать становлению первичного опыта самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

Одной из самых серьезных проблем организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования является проблема учета ее результатов, понимаемых как индивидуальные образовательные достижения учащихся. Считаем возможным дифференцировать учет внеурочных образовательных достижений ученика начальной школы на уровне класса или творческого коллектива; на уровне образовательной организации (далее - ОО); на уровне внешней независимой оценки качества образования. Если говорить об уровне класса или творческого коллектива, можно ориентироваться на модель «Круги успеха» (Автор модели — Иванющенко Т.Ю.);«Топ-класса „Радуга“». Далее остановимся на ней подробнее.

Модель «Круги успеха» в разрезе внеучебных образовательных достижений ученика

Модель учета внеучебных достижений «Круги успеха» направлена на реализацию требований ФГОС начального общего образования к планируемым результатам освоения ООП начального общего образования. Модель является компонентом комплексной системы мониторинга качества образования в ОО.

Сущность данной модели образовательных достижений ученика заключается в разработке и внедрении балльно-рейтинговой системы, цель которой – систематический мониторинг развития ребенка, оценка становления его как личности, накопление опыта социальных действий. Методически модель строится на выявлении приоритетного направления внеучебной деятельности и активной самореализации ребенка (в т. ч. в рамках приоритетного направления).

Основные цели балльно-рейтинговой системы учета внеучебных образовательных достижений ученика для учителя:

  1. изучение интересов, запросов детей и родителей, на их основе корректировки и разработки программ воспитательной направленности;
  2. совершенствование системы внеурочной деятельности;
  3. анализ возможностей ученика и образовательной среды для реализации поставленных целей.

Основные цели балльно-рейтинговой системы учета внеучебных образовательных достижений ученика для самого учащегося:

  1. приобретение опыта самооценки и самоанализа своей деятельности;
  2. приобретение опыта построения личного образовательного маршрута.

Структура модели образовательных достижений ученика «Круги успеха» и ее результаты

Модель «Круги успеха» состоит из трех взаимосвязанных уровней: «Лидер круга», «Лидер четверти», «Лидер года».

Уровень «Лидер круга» заключатся в том, что в течение установленного периода обучающиеся заполняют самостоятельно или совместно с учителем Карту достижений класса, куда вносят все текущие события, мероприятия, относящиеся к собственным достижениям отдельных учащихся и класса в целом. Учитываются любые достижения ученика в урочной и внеурочной деятельности, начиная с уровня «Класс», далее уровня «Школа», «Район», «Город», «Общероссийский уровень», «Международный уровень» по направлениям.

Оценка образовательных достижений ученика осуществляется по следующей схеме: лидер — 3 балла; активный участник — 2 балла; участник — 1 балл. Уровень участия не учитывается. По решению, принятому совместно с детьми, учитель может добавить за высокие результаты городского уровня и выше на 1 или 2 балла. Небольшой разброс баллов от лидера к участнику позволяет мотивировать учеников на участие в разных мероприятиях внеурочной деятельности. Подсчет полученных баллов по каждому из направлений Карты достижений класса в конце отчетного периода (четверти) позволяет выявить лидера по каждому из направлений. Дипломы, грамоты, сертификаты, лучшие работы и прочие материалы ученик собирает в папку достижений Портфолио.

Второй уровень модели — «Лидер четверти». Здесь ведется подсчет общего количества полученных баллов в конце отчетного периода (четверти), позволяет выявить лидера класса в рамках данного отчетного периода.

На уровне «Лидер года» учащийся в конце учебного года систематизирует Портфолио. Выявляются лидеры по всем направлениям за учебный год и общий лидер класса.

Результатами внедрения модели учета внеучебных образовательных достижений ученика «Круги успеха» можно считать:

  1. приобретение учащимися социальных, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  2. получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  3. получение опыта самостоятельного общественного действия.

Преимущества модели образовательных достижений ученика «Круги успеха»

Апробация различных моделей и подходов учета внеучебных достижений обучающихся позволила систематизировать достоинства модели «Круги успеха» (табл. 1).

Таблица 1

Преимущества модели «Круги успеха»

Модель/подход Недостатки Преимущества
Традиционная отметочная система Не учитывает достижений учащихся во внеучебной деятельности; сегодня использование только этой системы недостаточно для комплексной оценки результатов освоения ООП Учитывает достижения и урочной деятельности, и внеурочной; может стать эффективным дополнением к урочной системе оценивания.
Портфолио достижений Большой объем материалов может вызвать затруднение в анализе успехов; нет однозначных критериев оценки достижений Разработаны критерии и баллы для оценки достижений. Карта достижений проста в использовании, ее анализ прост для любого ребенка. Позволяет сразу выявить лидеров по нескольким направлениям, т. е. лидерами в классе одновременно могут стать много учеников
Система оценки внеурочных достижений «Топ—300» В рейтинг попадают учащиеся, заявившие о себе, начиная со школьного уровня и выше, как правило это один и тот же круг учеников. Ребенку начальной школы важнее знать свое место среди одноклассников, чем среди незнакомых им детей. Электронная версия рейтинга не всегда доступна учащимся начальной школы В «Топ—300» могут от класса претендовать дети, ставшие лидерами по направлениям, даже если они не завоевали каких-то больших наград, а были самыми активными и достойными в четверти. Первичным будет все равно классный рейтинг и его наглядные результаты

Информации об образовательных достижениях ученика фиксируется на основе принципа добровольности (с точки зрения учащегося). Учащийся самостоятельно решает, какие именно документы и материалы он поместит в папку своих достижений и отразит в карте достижений. Самостоятельный работа с картой достижений помогает ребенку осознать свои возможности, сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения, более ответственно относиться к занятиям, увлечениям.

Процесс заполнения карты достижений способствует взаимодействию с социальными партнерами. Имеется в виду обращение в организации дополнительного образования, детские общественные учреждения. Этот факт создает максимум возможностей для демонстрации личностных достижений учащегося, и выдвигается тезис, что участие не менее важно, чем конечная победа, который лежит в основе модели «Круги успеха».

Модель образовательных достижений ученика «Круги успеха»: риски реализации

Возможные риски при использовании модели «Круги успеха» и пути их преодоления представлены в табл. 2.

Таблица 2

Риски реализации модели «Круги успеха»

Риски Пути нейтрализации
Устойчивая ориентация педагогов на традиционную систему оценивания учащихся Организация внутрикорпоративного обучения и апробации.
Модерации и семинары для педагогов
Отсутствие единых критериев оценки качества образовательных результатов Согласование создаваемых педагогами критериев оценивания учащихся на уровне методических объединений и в ходе диалога с родителями
Недостаточная вариативность форм учета достижений учащихся в школьной практике, в т. ч. достижений вне ОО Создание учащимися Портфолио достижений, куда можно помещать не только дипломы, сертификаты, но и творческие отчеты об участии
Недостаточный уровень готовности учеников к участию в системе поиска сферы самореализации в образовательном процессе, выбору форм образовательных достижений, диалогу по обсуждению собственного образовательного маршрута Развитие эмоционально-ценностного компонента всех форм учета, признания, обсуждения достижений учащихся.
Создание временных или постоянно действующих групп по интересам (клубов), которые реализуют совместные проекты в приоритетном для них направлении

В целом, модель внеучебных образовательных достижений ученика «Круги успеха» можно считать компонентом системы мониторинга, контролирующего качество образования. Данная модель гарантирует личностное развитие каждого ученика на уровне начального образования, а также способствует приобретению опыта самоанализа и самопрезентации, увеличивает мотивацию к обучению. Данная модель ориентирована на гармоничное взаимодействие всех участников образовательных отношения и может рассматриваться как необходимое условие функционирования успешной, комфортной школы, а также имеет широкое пространство реализации.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль