Особенности государственного контроля и надзора в сфере образования

173

Особенности организации государственного контроля и надзора в сфере образования отражены в 93 статье. Где в первой же части обозначено, что государственный контроль и надзор в сфере образования включает в себя федеральный государственный надзор в сфере образования и федеральный государственный контроль качества образования. Это очень важно, так как это два принципиально разных направления контроля, каждый из них имеет свой предмет контроля и свои последствия при выявлении результатов.

Государственный надзор и контроль в сфере образования

Согласно определениям, данным в 93 статье, под федеральным государственным контролем и надзором в сфере образования понимается прежде всего деятельность контролирующих органов, направленная на предупреждение, выявление, пресечение нарушения органами государственной власти Российской федерации. Включая органы местного управления, самоуправления, а так же организации, осуществляющие образовательную деятельность. Надзор за выполнением требований законодательства об образовании осуществляется посредством организации и проведения проверок образовательных организаций, и как результат - принятие предусмотренных законодательством Российской федерации мер по пресечению и устранению последствий этих выявленных нарушений. Таким образом, государственный контроль в сфере образования и надзор - это выявление, пресечение, предупреждение нарушений требований законодательства.

Под законодательством в свою очередь подразумевается прежде всего закон об образовании, а так же все принятые, развивающие его позиции, нормативно-правовые акты. Определить является ли требованием та или иная позиция достаточно просто. Если в законе написано, что что-то устанавливается правительством Российской федерации, значит постановление правительства Российской федерации, установившее порядок или какие-либо нормы и является обязательным требованием в сфере образования, а значит, тоже подлежит надзору именно в сфере образования.

Государственный контроля и надзор в сфере образования: контроль качества и его современные особенности

Понимание федерального государственного контроля и надзора качества образования изменилось недавно, согласно вступившим в силу существенным изменениям, внесенным в 500 федеральный закон. В настоящий момент, с января 2015 года, под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, федеральным государственным образовательным стандартам. Государственный контроль в образовании существляется посредством организации и проведения проверок качества образования, и принятия по их результатам мер, предусмотренных данной статьей. Таким образом, контроль качества образования – это именно оценка соответствия содержания качества подготовки обучающихся требованиям конкретного стандарта, то есть ФГОСа.

Напомним, что еще недавно, до января 2015 года, под контролем качества образования понималась оценка соответствия образовательной деятельности организации требованиям стандарта. То есть необходимый федеральный государственный контроль качества в сфере образования проводился на основе федерального государственного стандарта. В данном стандарте были установлены требования к условиям организации деятельности по данной программе, установлены требования к структуре образовательной программы,  и установлены требования к результатам. Задачей государственного контроля и надзора  в сфере образования было соотнести соблюдение этих требований в проверяемой организации и в ее образовательной деятельности. То есть в рамках контроля качества проверялось соблюдение требований и к структуре, и к условиям, и к результатам. Сейчас же новое измененное понимание приводит к тому, что в ходе федерального государственного контроля качества в сфере образования оценка проводится в соответствии с содержанием и качеством. Проверяется содержание на соответствие стандарту, и качество, то есть требования к результатам. Таким образом, в рамках федерального государственного контроля качества образования в данный момент контролирующие органы больше не имеют права  проверять соблюдение требований к структуре программы и требований к условиям. Это очень значимое изменение стоит учитывать руководителям, если в их образовательной организации планируется проверка.

Государственный надзор и контроль качества в сфере образования и аккредитация образовательных программ

Кроме того, стоит обратить внимание еще и на тот факт, что такая новая суть контроля качества сейчас стала очень тесно перекликаться с целью аккредитационной экспертизы. То есть статья 92 закона об образовании говорит о том, что цель аккредитационной экспертизы – это тоже оценка соответствия содержания качества подготовки обучающихся требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Для государственного контроля и надзора качества в сфере образования это тоже теперь стало основным. И это не случайно, а очень важно в целях приближения  контроля качества к государственной аккредитации. Аккредитация проходит один раз в 12 лет при общей программе,  или раз в 6 лет при основных профессиональных программах. В итоге между ними как раз осуществляется федеральный государственный контроль качества образования, поддерживая это соответствие содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.

Здесь стоит подчеркнуть этот немаловажный нюанс - федеральный государственный контроль и надзор качества  в сфере образования проводится только по тем программам, которые имеют государственную аккредитацию. То есть контроль качества не проводится по не аккредитованным программам. Например, дошкольное образование и реализация программ дошкольного образования имеют установленные стандарты, но так как они не аккредитуются, в отношении них федеральный государственный контроль качества не проводится. Не проводится федеральный государственный контроль качества образования и в отношении программ дополнительного образования, а так же в отношении программ профессионального обучения.

Это очень существенное положение для руководителя образовательной организации. Когда в учебном заведении планируется тот или иной вид контроля, уже приходят копии документов о проведении контроля, стоит обращать внимание, в отношении каких программ федеральный государственный контроль и надзор качества в сфере образования не имеет полномочий. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль