Ограничения при осуществлении контроля и надзора в сфере образования

82

Под ограничениями понимаются те рамки, за которые не должно выходить осуществление контроля и надзора в сфере образования.

Осуществление контроля и надзора в сфере образования: перечень ограничений для должностных лиц

  • Прежде всего, должностные лица при осуществлении контроля и надзора в сфере образования не вправе проверять заполнения обязательных требований, и требований, установленных муниципальными актами. А есть и такие требования, которые не относятся к полномочиям органов государственного контроля, от имени которых действуют должностные лица. Что понимается под контролем качества образования? Прежде всего, государственный контроль и надзор в сфере образования осуществляется именно в части соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образовании, в основном, законом об образовании. А так же развивающими его позиции постановлениями правительства и приказами министерства образования Российской Федерации и федеральных органов, в том числе по контролю и надзору.
  • Кроме этого, проверяющие должностные лица не имеют право проверять требования, установленные трудовым законодательством. Стоит отметить, что до сих пор это очень часто встречается при проведении проверки.
  • Так же при осуществлении контроля и надзора в сфере образования не имеют право проверять выполнение требований, установленных другими отраслями законодательства. Например, проверка выполнения требований санитарно гигиенических правил и норм не относится к полномочиям органов контроля надзора в сфере образования.  Таким же образом к его полномочиям не относятся еще ряд других законодательных актов, это стоит знать и понимать.
  • Одно из основных ограничений действий проверяющих органов – это невозможность осуществлять плановую и внеплановую проверки в случае отсутствия ее руководителя или должностного лица. То есть если директор или его уполномоченный представитель не встретили проверяющую организацию согласно приказу, то должностные лица органа контроля надзора ни в коем случае не имеют права осуществлять хоть плановую хоть внеплановую проверку. Они в данном случае или ждут на крыльце или уходят и приходят в любой другой день. Но здесь стоит обратить внимание на сроки. Например, если на проверку установлено пять дней, представителей органов контроля не встретили в первый день с утра, не встретили вечером  в этот день, не встретили на следующий день утром (а они имеют право приходить регулярно), то практически по каждому этому факту может быть составлен протокол по статье 19.4 как преграда по проведению полномочий должностных лиц. 
  • Так же не имеют право должностные лица требовать предоставления документов информации о профессиональных продуктах, о профессиональном обследовании окружающей среды, производственной среды, если они не являются объектом проверки, не относятся к предметам проверки.  Нет прав у проверяющих органов изымать оригиналы каких-либо документов. Здесь очень важно понимать, что когда в организацию приходит копия приказа или распоряжение о проведении проверки, там обязательно указывается предмет проверки. Например, проверяется соблюдение законодательства в сфере образования, то есть это соблюдение требований стандартов в части государственного контроля надзора качества, или это соблюдение лицензионных требований и условий в рамках лицензионного контроля. Если в приказе или распоряжении четко зафиксировано только соблюдение лицензионных требований и условий, то соответственно, должностные лица не имеют права требовать документы, проводить проверки, и вообще осуществлять какие-либо действия по, например, проведению контроля за соблюдением законодательства, потому что это будет как раз нарушением ограничений. Это позиция очень серьезная и ведет к грубому нарушению самой процедуры осуществления проверки.
  • Еще одно очень важное ограничение – это невозможность отбирать образцы продукции, пробы обследования окружающей среды и т.п. без оформления каких либо протоколов. В сфере образования важно так же не дать изымать какие-либо документы, не составляя протоколов, а так же распространять информацию, полученную  в результате проведения проверки,  тем более, если она составляет государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
  • Ни в коем случае не имеют право органы контроля превышать сроки, установленные в приказе или распоряжении о проведении проверки.
  • Так же нет права у представителей органов контроля и надзора осуществлять  выдачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений при проверки за счет их мероприятий по контролю.  То есть требовать оплату каких-либо своих действий, и соответственно предоставлять какие-то необходимые финансовые подкрепления действий контрольных органов, их уполномоченные представители никаким образом не могут.

Все это те ограничения, которые зафиксированы в законодательстве.

Также стоит отметить, все эти ограничения не случайно установлены в 15 статье 294-фз, они имеют логическое продолжение в статье 20 этого закона. А именно, нарушение этих ограничений является уже грубым нарушением процедур осуществления контроля и надзора в сфере образования. Что в свою очередь ведет или может привести к признанию результатов проверки недействительными. То есть в случае замеченного нарушения порядка осуществления проведения проверки со стороны представителей органов контроля и надзора, руководитель образовательной организации вправе обратиться в вышестоящий орган и обязательно рассмотреть вопрос о признании результатов проверки недействительными. Поэтому эту статью внимательно изучить стоит и в этом ракурсе.  Знание и понимание не только ограничений, но и ответственности органов контроля и надзора до того, как организация будет поставлена в план проверок, даст возможность руководителю избежать лишних требований и вопросов, и провести проверку спокойно и уверенно. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль