Новые органы управления сферы образования: неформальный демократичный подход

66

В соответствии с прежним законодательством, в Российской Федерации управление образовательными учреждениями предусматривало принципы единоначалия и самоуправления. Самоуправление, в свою очередь, реализовалось в формах совета образовательного учреждения, общего собрания, попечительского совета, педагогического совета. Такие органы с формально-правовой точки зрения не наделялись полномочиями управления как такового.

Новый Закон «Об образовании» (273-ФЗ) предлагает формулу управления в образовании – единоначалие и коллегиальность. А формации, именуемые ранее, как органы самоуправления получают новый статус – коллегиальные органы управления сферы образования.

Такая трансформация предполагает существенные обновления всей системы управления в образовании.

Законодательство одновременно предоставляет право и обязывает образовательные организации формировать самостоятельно собственную структуру управления.

Как работают коллегиальные органы управления сферы образования

Общественное управление в образовательных учреждениях может осуществляться по двум моделям.

Императивная модель – органы управления предусмотрены уставом, создаются формально, а в действительности не работают, не реализуют полноценно свои функции. Такая ситуация была характерной для самоуправления, определяемого прежним законодательством.

Существует и другая модель, развитие которой поддерживает новый Закон – управление осуществляется по демократическому принципу. В финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений принимают непосредственное участие родители, учащиеся, педагоги.  

Работа учреждения планируется администрацией с учетом результатов мониторинга или анкетирования, в которых задействуются все участники образовательных отношений, и определяются их пожелания.

Коллегиальные органы управления сферы образования

Для образовательных учреждений казенного и бюджетного типа определяются обязательные коллегиальные органы управления сферы образования:

  • общее собрание (конференция сотрудников);
  • педагогический совет (для вузов – ученый совет).

Для учреждений автономного типа к этим органам в обязательном порядке добавляется наблюдательный совет, то есть:

  • общее собрание (конференция сотрудников);
  • педагогический совет (для вузов – ученый совет);
  • наблюдательный совет.

Помимо этих обязательных форм управления могут формироваться и другие органы – если это предусматривает устав конкретной организации.

Утверждение уставов образовательных учреждений

В отношении автономных учреждений предусмотрено утверждение устава учредителем.

По новому Закону, в отличие от действующих ранее нормативов, не требуется принятие проекта устава вышестоящим органом. Устав принимает общее собрание (конференция) работников и направляется учредителю на утверждение без предварительного согласования проекта.

Существует исключение – когда на уровне учредителя принят другой алгоритм утверждения типовых уставов образовательных учреждений, который предусматривает предварительное принятие проекта. Однако это требование не является обязательным. Протоколы собрания (конференции) по вопросу принятия устава организации прикладывать не требуется.

Учредитель может настаивать или рекомендовать внесение в устав положений о формировании иных коллегиальных органов – в дополнение к обязательным. Это законное требование, которое можно обсуждать, но следует принимать как руководство к исполнению.

Возможен подход исключительно формального утверждения уставов образовательных учреждений – готовый устав спускается сверху учредителем. Такие случаи, как правило, весьма редки, поскольку органы, исполняющие роль учредителя, не располагают количеством штатных единиц, достаточным для составления уставов за все подчиненные учреждения.

Процесс формирования устава требует непосредственного участия самого учреждения. Необходимо правильно внести в учредительный документ полные реквизиты, сведения об истории развития образовательного учреждения, о видах деятельности, приносящих доходы, и другие важные блоки.

Может быть сформирован типовой устав (на примере учреждений Москвы), который содержит четкие положения в разделе об управлении образовательной организации – в том числе создание определенного коллегиального органа.

Или же учредитель, исходя их принципов демократии, предоставляет подконтрольному учреждению право самостоятельно формировать управленческий раздел устава. Схемы, разработанные на местах, представляются учредителю для утверждения уставов образовательных учреждений.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль