Условия формирования, сроки действия и полномочия органов управления образования

179

Новый Закон «Об образовании» (273-ФЗ) предоставляет право на местах вносить в устав образовательного учреждения положения о формировании коллегиальных органов управления (самоуправления). При этом важно учитывать требования ст. 26 Закона – в уставе обязательно должны быть описаны полномочия органов управления образования, порядок формирования таких органов и срок их действия.

Полномочия органов управления в образовании – важнейшая составляющая устава

В процессе проверок и надзорных мероприятий со стороны региональных служб надзора и контроля (Рособрнадзор, прокуратура) выявляются многочисленные правонарушения, связанные именно с несоответствием принятых уставов требованиям действующего законодательства.

Если в уставе образовательного учреждения, помимо обязательных органов коллегиального управления (общее собрание, педсовет, ученый совет), указаны иные органы, наделенные управленческими правами (совет школы, совет родителей, ученический совет и другие), в обязательном порядке требуется указать полномочия органов управления образования такой категории и условия работы.

Компетенция и полномочия управления в образовании подробно прописываются в уставе. Не допускается ссылка на нормативные положения и локальные нормативные акты для уточнения иных полномочий. В процессе надзорных мероприятий контролирующие инстанции проверяют соответствие положений устава и нормативного акта об органах управления. При этом в локальной документации может только дублироваться то, что закрепляет устав.

Впрочем, совершенно бессмысленно переписывать в локальные нормативные документы, все, что уже закреплено в уставе, а также предусмотрено законодательством всех уровней (федерального, регионального, муниципального). Целесообразнее уделить внимание конкретизации отдельных моментов, связанных с органами коллегиального управления, например – порядок их формирования (выборы, кооптация, назначение).

Если речь идет об обязательных органах коллегиального управления (общее собрание, конференция работников), то сроки полномочий органов управления образования такого ранга могут различаться.

Постоянно действует общее собрание. В уставе рекомендуется обязательно отразить этот факт, поскольку в данном контексте формулировка «постоянно» указывает на сроки полномочий – бессрочно.

Конференция работников может быть также бессрочной или же иметь определенные сроки – в зависимости от практики действия данного коллегиального органа управления, сложившейся в конкретной организации.

Ученый совет в вузе может осуществлять полномочия органов управления образования несколько лет, а школьный педсовет (в общеобразовательных и дошкольных организациях) действует постоянно.

Педсовет составляется из педагогических работников – основного персонала образовательных учреждений. Их участие в основной деятельности – образовательном процессе – не может ограничиваться какими-либо сроками. Хотя законодательством формально не запрещено избирать педсовет на определенный срок.

Порядок формирования и распределения полномочий органов управления образования

В уставе можно предусмотреть порядок формирования педсовета по принципу, наиболее целесообразному для каждого конкретного учреждения.

Распространено представительство в педсовете педагогических работников от различных подразделений – дошкольного образования, начальной школы, средней школы.

В небольших учебных заведениях участвовать в педсовете может весь педагогический коллектив. Для организации подобного органа коллегиального управления в учреждениях со сложной структурой, для холдингов, где имеются несколько отельных учебных корпусов, представительство в педсовет разумнее осуществлять по-другому. Здесь компетенции органов образования осуществляют малые педсоветы – по структурным подразделениям. Или же создается единый совет, в который делегируются педагоги из всех структурных подразделений. По аналогии с выборами в органы Советской власти в прошлом.

Такой порядок применим и для формирования других коллегиальных органов управления в системе образования – общего собрания, управляющего совета, школьного самоуправления, ученических советов (если таковые регламентируются уставом).

Организации вправе предложить и выбрать иные продуктивные механизмы создания органов самоуправления. Но, окончательное слово – за учредителем, поскольку именно он утверждает устав. Следовательно, вправе предусмотреть и установить различные формы коллегиального управления (самоуправления), компетенции органов образования, а также порядок и условия их действия.

Если учредитель оставляет вопрос создания коллегиальных органов на усмотрение самой организации, важно учитывать следующий момент – порядок работы и полномочия органов управления должны полностью соответствовать положениям устава. Для этого следует четко указать, какой статус получает совет школы, ученический или управляющий совет. Если эти структуры позиционируются, как органы управления – в уставе обязательно должен быть прописан порядок их формирования, сроки и условия деятельности.

Если, согласно уставу, совет школы либо ученический совет не получили статус органов управления, и функционируют в рамках компетенции органов образования на уровне школьного самоуправления, то прописывать их полномочия и порядок работы не обязательно (но возможно – на усмотрение организации).

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль