Полномочия управления в образовании и устав организации

71

Разрабатывая устав образовательной организации в соответствии с новым Законом «Об образовании» (273-ФЗ), необходимо иметь четкое понятие об управлении в конкретном учреждении и коллегиальном органе, принимающем на себя полномочия управления образования. Недопустимо банальное копирование полномочий органов управления из уставов других организаций или из собственного устава, действовавшего до принятия нового законодательства.

С предельным вниманием следует относиться к формулировкам и содержанию устава образовательного учреждения, составленного вышестоящей организацией, в отношении полномочий органов коллегиального управления – их соответствия действующей нормативной документации. Даже типовые уставы, спущенные сверху, можно и нужно оспаривать и отстаивать свои позиции.

Полномочия управления в образовании: двойное согласование

В качестве формального подхода к определению полномочий можно привести пример, когда содержание устава образовательного учреждения регламентирует право педсовета (как одного из органов коллегиального управления) переводить/не переводить учащегося в следующий класс (курс). По новому Закону фактически педсовет не располагает такими полномочиями, поскольку вопрос об условном переводе четко определен в 273-ФЗ, ст. 58.

Закон трактует положения о промежуточной аттестации и условном переводе учащихся в следующий класс (на следующий курс). Эти правила едины для всех образовательных учреждений (кроме дошкольных) и не входят в полномочия управления в образовании, предусмотренные для педсовета. Если учащийся имеет «неуд» (академическую задолженность) по какой-то учебной дисциплине, он автоматически считается имеющим такую задолженность и получает право пересдать с комиссией предмет (не более 2 раз) и задолженность ликвидировать. Тем не менее, он условно переводится на следующий год обучения.

Само понятие «коллегиальный орган управления» в образовательном учреждении предусматривает именно управленческие полномочия такого органа. В связи с эти, формируя содержание типового устава образовательного учреждения, следует предусматривать принятие ними решений, обязательных к исполнению. Иначе попросту нарушается логика определения и не в полной мере выполняются требования действующего Закона в отношении деятельности органов управления (коллегиального в том числе), и осуществления их полномочий.

Формулировки по полномочиям управления в образовании, представленные в уставе, следует перепроверять. В некоторых случаях спорной представляется компетенция согласования. Например, относительно правил внутреннего распорядка учащихся, полномочия органов коллегиального управления целесообразнее рассматривать, как распорядительные.

Функции согласования, предусмотренные для коллегиальных органов, иногда дублируют полномочия учредителей. В частности, по программе развития – полномочия согласования возложены на управляющий совет и на учредителя. Возможно, более разумным решением было бы предоставить управляющему совету (педсовету или другому органу) компетенцию принятия программы развития. Согласование предоставить учредителю, а утверждение и ввод в действие – руководителю учреждения.

Полномочия управления в образовании: «заслушали» или «утвердили»

Не совсем корректно и юридически грамотно отражать в уставе управленческие решения типа: заслушивание, прослушивание, прочтение каких-либо предложений или докладов. Если говорить о легализации принятия управленческих решений, то разумнее будет включить в содержание устава образовательного учреждения не заслушивание, а согласование, например итогового доклада руководства. Возможно и принятие (утверждение) доклада.

Обязательному согласованию (утверждению) органами управления образовательной организации подлежит публичный отчет по результатам финансово-хозяйственной деятельности и отчет о самообследовании.

На данный момент проекты легализации программ по модернизации образования считаются завершенными. Поэтому вопрос о необходимости подготовки публичных докладов и отчетов следует рассматривать конкретно для каждой организации.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль