Полномочия управления в образовании и устав организации

89

Разрабатывая устав образовательной организации в соответствии с новым Законом «Об образовании» (273-ФЗ), необходимо иметь четкое понятие об управлении в конкретном учреждении и коллегиальном органе, принимающем на себя полномочия управления образования. Недопустимо банальное копирование полномочий органов управления из уставов других организаций или из собственного устава, действовавшего до принятия нового законодательства.

С предельным вниманием следует относиться к формулировкам и содержанию устава образовательного учреждения, составленного вышестоящей организацией, в отношении полномочий органов коллегиального управления – их соответствия действующей нормативной документации. Даже типовые уставы, спущенные сверху, можно и нужно оспаривать и отстаивать свои позиции.

Полномочия управления в образовании: двойное согласование

В качестве формального подхода к определению полномочий можно привести пример, когда содержание устава образовательного учреждения регламентирует право педсовета (как одного из органов коллегиального управления) переводить/не переводить учащегося в следующий класс (курс). По новому Закону фактически педсовет не располагает такими полномочиями, поскольку вопрос об условном переводе четко определен в 273-ФЗ, ст. 58.

Закон трактует положения о промежуточной аттестации и условном переводе учащихся в следующий класс (на следующий курс). Эти правила едины для всех образовательных учреждений (кроме дошкольных) и не входят в полномочия управления в образовании, предусмотренные для педсовета. Если учащийся имеет «неуд» (академическую задолженность) по какой-то учебной дисциплине, он автоматически считается имеющим такую задолженность и получает право пересдать с комиссией предмет (не более 2 раз) и задолженность ликвидировать. Тем не менее, он условно переводится на следующий год обучения.

Само понятие «коллегиальный орган управления» в образовательном учреждении предусматривает именно управленческие полномочия такого органа. В связи с эти, формируя содержание типового устава образовательного учреждения, следует предусматривать принятие ними решений, обязательных к исполнению. Иначе попросту нарушается логика определения и не в полной мере выполняются требования действующего Закона в отношении деятельности органов управления (коллегиального в том числе), и осуществления их полномочий.

Формулировки по полномочиям управления в образовании, представленные в уставе, следует перепроверять. В некоторых случаях спорной представляется компетенция согласования. Например, относительно правил внутреннего распорядка учащихся, полномочия органов коллегиального управления целесообразнее рассматривать, как распорядительные.

Функции согласования, предусмотренные для коллегиальных органов, иногда дублируют полномочия учредителей. В частности, по программе развития – полномочия согласования возложены на управляющий совет и на учредителя. Возможно, более разумным решением было бы предоставить управляющему совету (педсовету или другому органу) компетенцию принятия программы развития. Согласование предоставить учредителю, а утверждение и ввод в действие – руководителю учреждения.

Полномочия управления в образовании: «заслушали» или «утвердили»

Не совсем корректно и юридически грамотно отражать в уставе управленческие решения типа: заслушивание, прослушивание, прочтение каких-либо предложений или докладов. Если говорить о легализации принятия управленческих решений, то разумнее будет включить в содержание устава образовательного учреждения не заслушивание, а согласование, например итогового доклада руководства. Возможно и принятие (утверждение) доклада.

Обязательному согласованию (утверждению) органами управления образовательной организации подлежит публичный отчет по результатам финансово-хозяйственной деятельности и отчет о самообследовании.

На данный момент проекты легализации программ по модернизации образования считаются завершенными. Поэтому вопрос о необходимости подготовки публичных докладов и отчетов следует рассматривать конкретно для каждой организации.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль