Процесс разработки учебного плана образовательной организации

421

Структура учебного плана образовательной организации включает в себя две части: одна часть — обязательная в рамках федерального государственного образовательного стандарта, и вторая часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Участники разработки учебного плана образовательной организации

Руководитель образовательной организации обязан привлекать к разработке плана всех участников образовательного процесса. К ним относятся обучающиеся, родители и педагоги. Пункт 5 статьи 47 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет право педагогических работников принимать участие в разработке образовательных программ, в том числе, учебных планов. В связи с этим они должны учитывать это в своем плане работы, а также включать в повестку заседаний педагогического совета, в план работы структурных подразделений образовательного учреждения: кафедры, методического объединения и т.д. Этот же закон, статья 26, устанавливает, что управление образовательным учреждением должно строиться на принципах единоначалия и коллегиальности. В бюджетном учреждении таким органом помимо педагогического совета выступает управляющий совет, в автономном учреждении — наблюдательный совет. Соответственно, в их полномочиях прописано, что они имеют право принимать участие в разработке учебного плана образовательной организации и согласовывать его. Поэтому представителей этих органов необходимо включить в состав рабочей группы по разработке плана и вместе с ними обсудить его.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, должна строиться с учетом их запросов и потребностей, так как от того, в какой степени школа учитывает интересы родителей и обучающихся, а также наоборот, зависит ее имидж. Более того, каждый участник образовательного процесса имеет право на участие в разработке плана, с одной стороны, и, с другой стороны, выступают объектом контроля в этом процессе.

Этапы разработки учебного плана образовательной организации

Разработка учебного плана должна начинаться как можно раньше, в январе-феврале. Это вызвано тем, что его разработка обеспечивает педагогическим кадрам предварительную нагрузку в части обязательной или федеральной части. Это, в свою очередь, ведет к тому, что педагоги, зная свою нагрузку минимальную в обязательной части учебного плана, будут в комфортном им режиме заниматься разработкой учебных программ, готовить качественные материалы. Вкупе от этих факторов будет зависеть качество образования в образовательном учреждении.

В январе-феврале вопрос о разработке учебного плана образовательной организации в рамках федерального государственного образовательного стандарта, стандарта начального общего образования, основного общего образования, в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта выдвигается на заседании педагогического совета. По его итогам издается приказ о формировании учебного плана. В нем указывается состав группы, которая будет принимать непосредственное участие в разработке плана. Она включает в себя ответственное лицо — как правило, заместителя директора учреждения по учебно-воспитательной работе соответствующей ступени образования — и исполнителей: руководителей групп и подгрупп, которые будут непосредственно вести работу по выработке предложений в формировании учебного плана обязательной или части, формируемой участниками образовательного процесса.

Также в приказе указываются сроки разработки учебного плана соответствующей ступени образования. Рекомендуется начать подготовку по разработке плана в январе-феврале, с тем чтобы его проект можно было рассмотреть в апреле-мае, крайнем случае июне. Больший или меньший временной промежуток зависит от специфики конкретного субъекта РФ и от того, насколько быстро он сможет скорректировать недочеты в плане. Утверждение учебного плана в составе изменений в основной образовательной программе по отдельным субъектам или муниципальным учреждениям происходит в июне-августе. За этот период проект или вопрос, связанный с формированием учебного плана, рассматривается на заседаниях в структурных подразделениях: кафедрах, школьных методических объединениях, предметных объединениях и т.д., — с точки зрения дополнения основного содержания, то есть учебных предметов в обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Август наиболее предпочтителен для финального утверждения учебного плана, так как за этот период успеют пройти все кадровые перестановки в педагогическом коллективе. Тем не менее, право выбора сроков остается за образовательным учреждением. После утверждения плана издается как минимум три приказа. Во-первых, приказ о внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования, который утверждает учебный план начального общего образования на соответствующий учебный год. Во-вторых, приказ о внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования, который утверждает учебный план основного общего образования. В-третьих, школы утверждает учебный план на такой-то год, если делает это не в составе образовательной программы, или в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта. Если учреждение работает по стандарту среднего общего образования, то оно выпускает четвертый приказ о внесении изменений в основную образовательную программу среднего общего образования.

Таким образом, в интересах образовательного учреждения — привлекать при разработке учебного плана образовательной организации всех участников образовательного процесса. Это способствует укреплению имиджа организации и качественному образованию в нем. Сама же подготовка плана — трудоемкий и растянутый во времени процесс, который производится в несколько этапов. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль