Процесс разработки учебного плана образовательной организации

231

Структура учебного плана образовательной организации включает в себя две части: одна часть — обязательная в рамках федерального государственного образовательного стандарта, и вторая часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Участники разработки учебного плана образовательной организации

Руководитель образовательной организации обязан привлекать к разработке плана всех участников образовательного процесса. К ним относятся обучающиеся, родители и педагоги. Пункт 5 статьи 47 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет право педагогических работников принимать участие в разработке образовательных программ, в том числе, учебных планов. В связи с этим они должны учитывать это в своем плане работы, а также включать в повестку заседаний педагогического совета, в план работы структурных подразделений образовательного учреждения: кафедры, методического объединения и т.д. Этот же закон, статья 26, устанавливает, что управление образовательным учреждением должно строиться на принципах единоначалия и коллегиальности. В бюджетном учреждении таким органом помимо педагогического совета выступает управляющий совет, в автономном учреждении — наблюдательный совет. Соответственно, в их полномочиях прописано, что они имеют право принимать участие в разработке учебного плана образовательной организации и согласовывать его. Поэтому представителей этих органов необходимо включить в состав рабочей группы по разработке плана и вместе с ними обсудить его.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, должна строиться с учетом их запросов и потребностей, так как от того, в какой степени школа учитывает интересы родителей и обучающихся, а также наоборот, зависит ее имидж. Более того, каждый участник образовательного процесса имеет право на участие в разработке плана, с одной стороны, и, с другой стороны, выступают объектом контроля в этом процессе.

Этапы разработки учебного плана образовательной организации

Разработка учебного плана должна начинаться как можно раньше, в январе-феврале. Это вызвано тем, что его разработка обеспечивает педагогическим кадрам предварительную нагрузку в части обязательной или федеральной части. Это, в свою очередь, ведет к тому, что педагоги, зная свою нагрузку минимальную в обязательной части учебного плана, будут в комфортном им режиме заниматься разработкой учебных программ, готовить качественные материалы. Вкупе от этих факторов будет зависеть качество образования в образовательном учреждении.

В январе-феврале вопрос о разработке учебного плана образовательной организации в рамках федерального государственного образовательного стандарта, стандарта начального общего образования, основного общего образования, в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта выдвигается на заседании педагогического совета. По его итогам издается приказ о формировании учебного плана. В нем указывается состав группы, которая будет принимать непосредственное участие в разработке плана. Она включает в себя ответственное лицо — как правило, заместителя директора учреждения по учебно-воспитательной работе соответствующей ступени образования — и исполнителей: руководителей групп и подгрупп, которые будут непосредственно вести работу по выработке предложений в формировании учебного плана обязательной или части, формируемой участниками образовательного процесса.

Также в приказе указываются сроки разработки учебного плана соответствующей ступени образования. Рекомендуется начать подготовку по разработке плана в январе-феврале, с тем чтобы его проект можно было рассмотреть в апреле-мае, крайнем случае июне. Больший или меньший временной промежуток зависит от специфики конкретного субъекта РФ и от того, насколько быстро он сможет скорректировать недочеты в плане. Утверждение учебного плана в составе изменений в основной образовательной программе по отдельным субъектам или муниципальным учреждениям происходит в июне-августе. За этот период проект или вопрос, связанный с формированием учебного плана, рассматривается на заседаниях в структурных подразделениях: кафедрах, школьных методических объединениях, предметных объединениях и т.д., — с точки зрения дополнения основного содержания, то есть учебных предметов в обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Август наиболее предпочтителен для финального утверждения учебного плана, так как за этот период успеют пройти все кадровые перестановки в педагогическом коллективе. Тем не менее, право выбора сроков остается за образовательным учреждением. После утверждения плана издается как минимум три приказа. Во-первых, приказ о внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования, который утверждает учебный план начального общего образования на соответствующий учебный год. Во-вторых, приказ о внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования, который утверждает учебный план основного общего образования. В-третьих, школы утверждает учебный план на такой-то год, если делает это не в составе образовательной программы, или в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта. Если учреждение работает по стандарту среднего общего образования, то оно выпускает четвертый приказ о внесении изменений в основную образовательную программу среднего общего образования.

Таким образом, в интересах образовательного учреждения — привлекать при разработке учебного плана образовательной организации всех участников образовательного процесса. Это способствует укреплению имиджа организации и качественному образованию в нем. Сама же подготовка плана — трудоемкий и растянутый во времени процесс, который производится в несколько этапов. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль