Контроль образовательной организации: особенности проведения выездных проверок

53

Правовой этикет проведения контроля образовательной организации с помощью выездной проверки

Выездная проверка образовательной организации проводится по месту нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя, по месту осуществления образовательной деятельности. Поэтому самым значимым вопросом является вопрос встречи друг друга.

Первое, что руководитель должен сделать, когда к нему приходит проверка, обязательно проверить документы тех лиц, которые приступают к проведению проверки. Это удостоверения должностных лиц, уполномоченных на проведение контроля образовательных организаций и включенных в приказ, и документы, удостоверяющие личность экспертов.  То есть по всем правилам взаимоотношений должностные лица и эксперты приходят в организацию,  представляют документы, и только после этого может начаться проверка.

При этом стоит обратить внимание руководителей образовательной организации на одно из ограничений, установленных 294 федеральным законом для должностных лиц при  проведении контрольных мероприятий. Это обязательное присутствие при проведении контроля образовательных организаций руководителя данной организации или уполномоченного лица, так же с подтверждением своих полномочий.

Таким образом, когда пришли проверяющие должностные лица, не только они предъявляют документы  в проверяемую организацию, но и они так же должны удостовериться, что имеют право проводить проверку. То есть их встречает или работать с ними будет именно руководитель организации,  что подтверждается документом  назначения на должность, или уполномоченное лицо  в соответствием с должностным регламентом  или установленными за ним полномочиями,  или доверенностью.

Если руководителя нет и он не оставил уполномоченное лицо с соответствующим образом документально оформленными полномочиями, то должностные лица органа контроля  образовательных организаций  проверку проводить не имеют права. При этом стоит учитывать важный момент последствий такой «встречи». Если организацию уведомили о проведении проверки  заранее, и у органа контроля и надзора есть подтверждение о получении этой информации, включающей конкретные даты, но в тот  момент, когда они пришли, их никто не встретил со стороны организации, и нет уполномоченного лица, то это совершенно правомочно может быть расценено как сопротивление  должностным лицам при осуществлении  государственного контроля надзора. В свою очередь это является административным нарушением,  и в этом случае  должностные лица имеют право составить протокол по статье 19. 4 и направить его в судебные органы. Поэтому соблюсти все правила встречи очень целесообразно для руководителя организации.

Привлечение сторонних экспертов при проведении контроля образовательной организации с помощью выездной проверки

В настоящее время действительно к проведению проверок по государственному контролю  образовательных организаций могут привлекаться эксперты и экспертные организации.  Здесь нужно знать и помнить, что участвовать в проверке может только эксперт, который аттестован, и экспертная организация, которая аккредитована. Сейчас правила аттестации экспертов как физических лиц  и аккредитация экспертных организаций изменились. То есть экспертная организация проходит аккредитацию в аккредитационном агентстве, а вот аттестацию экспертов проводит именно орган контроля и надзора. Пройдя аттестацию, эксперты или лица, получившие статус эксперта вносятся в реестр, и этот реестр экспертов располагается на официальном сайте контролирующего органа.

Поэтому руководитель, видя в приказе,  что наряду с должностными лицами  в проверке будут принимать участие эксперты, вполне может и правильно сделает, если проверит действительно ли включенный в проверку эксперт является экспертом аттестованным  и включенным в реестр. Для этого достаточно зайти на сайт контролирующего органа  и посмотреть в реестре есть ли действительно там указанная в приказе фамилия. Если есть, тогда этот человек вполне может проводить всевозможные экспертизы и мероприятия в ходе проверки в образовательной организации. Если же в реестре нет включенного эксперта с данной фамилией, то руководитель вправе не допускать данного эксперта  к проведению проверки, по крайней мере пока не получит соответствующие разъяснения или документы подтверждающие статус эксперта  и что он легитимно может выполнять свои функции .

Таким образом понятно, как важно понимать свои и чужие права и полномочия. Если вдруг по какой-то причине руководитель образовательной организации не может встретить проверку, обязательно стоит определить лицо, уполномоченное это сделать. Обязательно нужно правильно оформить его полномочия, чтобы он смог при проверке их представить. Это приказ, или должностной регламент, должностную инструкцию, где написано, что он имеет право замещать руководителя,  и в данном случае, давать разъяснения, представлять документы при проверке в школе, или доверенность от руководителя на данные полномочия и функции. Так же важно понимать имеют ли полномочия лица, заявленные в приказе о проведении проверки в качестве экспертов. Только после взаимного ознакомления проверка может начаться, то есть контроль образовательной организации  могут быть успешно осуществлены в отношении данной организации. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль