Плановые проверки образовательных учреждений

313

Основные принципы проверок образовательных учреждений

Проверки образовательных учреждений государственными органами надзора и контроля могут иметь видовые различия. Это плановые проверки, документарные, и выездные. Вот перечень основных вопросов, связанных с проверками, ответы на которые дает 294-фз.

  • Прежде всего в законе определяются основания проведения проверок образовательных учреждений.
  • Кроме этого зафиксированы и являются обязательными сроки проведения проверки, они жестко установлены и нарушать их нельзя.
  • Так же законно устанавливаются сроки и порядок уведомления юридических лиц о проведении проверок. Нужно отметить, что 294 федеральный закон как один из основных принципов закрепил уведомительный характер проведения проверок образовательных организаций как плановых, так и внеплановых. И юридические лица, и индивидуальные предприниматели должны быть уведомлены.
  • Далее, конечно закон определяет собственно порядок проведения проверок образовательных учреждений, каким образом они должны осуществляться.
  • Говоря о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так же в законе определены некоторые ограничения. Эти ограничения касаются должностных лиц и уполномоченных лиц при проведении контрольных мероприятий.
  • В этом законе определены так же права и обязанности, причем и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводится проверка, и государственных юридических лиц, которые их проводят.
  • Так же предусмотрены меры, которые применяются к проверяемым организациям по результатам проверок образовательных учреждений и как оформляются результаты, а также меры, которые применяются к проверяющим должностным лицам в случае выявления нарушений – обязательных требований при проведении проверок.

Для руководителя организации очень важно знать все основные процедуры. Чтобы отслеживать и понимать, что и как будет проходить во время проверки, и чтобы быть готовым для участия в ней и для дачи необходимых разъяснений. Форма, определенная законом - это прежде всего проверка образовательных учреждений, плановая или внеплановая, - они выездные и документарные, никакой другой формы не может быть в проведении контроля. Хотя стоит не упускать из внимания проект нового закона, который предполагает достаточно широкий спектр форм проведения контроля  - их там будет насчитываться достаточно большое количество. Это тоже очень важно, мы должны понимать, что нам ожидать - только в форме проверки, в форме мониторинга, в форме аудита в организацию могут прийти. В любом случае они могут проводиться в соответствии с основаниями, которые установлены законодательно, и основные основания для нее те, которые зафиксированы прежде всего в 294 федеральном законе.

Формирования плана проверок образовательных учреждений

Плановая проверка образовательных учреждений может проводиться только в соответствии с ежегодным планом проведения проверки юридических лиц. При этом само формирование ежегодного плана - это тоже хорошо отрегулированная процедура. Постановлением правительства установлен порядок формирования ежегодного плана, и в свою очередь установлена форма, по какой формируется план, и каким образом происходит согласование и утверждение данного плана. Сама процедура подготовки начинается задолго до нового года, с которого будет осуществляться этот план - уже к первому сентября готовятся проекты на следующий год, участие и включения тех или иных юридических лиц, в отношении которых будет проведена проверка.

Планы сначала формируются на уровне уполномоченных органов, затем они направляются в прокуратуру, где на соответствующем уровне проходит согласование между всеми предложенными юридическими лицами в отношении возможностей включения в план проведения проверки образовательного учреждения. Это значит, что в этот момент, согласно установленным требованиям, от всех уполномоченных органов в прокуратуру поступает информация, и на уровне прокуратуры проходит согласование и уточнение, чтобы не было повтора и одновременности планирования  процедур в отношении одной организации.

Именно на уровне прокуратуры отслеживается, чтобы по одному и тому же предмету не пришли в одну организацию два или три органа, уполномоченных на проведение проверки образовательных учреждений. Только после того, когда прокуратура посмотрит и согласует все планы, если появляются какие-то замечания и необходимые предложения, они их передают должностным лицам в уполномоченный орган, и уже там, если необходимо, проводится коррекция.

После этого план утверждается, вновь отправляется в прокуратуру, в вышестоящие органы, и вся эта информация обязательно предоставляется на официальных сайтах, как контролирующего органа, так и на сайте прокуратуры. То есть руководитель юридического лица и индивидуальный предприниматель, в конце года зайдя на официальный сайт органа контроля надзора или прокуратуры, обязательно может увидеть включено ли они в план проверок на следующий год.

Стоит так же обратить внимание, что постановление правительства так же четко зафиксировало основания для внесения изменений в план. Их всего два - это ликвидация организации или форс-мажорные обстоятельства, имеющие непреодолимую силу.  Во всех остальных случаях проверка образовательных учреждений должна быть проведена. Иными словами, важно понимать, что ни какие-либо письма, жалобы, просьбы не могут внести изменения в план – или ликвидируется организация, или действуют форс-мажорные обстоятельства. При этом обстоятельства непреодолимой силы - это достаточно серьезный и весомый аргумент, они должны быть действительно непреодолимыми, чтобы они позволили отменить или перенести процедуру. При варианте ликвидации изменение вносится в реестр юридических лиц, то есть исключение юридического лица. Только после этого будет внесено изменение в план.  

Оснований для включения в план тоже несколько, и они так же установлены 294 федеральным законом. Что касается непосредственно образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность - это истечение трех лет с последнего дня проведения проверки образовательного учреждения, или по истечении трех лет со дня регистрации юридического лица. Отметим, что три года отсчитывается с момента последнего дня последней процедуры, которая проводится, и не может проводиться плановый контроль чаще, чем один раз в три года.

Однако в отношении образовательных организаций может быть применена и проверка новым постановлением правительства Российской Федерации 544 о лицензировании, где ее можно провести в отношении организаций, ведущих программы дошкольного и общего образования не чаще, чем один раз в два года. Это четко зафиксированная постановлением норма в рамках лицензионного контроля.

Тем не менее, обобщая все случаи и варианты, всю информацию о плановых проверках образовательного учреждения можно посмотреть, узнать и быть готовым к этому мероприятию. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль