Плановые проверки образовательных учреждений

154

Основные принципы проверок образовательных учреждений

Проверки образовательных учреждений государственными органами надзора и контроля могут иметь видовые различия. Это плановые проверки, документарные, и выездные. Вот перечень основных вопросов, связанных с проверками, ответы на которые дает 294-фз.

  • Прежде всего в законе определяются основания проведения проверок образовательных учреждений.
  • Кроме этого зафиксированы и являются обязательными сроки проведения проверки, они жестко установлены и нарушать их нельзя.
  • Так же законно устанавливаются сроки и порядок уведомления юридических лиц о проведении проверок. Нужно отметить, что 294 федеральный закон как один из основных принципов закрепил уведомительный характер проведения проверок образовательных организаций как плановых, так и внеплановых. И юридические лица, и индивидуальные предприниматели должны быть уведомлены.
  • Далее, конечно закон определяет собственно порядок проведения проверок образовательных учреждений, каким образом они должны осуществляться.
  • Говоря о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так же в законе определены некоторые ограничения. Эти ограничения касаются должностных лиц и уполномоченных лиц при проведении контрольных мероприятий.
  • В этом законе определены так же права и обязанности, причем и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводится проверка, и государственных юридических лиц, которые их проводят.
  • Так же предусмотрены меры, которые применяются к проверяемым организациям по результатам проверок образовательных учреждений и как оформляются результаты, а также меры, которые применяются к проверяющим должностным лицам в случае выявления нарушений – обязательных требований при проведении проверок.

Для руководителя организации очень важно знать все основные процедуры. Чтобы отслеживать и понимать, что и как будет проходить во время проверки, и чтобы быть готовым для участия в ней и для дачи необходимых разъяснений. Форма, определенная законом - это прежде всего проверка образовательных учреждений, плановая или внеплановая, - они выездные и документарные, никакой другой формы не может быть в проведении контроля. Хотя стоит не упускать из внимания проект нового закона, который предполагает достаточно широкий спектр форм проведения контроля  - их там будет насчитываться достаточно большое количество. Это тоже очень важно, мы должны понимать, что нам ожидать - только в форме проверки, в форме мониторинга, в форме аудита в организацию могут прийти. В любом случае они могут проводиться в соответствии с основаниями, которые установлены законодательно, и основные основания для нее те, которые зафиксированы прежде всего в 294 федеральном законе.

Формирования плана проверок образовательных учреждений

Плановая проверка образовательных учреждений может проводиться только в соответствии с ежегодным планом проведения проверки юридических лиц. При этом само формирование ежегодного плана - это тоже хорошо отрегулированная процедура. Постановлением правительства установлен порядок формирования ежегодного плана, и в свою очередь установлена форма, по какой формируется план, и каким образом происходит согласование и утверждение данного плана. Сама процедура подготовки начинается задолго до нового года, с которого будет осуществляться этот план - уже к первому сентября готовятся проекты на следующий год, участие и включения тех или иных юридических лиц, в отношении которых будет проведена проверка.

Планы сначала формируются на уровне уполномоченных органов, затем они направляются в прокуратуру, где на соответствующем уровне проходит согласование между всеми предложенными юридическими лицами в отношении возможностей включения в план проведения проверки образовательного учреждения. Это значит, что в этот момент, согласно установленным требованиям, от всех уполномоченных органов в прокуратуру поступает информация, и на уровне прокуратуры проходит согласование и уточнение, чтобы не было повтора и одновременности планирования  процедур в отношении одной организации.

Именно на уровне прокуратуры отслеживается, чтобы по одному и тому же предмету не пришли в одну организацию два или три органа, уполномоченных на проведение проверки образовательных учреждений. Только после того, когда прокуратура посмотрит и согласует все планы, если появляются какие-то замечания и необходимые предложения, они их передают должностным лицам в уполномоченный орган, и уже там, если необходимо, проводится коррекция.

После этого план утверждается, вновь отправляется в прокуратуру, в вышестоящие органы, и вся эта информация обязательно предоставляется на официальных сайтах, как контролирующего органа, так и на сайте прокуратуры. То есть руководитель юридического лица и индивидуальный предприниматель, в конце года зайдя на официальный сайт органа контроля надзора или прокуратуры, обязательно может увидеть включено ли они в план проверок на следующий год.

Стоит так же обратить внимание, что постановление правительства так же четко зафиксировало основания для внесения изменений в план. Их всего два - это ликвидация организации или форс-мажорные обстоятельства, имеющие непреодолимую силу.  Во всех остальных случаях проверка образовательных учреждений должна быть проведена. Иными словами, важно понимать, что ни какие-либо письма, жалобы, просьбы не могут внести изменения в план – или ликвидируется организация, или действуют форс-мажорные обстоятельства. При этом обстоятельства непреодолимой силы - это достаточно серьезный и весомый аргумент, они должны быть действительно непреодолимыми, чтобы они позволили отменить или перенести процедуру. При варианте ликвидации изменение вносится в реестр юридических лиц, то есть исключение юридического лица. Только после этого будет внесено изменение в план.  

Оснований для включения в план тоже несколько, и они так же установлены 294 федеральным законом. Что касается непосредственно образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность - это истечение трех лет с последнего дня проведения проверки образовательного учреждения, или по истечении трех лет со дня регистрации юридического лица. Отметим, что три года отсчитывается с момента последнего дня последней процедуры, которая проводится, и не может проводиться плановый контроль чаще, чем один раз в три года.

Однако в отношении образовательных организаций может быть применена и проверка новым постановлением правительства Российской Федерации 544 о лицензировании, где ее можно провести в отношении организаций, ведущих программы дошкольного и общего образования не чаще, чем один раз в два года. Это четко зафиксированная постановлением норма в рамках лицензионного контроля.

Тем не менее, обобщая все случаи и варианты, всю информацию о плановых проверках образовательного учреждения можно посмотреть, узнать и быть готовым к этому мероприятию. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль