Профессиональная компетентность педагога в условиях введения ФГОС в школе

442

Позиция учителя-воспитателя в условиях введения ФГОС в школе

Новая парадигма образования приводит нас к качественно новому по¬ниманию позиции учителя-воспитателя. Реализация принципов современного образования на практике - это деятельность, основанная на характеристиках личности не только ученика, но и учителя. Любые изменения в сфере челове-ческой деятельности начинаются с ее объекта, творца и созидателя. Подобное создается подобным: компетентность и функциональная грамотность ученика формируется уровнем компетентности и функциональной грамотности учите-ля, общая культура и интеллект воспитанника - уровнем культуры и интел-лекта воспитателя.

Иными словами, уровнем профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС в школе определяется не только качество образования, но и успехи развития общества в целом. Именно поэтому наряду с выделени¬ем свойств личности педагога, обеспечивающих его готовность к выполнению профессиональных функций, на государственном уровне происходит систе¬матизация и документальное закрепление содержательных характеристик профессии учителя.


В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.
К.Д. Ушинский


Занимаясь вопросами введения федерального государственного об-разовательного стандарта основного общего образования, педагогический коллектив МБОУ СОШ № 74 г. Ижевска (далее - СОШ № 74) выработал единое общее понимание профессиональной компетентности педагога и ее составляющих в условиях ФГОС.

В 2013 г. педагогическая общественность обсуждала проект професси-онального стандарта педагога, проекты Историко-культурного стандарта и Концепции математического образования в Российской Федерации. Феде-ральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фе-дерации» прописывает статус педагога и закрепляет необходимость повы-шения его квалификации каждые три года, а также предполагает введение нового порядка проведения аттестации педагогических работников. Квали-фикационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Еди¬ного квалификационного справочника должностей руководителей, специали¬стов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), в свою очередь, документально не только закре-пили требования к уровню квалификации, но и определили перечень компетенций, необходимый и достаточный для выполнения учителем-воспитателем профессиональных функций.

Профессиональная компетентность педагога и ее составляющие в условиях введения ФГОС в школе

Профессиональная компетентность определяется как способ¬ность превращать специальность, профессиональные компетенции в средство формирования личности учащегося. В структуре профессиональной компе¬тентности можно выделить следующие составляющие:

  • специальная предметная компетентность – знаниие основ преподаваемых наук, а также владение неким междисципли¬нарным знанием, которое помогает обучающимся достигать мета¬предметных результатов образования;
  • методическая компетентность - использование современных развивающих педагогических технологий, умение выбирать и использовать адекватные приемы для формирования у обучающих¬ся универсальных учебных действий (далее - УУД);
  • дифференциально-психологическая компетентность - умение организовать воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и личностных потребностей обучающихся; работать на достижение каждым учащимся высоких личностных результатов;
  • коммуникативная компетентность - способность учителя осущест¬влять коммуникацию и умение применять адекватные формы обще¬ния с различными участниками образовательного процесса;
  • аутопсихологическая компетентность - постоянное самосовершенствование и саморазвитие; включает умение анализи-ровать собственную педагогическую деятельность, прогнозирование рисков и достижений в профессиональной деятельности.

Этапы развития профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС

Проблемы компетентности и совершенствования профессионального мастерства, готовности педагогического коллектива к внедрению инноваций явились основными точками роста в процессе изучения и осмысления прин-ципов компетентностного подхода. 1-й этап решения нами вопроса совершенствования профессиональной компетентности (2007-2009 гг.) - это осмысление принципов компетентностного подхода и его использования в организации урочной и внеурочной деятельности. Результатом работы стал выпуск сборника, на страницах которого учителя СОШ № 74 обдумывали роль и место преподаваемого ими предмета в формировании у обучающихся тех или иных компетенций в условиях введения ФГОС в школе.

В 2009 г. педагогический коллектив перешел к этапу использования в практической деятельности принципов личностно-деятельностного и компетентностного подходов с целью формирования и совершенствования личност¬ных результатов обучающихся.

Первый этап решения вопроса повышения профессиональной компетентности и подготовки к условиям введения ФГОС в школе (2009-2011 гг.) можно назвать этапом использования в практической деятельности принципов компетентного подхода (органи¬зация социальных практик, профессиональных проб, внеурочной деятель¬ности и т. п.). На данном этапе педагогический коллектив не только обу¬чается принципам и приемам работы в современных условиях, но и осу¬ществляет мониторинг сформированности достаточного уровня профессиональной компетентности, диагностируя затруднения и опреде¬ляя наиболее оптимальные пути решения возникающих трудностей. Ито¬гом данной работы стала подборка диагностического инструментария (анкет, опросников, тестов), позволяющего выявить проблемную область и грамотно спланировать адресную методическую помощь.

Второй этап подготовительных условий к введению ФГОС в школе (2011-2013 гг.) - это этап обобщения опыта педагогиче¬ского коллектива по организации мониторинга уровня профессиональной компетентности. По нашему опыту можно сказать, что в рам¬ках образовательной организации (далее - ОО) грамотнее всего орга¬низовать данную работу в формате проектов. Если результаты диагно¬стирования показывают проблемную область в профессиональной компетентности, то администрацией ОО создается проект, который позволяет систематизировать всю методическую работу, про¬водить регулярный мониторинг ситуации. Маршрут проектов представлен в таблице.

Таблица

Проекты, реализация которых направлена на развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС

Годы реализации Название проекта
2008-2009 Повышение социально-психологической компетентности педагогов
2010-2013 Профессионально-психологическая культура учителя
2013-2016 Школа компетентного учителя

Диагностика готовности учителей – одно из условий введения ФГОС в школе

В начале 2012/13 уч. г. СОШ № 74 получила статус пилотной площадки по раннему введению стандарта в 5-м классе. До этого была проделана большая работа по развитию профессиональных компетентностей, поэтому учителя, преподающие учебные предметы в 5-9-х классах, считали, что готовы работать в условиях введения ФГОС в школе. Об этом говорят результаты анкетирования, про¬веденного в сентябре 2012 г.

Так, 35% преподавателей 5-6-х классов полагали, что достигли высокого уровня готовности реализовать программу учебного предмета в соответ¬ствии с требованиями ФГОС. А учителя начальной школы, которые уже на практике столкнулись с трудностями введения нового стандарта, более прагматич¬но отнеслись к самооценке (только 19% опрошенных учителей считали, что достигли высокого уровня в его реализации). Средний уровень го¬товности отметили 60% учителей 5-6-х классов и 50% учителей начальных классов, низкий уровень - 15% учителей, преподающих предметы в 5-6-х классах, и 21% учителей начальной школы. В декабре 2012 г. с целью из¬учения реальной ситуации и выявления педагогических затруднений учи¬телей, работающих в условиях введения ФГОС в школе, методической службой СОШ № 74 была проведена повторная диагностика, включающая анализ:

  • посещения уроков с целью выявления использования технологий раз-вивающего обучения и способов формирования УУД обучающихся;
  • использованных процедур оценивания уровня развития УУД;
  • использования ресурсного обеспечения реализации ФГОС;
  • использования традиционных форм организации урочной деятель¬ности обучающихся.

Трудности преподавания предметов в условиях введения ФГОС в школе

Проведенный анализ показал, что, несмотря на высокую самооценку готовности к введению нового стандарта в начале учебного года, учителя среднего зве¬на столкнулись на практике с реальными трудностями:

1.    В использовании технологий развивающего обучения особые затруд-нения вызвали технологии оценивания учебных достижений обучающихся и приемы, направленные на формирование УУД. Учитель часто оставался в области репродуктивных задач. В свою очередь, оценочная деятельность осуществлялась чаще только педагогом, без учета сложности различных уровней заданий.

2.    Недостаточный уровень компетентности в области информационно¬-коммуникационных технологий - грамотного использования интерактивных средств обучения и электронных образовательных ресурсов.

3.    Недостаточный уровень компетентности в области организации про-ектной деятельности и междисциплинарного знания для формирования у обу¬чающихся метапредметных результатов в условиях введения ФГОС в школе (71% учителей 5-6-х классов исполь¬зовали в организации урочной деятельности традиционные формы обучения).

4.    Затруднения вызвал вопрос организации планирования собственной деятельности, что нашло отражение в составлении рабочих программ и кон¬спектов уроков (как, где, какими средствами и на каком этапе урока форми¬ровать те или иные УУД).

5.    В рамках психолого-педагогической компетентности учитель испытывал затруднения в осознании своего нового статуса. Переход на субъект-субъектные отношения давался достаточно тяжело. Перейти с позиции «учитель-урокодатель» на позицию «учитель-воспитатель» и «учитель-исследователь» было непросто.

Таким образом, каждая из данных проблем, возникших в условиях введения ФГОС в школе, стала предметом детального изучения и обсуждения на заседаниях административных и методических советов.
Дальнейший мониторинг профессиональной компетентности педагогов (декабрь 2012 г.) показал, что проблемными являются методическая компетентность учителя, система оценивания, грамотная организация групповой работы как способ формирования коммуникативных УУД, вопросы и требования, связанные с организацией внеурочной деятельности.

Формы повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС

Для решения этих проблем учителя стремились повысить свою квали¬фикацию. Они отдали предпочтение таким формам повышения квалификации, как семинар-практикум, корпоративное обучение на базе СОШ № 74, курсы повышения квалификации, организованные АОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Респуб-лики», творческие группы, созданные для решения конкретных задач, реали-зация индивидуального плана по самообразованию, посещение открытых уроков коллег, методические совещания, заседания предметных кафедр.

Анализ результатов мониторинга профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС позволил сделать следующие выводы:

  • столкнувшись с трудностями использования на практике технологий развивающего обучения, применения оценочных технологий, учи¬теля ощутили необходимость не просто услышать, а апробировать данные педагогические технологии в практике преподавания раз¬личных предметов;
  • корпоративное обучение очень важно: введение такой формы позволяет выявить трудности конкретного коллектива, оказать адресную помощь в преподавании предмета, дает возможность коллективу выработать единое понимание педагогиче¬ских явлений и процессов, необходимое для эффективного препо¬давания предмета.

Исходя из полученных данных мониторинга по итогам первого полугодия 2012/13 уч. г., методической службой были внесены коррективы в план работы и намечены мероприятия, посвященные различным условиям введения ФГОС в школе:

  • педагогический совет «Организация оценочной деятельности»;
  • методические совещания по проблеме «Формирование УУД»;
  • день педагогического мастерства «Формирование устойчивой по-ложительной мотивации к обучению» (открытые уроки, педагогиче¬ская мастерская);
  • семинар-практикум «Создание развивающей информационной среды».

Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС в школе

Параллельно учебной (урочной) деятельности педагогическим коллек¬тивом школы велась целенаправленная работа по организации внеурочной деятельности. Однако предварительно в мае 2012 г. выпускники 4-х классов прошли обследование с целью выявления уровня воспитанности по несколь-ким составляющим (методика Н.П. Капустина) (рисунок).

Профессиональная компетентность педагога в условиях введения ФГОС в школе

Результаты, представленные на рисунке, свидетельствуют о среднем уровне воспитанности обучающихся 4-х классов. Показатели по всем состав¬ляющим приблизительно равные. Несколько ниже результаты по показателю «Эстетический вкус». Поэтому при планировании организации внеурочной деятельности педагогическим коллективом СОШ № 74 выбраны все пять на-правлений: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, обще-культурное, спортивно-оздоровительное. При этом в общекультурное направ-ление с целью развития эстетического вкуса были включены такие курсы, как «Театр “Маленькая страна”», «Литературная гостиная», «Музыкальная гости-ная», «Клуб “Азы журналистики”», «Волшебная мастерская».

Занятия по внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС в школе проводили учителя, воспитатели группы продленного дня, педа¬гоги дополнительного образования ОО г. Ижевска, детской спортивной школы и т. д. Все они обучались на курсах повышения квалификации; были разработаны программы внеурочной деятельности, произведен отбор диа¬гностического инструментария личностных результатов развития обучающих¬ся. Анализ отзывов учащихся позволил говорить о привлекательности, полез¬ности и эффективности подобных занятий внеурочной деятельности.

Повторный мониторинг  в условиях введения ФГОС в школе показал, что уровень воспитанности обучающихся в 5-х классах в конце учебного года улучшился по таким показателям, как «Лю¬бознательность», «Трудолюбие», «Я и общество», «Гражданственность». Бла¬годаря программам, связанным с развитием творческих способностей учащих¬ся (театр, журналистика и пр.), заметен рост показателя «Эстетический вкус».

Оценивая отзывы педагогического коллектива об опыте организации программ внеурочной деятельности, хотелось бы отметить, что существует необходимость в разработке методических пособий, включающих программы внеурочной деятельности и критерии оценки личностных образовательных результатов обучающихся в рамках каждой программы.

Условия раннего введения ФГОС в школе

В результате работы педагогического коллектива СОШ № 74 в рамках раннего введения нового стандарта в 2012/13 уч. г. было проведено 36 открытых уроков и внеурочных занятий по различной проблематике:

  • «Применение технологии продуктивного чтения на уроке математи¬ки по теме “Координатная плоскость”»;
  • «Применение технологии продуктивного чтения и самооценки на уроке математики по теме “Вычитание дробей с разными знамена¬телями”»;
  • «Реализация внеурочной деятельности “Я - гражданин России” в рамках внедрения ФГОС» (занятие по теме «Семья и семейные цен¬ности»);
  • «Формирование УУД учащихся посредством технологий проблемно¬го диалога и самооценки на уроках истории по теме “Боги Древнего Египта”»;
  • «Современные образовательные технологии на уроке русского язы¬ка по теме “Средства и способы связи предложений в тексте”»;
  • «Формирование УУД посредством новых образовательных техноло¬гий на уроке математики по теме “Задачи на части”»;
  • «Развитие УУД учащихся 6-го класса на уроке истории по теме “Го-сударство славян и кочевников”»;
  • «Формирование регулятивных УУД на уроке русского языка по теме “Степени сравнения наречий”»;
  • «Проблемный диалог как основное средство формирования позна-вательных УУД на уроке математики по теме “Решение линейных уравнений”» и др.

80% педагогов внесли коррективы в схему своей индивидуальной об-разовательной траектории, изменив тематику самообразования и связав ее с ФГОС.

В рамках внутрикорпоративного повышения компетентности учителей в условиях реализации ФГОС администра¬цией СОШ № 74 организованы и проведены следующие методические семи¬нары и мастер-классы:

  • «Организация оценочной деятельности учащихся в контексте ФГОС»;
  • «Инновационные подходы к оцениванию образовательных резуль¬татов обучающихся»;
  • «Технология обучения в сотрудничестве»;
  • «Условия вовлеченности пятиклассников в образовательный про¬цесс»;
  • «Новые образовательные технологии и форматы занятий»;
  • «Основная образовательная программа в единстве урочной и вне¬урочной деятельности»;
  • «Современный урок в контексте введения ФГОС»;
  • «Роль учителя-предметника и классного руководителя в формиро¬вании личностных результатов обучающихся».

Также организовано корпоративное обучение (июнь) для преподавателей 5-6-х классов и вновь прибывших педагогов по проблеме: «Деятельность школьных команд по введению ФГОС в практику школы». В группе обучалось 30% от всего педагогического состава школы.

Результатом проведенной работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС стали изменения в самооценке, опре¬делении проблемных областей (данные получены в ходе мониторинга, проведенного администрацией ОО в июне 2013 г.). Изменилась самооценка педагогов среднего звена. Испытав трудности на практике, они более прагматично стали оценивать собственные возможности и уровень профессиональной компетентности (так, в начале учебного года свою профессиональную компетентность на высоком уровне оценивали 35% учителей, преподающих предметы в 5-9-х классах, и 16% - в конце учебного года). Они точно определили для себя проблемные об¬ласти и зону ближайшего развития.

На конец учебного года вырос уровень профессиональной компетентности педагогов начальной школы в рамках реализации ФГОС - каждый из учителей про¬вел открытый урок, семинар, помог коллеге найти выход из его профессио-нальных затруднений и т. д. (высокий уровень профессиональной компетент-ности выявлен у 19% учителей начальной школы в начале учебного года и у 25% - в конце учебного года).



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль