Профессиональная компетентность педагога в условиях введения ФГОС в школе

588

Позиция учителя-воспитателя в условиях введения ФГОС в школе

Новая парадигма образования приводит нас к качественно новому по¬ниманию позиции учителя-воспитателя. Реализация принципов современного образования на практике - это деятельность, основанная на характеристиках личности не только ученика, но и учителя. Любые изменения в сфере челове-ческой деятельности начинаются с ее объекта, творца и созидателя. Подобное создается подобным: компетентность и функциональная грамотность ученика формируется уровнем компетентности и функциональной грамотности учите-ля, общая культура и интеллект воспитанника - уровнем культуры и интел-лекта воспитателя.

Иными словами, уровнем профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС в школе определяется не только качество образования, но и успехи развития общества в целом. Именно поэтому наряду с выделени¬ем свойств личности педагога, обеспечивающих его готовность к выполнению профессиональных функций, на государственном уровне происходит систе¬матизация и документальное закрепление содержательных характеристик профессии учителя.


В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.
К.Д. Ушинский


Занимаясь вопросами введения федерального государственного об-разовательного стандарта основного общего образования, педагогический коллектив МБОУ СОШ № 74 г. Ижевска (далее - СОШ № 74) выработал единое общее понимание профессиональной компетентности педагога и ее составляющих в условиях ФГОС.

В 2013 г. педагогическая общественность обсуждала проект професси-онального стандарта педагога, проекты Историко-культурного стандарта и Концепции математического образования в Российской Федерации. Феде-ральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фе-дерации» прописывает статус педагога и закрепляет необходимость повы-шения его квалификации каждые три года, а также предполагает введение нового порядка проведения аттестации педагогических работников. Квали-фикационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Еди¬ного квалификационного справочника должностей руководителей, специали¬стов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), в свою очередь, документально не только закре-пили требования к уровню квалификации, но и определили перечень компетенций, необходимый и достаточный для выполнения учителем-воспитателем профессиональных функций.

Профессиональная компетентность педагога и ее составляющие в условиях введения ФГОС в школе

Профессиональная компетентность определяется как способ¬ность превращать специальность, профессиональные компетенции в средство формирования личности учащегося. В структуре профессиональной компе¬тентности можно выделить следующие составляющие:

  • специальная предметная компетентность – знаниие основ преподаваемых наук, а также владение неким междисципли¬нарным знанием, которое помогает обучающимся достигать мета¬предметных результатов образования;
  • методическая компетентность - использование современных развивающих педагогических технологий, умение выбирать и использовать адекватные приемы для формирования у обучающих¬ся универсальных учебных действий (далее - УУД);
  • дифференциально-психологическая компетентность - умение организовать воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и личностных потребностей обучающихся; работать на достижение каждым учащимся высоких личностных результатов;
  • коммуникативная компетентность - способность учителя осущест¬влять коммуникацию и умение применять адекватные формы обще¬ния с различными участниками образовательного процесса;
  • аутопсихологическая компетентность - постоянное самосовершенствование и саморазвитие; включает умение анализи-ровать собственную педагогическую деятельность, прогнозирование рисков и достижений в профессиональной деятельности.

Этапы развития профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС

Проблемы компетентности и совершенствования профессионального мастерства, готовности педагогического коллектива к внедрению инноваций явились основными точками роста в процессе изучения и осмысления прин-ципов компетентностного подхода. 1-й этап решения нами вопроса совершенствования профессиональной компетентности (2007-2009 гг.) - это осмысление принципов компетентностного подхода и его использования в организации урочной и внеурочной деятельности. Результатом работы стал выпуск сборника, на страницах которого учителя СОШ № 74 обдумывали роль и место преподаваемого ими предмета в формировании у обучающихся тех или иных компетенций в условиях введения ФГОС в школе.

В 2009 г. педагогический коллектив перешел к этапу использования в практической деятельности принципов личностно-деятельностного и компетентностного подходов с целью формирования и совершенствования личност¬ных результатов обучающихся.

Первый этап решения вопроса повышения профессиональной компетентности и подготовки к условиям введения ФГОС в школе (2009-2011 гг.) можно назвать этапом использования в практической деятельности принципов компетентного подхода (органи¬зация социальных практик, профессиональных проб, внеурочной деятель¬ности и т. п.). На данном этапе педагогический коллектив не только обу¬чается принципам и приемам работы в современных условиях, но и осу¬ществляет мониторинг сформированности достаточного уровня профессиональной компетентности, диагностируя затруднения и опреде¬ляя наиболее оптимальные пути решения возникающих трудностей. Ито¬гом данной работы стала подборка диагностического инструментария (анкет, опросников, тестов), позволяющего выявить проблемную область и грамотно спланировать адресную методическую помощь.

Второй этап подготовительных условий к введению ФГОС в школе (2011-2013 гг.) - это этап обобщения опыта педагогиче¬ского коллектива по организации мониторинга уровня профессиональной компетентности. По нашему опыту можно сказать, что в рам¬ках образовательной организации (далее - ОО) грамотнее всего орга¬низовать данную работу в формате проектов. Если результаты диагно¬стирования показывают проблемную область в профессиональной компетентности, то администрацией ОО создается проект, который позволяет систематизировать всю методическую работу, про¬водить регулярный мониторинг ситуации. Маршрут проектов представлен в таблице.

Таблица

Проекты, реализация которых направлена на развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС

Годы реализации Название проекта
2008-2009 Повышение социально-психологической компетентности педагогов
2010-2013 Профессионально-психологическая культура учителя
2013-2016 Школа компетентного учителя

Диагностика готовности учителей – одно из условий введения ФГОС в школе

В начале 2012/13 уч. г. СОШ № 74 получила статус пилотной площадки по раннему введению стандарта в 5-м классе. До этого была проделана большая работа по развитию профессиональных компетентностей, поэтому учителя, преподающие учебные предметы в 5-9-х классах, считали, что готовы работать в условиях введения ФГОС в школе. Об этом говорят результаты анкетирования, про¬веденного в сентябре 2012 г.

Так, 35% преподавателей 5-6-х классов полагали, что достигли высокого уровня готовности реализовать программу учебного предмета в соответ¬ствии с требованиями ФГОС. А учителя начальной школы, которые уже на практике столкнулись с трудностями введения нового стандарта, более прагматич¬но отнеслись к самооценке (только 19% опрошенных учителей считали, что достигли высокого уровня в его реализации). Средний уровень го¬товности отметили 60% учителей 5-6-х классов и 50% учителей начальных классов, низкий уровень - 15% учителей, преподающих предметы в 5-6-х классах, и 21% учителей начальной школы. В декабре 2012 г. с целью из¬учения реальной ситуации и выявления педагогических затруднений учи¬телей, работающих в условиях введения ФГОС в школе, методической службой СОШ № 74 была проведена повторная диагностика, включающая анализ:

  • посещения уроков с целью выявления использования технологий раз-вивающего обучения и способов формирования УУД обучающихся;
  • использованных процедур оценивания уровня развития УУД;
  • использования ресурсного обеспечения реализации ФГОС;
  • использования традиционных форм организации урочной деятель¬ности обучающихся.

Трудности преподавания предметов в условиях введения ФГОС в школе

Проведенный анализ показал, что, несмотря на высокую самооценку готовности к введению нового стандарта в начале учебного года, учителя среднего зве¬на столкнулись на практике с реальными трудностями:

1.    В использовании технологий развивающего обучения особые затруд-нения вызвали технологии оценивания учебных достижений обучающихся и приемы, направленные на формирование УУД. Учитель часто оставался в области репродуктивных задач. В свою очередь, оценочная деятельность осуществлялась чаще только педагогом, без учета сложности различных уровней заданий.

2.    Недостаточный уровень компетентности в области информационно¬-коммуникационных технологий - грамотного использования интерактивных средств обучения и электронных образовательных ресурсов.

3.    Недостаточный уровень компетентности в области организации про-ектной деятельности и междисциплинарного знания для формирования у обу¬чающихся метапредметных результатов в условиях введения ФГОС в школе (71% учителей 5-6-х классов исполь¬зовали в организации урочной деятельности традиционные формы обучения).

4.    Затруднения вызвал вопрос организации планирования собственной деятельности, что нашло отражение в составлении рабочих программ и кон¬спектов уроков (как, где, какими средствами и на каком этапе урока форми¬ровать те или иные УУД).

5.    В рамках психолого-педагогической компетентности учитель испытывал затруднения в осознании своего нового статуса. Переход на субъект-субъектные отношения давался достаточно тяжело. Перейти с позиции «учитель-урокодатель» на позицию «учитель-воспитатель» и «учитель-исследователь» было непросто.

Таким образом, каждая из данных проблем, возникших в условиях введения ФГОС в школе, стала предметом детального изучения и обсуждения на заседаниях административных и методических советов.
Дальнейший мониторинг профессиональной компетентности педагогов (декабрь 2012 г.) показал, что проблемными являются методическая компетентность учителя, система оценивания, грамотная организация групповой работы как способ формирования коммуникативных УУД, вопросы и требования, связанные с организацией внеурочной деятельности.

Формы повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС

Для решения этих проблем учителя стремились повысить свою квали¬фикацию. Они отдали предпочтение таким формам повышения квалификации, как семинар-практикум, корпоративное обучение на базе СОШ № 74, курсы повышения квалификации, организованные АОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Респуб-лики», творческие группы, созданные для решения конкретных задач, реали-зация индивидуального плана по самообразованию, посещение открытых уроков коллег, методические совещания, заседания предметных кафедр.

Анализ результатов мониторинга профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС позволил сделать следующие выводы:

  • столкнувшись с трудностями использования на практике технологий развивающего обучения, применения оценочных технологий, учи¬теля ощутили необходимость не просто услышать, а апробировать данные педагогические технологии в практике преподавания раз¬личных предметов;
  • корпоративное обучение очень важно: введение такой формы позволяет выявить трудности конкретного коллектива, оказать адресную помощь в преподавании предмета, дает возможность коллективу выработать единое понимание педагогиче¬ских явлений и процессов, необходимое для эффективного препо¬давания предмета.

Исходя из полученных данных мониторинга по итогам первого полугодия 2012/13 уч. г., методической службой были внесены коррективы в план работы и намечены мероприятия, посвященные различным условиям введения ФГОС в школе:

  • педагогический совет «Организация оценочной деятельности»;
  • методические совещания по проблеме «Формирование УУД»;
  • день педагогического мастерства «Формирование устойчивой по-ложительной мотивации к обучению» (открытые уроки, педагогиче¬ская мастерская);
  • семинар-практикум «Создание развивающей информационной среды».

Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС в школе

Параллельно учебной (урочной) деятельности педагогическим коллек¬тивом школы велась целенаправленная работа по организации внеурочной деятельности. Однако предварительно в мае 2012 г. выпускники 4-х классов прошли обследование с целью выявления уровня воспитанности по несколь-ким составляющим (методика Н.П. Капустина) (рисунок).

Профессиональная компетентность педагога в условиях введения ФГОС в школе

Результаты, представленные на рисунке, свидетельствуют о среднем уровне воспитанности обучающихся 4-х классов. Показатели по всем состав¬ляющим приблизительно равные. Несколько ниже результаты по показателю «Эстетический вкус». Поэтому при планировании организации внеурочной деятельности педагогическим коллективом СОШ № 74 выбраны все пять на-правлений: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, обще-культурное, спортивно-оздоровительное. При этом в общекультурное направ-ление с целью развития эстетического вкуса были включены такие курсы, как «Театр “Маленькая страна”», «Литературная гостиная», «Музыкальная гости-ная», «Клуб “Азы журналистики”», «Волшебная мастерская».

Занятия по внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС в школе проводили учителя, воспитатели группы продленного дня, педа¬гоги дополнительного образования ОО г. Ижевска, детской спортивной школы и т. д. Все они обучались на курсах повышения квалификации; были разработаны программы внеурочной деятельности, произведен отбор диа¬гностического инструментария личностных результатов развития обучающих¬ся. Анализ отзывов учащихся позволил говорить о привлекательности, полез¬ности и эффективности подобных занятий внеурочной деятельности.

Повторный мониторинг  в условиях введения ФГОС в школе показал, что уровень воспитанности обучающихся в 5-х классах в конце учебного года улучшился по таким показателям, как «Лю¬бознательность», «Трудолюбие», «Я и общество», «Гражданственность». Бла¬годаря программам, связанным с развитием творческих способностей учащих¬ся (театр, журналистика и пр.), заметен рост показателя «Эстетический вкус».

Оценивая отзывы педагогического коллектива об опыте организации программ внеурочной деятельности, хотелось бы отметить, что существует необходимость в разработке методических пособий, включающих программы внеурочной деятельности и критерии оценки личностных образовательных результатов обучающихся в рамках каждой программы.

Условия раннего введения ФГОС в школе

В результате работы педагогического коллектива СОШ № 74 в рамках раннего введения нового стандарта в 2012/13 уч. г. было проведено 36 открытых уроков и внеурочных занятий по различной проблематике:

  • «Применение технологии продуктивного чтения на уроке математи¬ки по теме “Координатная плоскость”»;
  • «Применение технологии продуктивного чтения и самооценки на уроке математики по теме “Вычитание дробей с разными знамена¬телями”»;
  • «Реализация внеурочной деятельности “Я - гражданин России” в рамках внедрения ФГОС» (занятие по теме «Семья и семейные цен¬ности»);
  • «Формирование УУД учащихся посредством технологий проблемно¬го диалога и самооценки на уроках истории по теме “Боги Древнего Египта”»;
  • «Современные образовательные технологии на уроке русского язы¬ка по теме “Средства и способы связи предложений в тексте”»;
  • «Формирование УУД посредством новых образовательных техноло¬гий на уроке математики по теме “Задачи на части”»;
  • «Развитие УУД учащихся 6-го класса на уроке истории по теме “Го-сударство славян и кочевников”»;
  • «Формирование регулятивных УУД на уроке русского языка по теме “Степени сравнения наречий”»;
  • «Проблемный диалог как основное средство формирования позна-вательных УУД на уроке математики по теме “Решение линейных уравнений”» и др.

80% педагогов внесли коррективы в схему своей индивидуальной об-разовательной траектории, изменив тематику самообразования и связав ее с ФГОС.

В рамках внутрикорпоративного повышения компетентности учителей в условиях реализации ФГОС администра¬цией СОШ № 74 организованы и проведены следующие методические семи¬нары и мастер-классы:

  • «Организация оценочной деятельности учащихся в контексте ФГОС»;
  • «Инновационные подходы к оцениванию образовательных резуль¬татов обучающихся»;
  • «Технология обучения в сотрудничестве»;
  • «Условия вовлеченности пятиклассников в образовательный про¬цесс»;
  • «Новые образовательные технологии и форматы занятий»;
  • «Основная образовательная программа в единстве урочной и вне¬урочной деятельности»;
  • «Современный урок в контексте введения ФГОС»;
  • «Роль учителя-предметника и классного руководителя в формиро¬вании личностных результатов обучающихся».

Также организовано корпоративное обучение (июнь) для преподавателей 5-6-х классов и вновь прибывших педагогов по проблеме: «Деятельность школьных команд по введению ФГОС в практику школы». В группе обучалось 30% от всего педагогического состава школы.

Результатом проведенной работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС стали изменения в самооценке, опре¬делении проблемных областей (данные получены в ходе мониторинга, проведенного администрацией ОО в июне 2013 г.). Изменилась самооценка педагогов среднего звена. Испытав трудности на практике, они более прагматично стали оценивать собственные возможности и уровень профессиональной компетентности (так, в начале учебного года свою профессиональную компетентность на высоком уровне оценивали 35% учителей, преподающих предметы в 5-9-х классах, и 16% - в конце учебного года). Они точно определили для себя проблемные об¬ласти и зону ближайшего развития.

На конец учебного года вырос уровень профессиональной компетентности педагогов начальной школы в рамках реализации ФГОС - каждый из учителей про¬вел открытый урок, семинар, помог коллеге найти выход из его профессио-нальных затруднений и т. д. (высокий уровень профессиональной компетент-ности выявлен у 19% учителей начальной школы в начале учебного года и у 25% - в конце учебного года).

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль