Инклюзивное обучение детей с задержкой психического развития

73

Особенности организации предметного материала в обучении детей с задержкой развития

Самой распространенной категорией ОВЗ является задержка психического развития.  К категории «задержка психического развития» могут быть отнесены дети, имеющие легкие функциональные трудности различного характера, поэтому эта категория является наиболее массовой. На определенном этапе развития эти трудности могут иметь непреодолимый характер, тогда ученик не может обучаться по основной программе.  Очень часть такие дети испытывают трудности не столько с развитием мышления, сколько с эмоционально-волевой регуляцией поведения. Это можно назвать особенностью ребенка  с задержкой психического развития. Также, к этой категории относятся такие расстройства, как недостаток устойчивости и концентрации внимания.

Поэтому на уроке для детей с задержкой развития важно использование наглядных пособий и техники для визуализации и аудирования учебного материала. Сочетание слухового и визуального ряда позволяет закреплять материал в условиях рассеянного внимания. В обучении детей с задержкой психического развития важно сочетать аудиообразцы, прослушивание заданий, зрительные образцы, картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации опытов, - задействовать все сенсорные системы.

В обучении детей с задержкой психического развития очень важна организация предметного материала. Так, есть давно отработанный нейропсихологический механизм усвоения информации – письмо. Причем, именно ручкой на бумаге, а не ввод с клавиатуры. Также, учитывая меньший объем восприятия и часто замедленный темп восприятия, очень важно предоставить ученику алгоритм усвоения информации. Эта  алгоритмизация важна и для детей с нарушениями интеллекта, и для детей с расстройствами аутистического спектра, когда задаётся определённый ритм действий. То есть, обучающемуся в схемах, пиктограммах, таблицах представлен порядок действий, которые нужно совершить, чтобы, например, приготовить чай. Простые действия, которые усваиваются детьми с нормативным развитием автоматически, без концентрации внимания на порядке действий, в данном случае должны быть разложены на минимальные операции и несколько раз отработаны. Эта кропотливая работа не пропадет даром и пригодится в дальнейшем, в другой жизненной ситуации.

Также, есть универсальный прием в обучении детей с задержкой психического развития: их учат оречевлению своих действий, когда внутренний план действий переводится во внешний план и мы начинаем оречевлять свои собственные действия. Таким образом,  появляется внутренний контроль, через оречевление. И когда у ученика возникает затруднение, ему предлагают вернуться к развёрнутым действиям, которые сопровождаются словесными комментариями.

В организации учебного материала следует обратить внимание на такую особенность ребенка  с задержкой психического развития, как небольшой объём внимания и неустойчивость внимания. В этих условиях необходимо исключить большое количество фоновых факторов. Должно быть много дидактических пособий, но они должны появляться в нужное время и в нужном месте, а не все одновременно, что приведет к раскоординация действий и снижению концентрации внимания. Здесь необходимо обеспечивать определённую устойчивость и объём внимания в единицу времени.

Необходимо усвоить принцип обучения детей с задержкой психического развития: предмет, который сложней всего ему даётся, из адаптированной образовательной программы совсем не уходит, предмет меняет своё содержание. В этом суть адаптации предметного содержания, перевода его из академической сферы в прикладную. Например, если обучается ребенок, который не говорит, это не значит, что у него не будет предмета русский язык. У него будет речевая практика и язык, как прикладной, для того, чтобы он смог выстраивать коммуникацию. В его адаптированной программе по этому предмету соответственно будут обозначены возможности альтернативной дополнительной коммуникации с использованием, к примеру, карточек, пиктограмм, рисунков, конкретных предметов, если это необходимо, для того, чтобы ему обеспечить развитие в этой сфере

Социально-эмоциональные особенности ребенка с задержкой психического развития

Не менее важной особенностью ребенка с задержкой психического развития является трудность социально-эмоционального развития. Риски дезадаптации этой категории детей связаны не столько с не усвоением предметного материала, сколько с формированием негативного опыта в обучении. На фоне того, что сопротивляясь и сталкиваясь с сопротивлением при усвоении предметного материала, у обучающегося, с одной стороны, не формируется устойчивого учебного интереса и мотивации, с другой стороны, не формируется позитивного опыта преодоления трудностей. Родители и педагог должны предвидеть эту ситуацию заранее и продумать способ, как превратить ее в позитивную.

Еще одну особенность социально-психологического характера нужно учесть в обучении детей с задержкой психического развития: в силу отставания игровой период может проживаться с существенной задержкой, с существенным отставанием, поэтому полезно использовать игровую деятельность наряду с другими практическими занятиями для расширения в целом их познавательных возможностей. Следует отметить, что продуктивные виды деятельности, то есть различные умения, являются потенциальной зоной успеха для ученика с ограниченными возможностями здоровья и значение их в адаптированной образовательной программе может быть значительно выше, чем значение таких предметов, как русский язык, чтение, математика и т.д. Они формируют предпосылки к жизненным компетентностям. Опора на практические действия особенно важна при  обучении детей с задержкой психического развития  - мы можем конструировать, рисовать, лепить, клеить то, что нам потом будет нужным и полезным для другого предмета, для математики, например. И когда мы потом решаем какие-то задачи, мы для наглядности используем то, что сделали на уроках технологии.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль