Правильное стимулирование педагога и усовершенствование системы оплаты труда

232

Усовершенствование системы оплаты труда в образовательных учреждениях осуществляется в первую очередь за счет стимулирования педагога увеличением заработной платы и сокращением разрыва между уровнем оплаты в конкретной организации и уровнем зарплаты по региону. На данный момент, к сожалению, это часто делается за счет уменьшения количества сотрудников, то есть осуществляется путем максимального сосредоточения всех функций на одном педагогическом работнике.

Перед администрацией образовательного учреждения стоит очень сложный выбор: либо максимально загрузить своих сотрудников, и тем самым собрать максимально компактный коллектив с высоким уровнем заработной платы, либо, наоборот, распределить эти функции среди большого количества работников с минимальным уровнем оплаты труда. Как именно влияет материальное стимулирование педагога на достижение необходимого результата? Многие руководители учебных заведений уже пробуют ответить на этот вопрос, пытаясь найти золотую середину между качеством образовательного процесса и хорошими показателями отчетности.

Например, некоторые дополнительные кружки часто ведут приглашенные специалисты из других тематических учреждений. Скорее всего профессионалы в определенной сфере проводят занятия на более высоком уровне, чем обычный педагог школы либо детского сада. И кружок, который ведет сотрудник какой-нибудь Театральной студии, вероятно будет показывать лучший результат, чем кружок неквалифицированного в данной сфере воспитателя, для которого это всего лишь дополнительная нагрузка. Но бывают случаи, когда материальное стимулирование педагога приносит свои плоды и качество работы непрофессионального сотрудника практически не отличается от уровня специалиста в конкретной сфере. Однако это скорее единичные случаи и для руководителя образовательной организации всё-таки интереснее видеть стороннего квалифицированного человека в плане качества и результатов, хоть он и будет немного ухудшать показатели по средней зарплате.

Основная задача стимулирования педагога

Для правильного стимулирования педагога и совершенствования системы оплаты труда необходимо определить критерии и показатели эффективности. И те стимулирующие выплаты, которые установлены без их учета, должны быть отменены. Многие руководители образовательных организаций пытаются хотя бы формально показать стимулирование в виде 30%, хоть и прекрасно понимают, что реально дополнительных денег на это выделено не было. Для того, чтобы сохранить уровень зарплаты, руководители часто в стимулирование вносят фактически гарантированную часть оплаты труда либо какие-то абстрактные выплаты якобы за хорошую работу. Но так как они выплачиваются всем сотрудникам, то по факту это нельзя назвать стимулированием. Скорее это просто аккуратное повышение уровня оплаты труда, не имеющее ничего общего со стимулирующими выплатами и уж точно не выполняющее их задач.

Фактически в таких случаях не осуществляется стимулирование педагога, но все прекрасно понимают, что денег на это просто не выделено. В современных условиях руководители должны постепенно избавляться от такого подхода, так как новая программа предполагает только реальное стимулирование, а те моменты, которые им не являются, необходимо включать в базовые выплаты или компенсации.

Совершенствовать систему оплаты труда работникам образования нужно для того, чтобы определить оптимальное соотношение гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок. Однако, когда руководители имеют дело с низким уровнем базового оклада, у них нет возможности осуществить стимулирование педагога, так как в подобных условиях вообще сложно удержать сотрудников в конкретной образовательной организации. Поэтому про оптимальное соотношение гарантированной части и стимулирующих выплат можно говорить только при достаточно высоком уровне заработной платы.

Существуют два ключевых подхода:

  1. Устанавливается действительно достойная зарплата, в соответствии с которой требуется качественное выполнение работы и должностных обязанностей. В этом случае стимулирование педагога не представляет интереса, потому что есть возможность уволить работника за ненадлежащее исполнение обязанностей. Такой подход используется только в случае, если зарплата действительно высокая и сама по себе стимулирует сотрудника работать хорошо. Но чаще всего условия труда педагога таковы, что увольнение совершенно не пугает работника.
  2. Если коллектив очень разношерстный и одна его часть полностью устраивает работодателя, а другая по тем или иным причинам увольняться не собирается, то принимается такое решение: устанавливается минимальная гарантированная часть, а за качественную работу назначаются большие стимулирующие надбавки. И в этом случае те, кто заинтересован получать хорошую зарплату, будут вынуждены либо уйти, либо выполнять свою работу качественно. Таким образом проблемная часть коллектива со временем самостоятельно уволится, так как им станет невыгодно получать минимальную заработную плату.

Стимулирование педагога - один из важных этапов усовершенствования системы оплаты труда. Чаще всего оно осуществляется путем увеличения заработной платы и сокращения разрыва между уровнем оплаты в конкретной организации и уровнем зарплаты по региону. Благодаря такому подходу сотрудник начинает дорожить своим местом работы, что положительно влияет на качество выполнения должностных обязанностей. Таким образом это улучшает не только учебный процесс, но и показатели образовательной организации в целом.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль