Организация кукольного театра в начальной школе: влияние на развитие детей

113

Влияние процесса организации кукольного театра в начальной школе на развитие детей

Театрализованные постановки сегодня, которые ставятся по мотивам художественных произведений, способствуют тому, что ребенок знакомится  с окружающей действительностью, познает мир, начинает видеть себя в тесной связи с други­ми людьми, становится более коммуникабельным и открытым к диалогу. Организация кукольного театра в начальной школе способствует обогащению эмоциональной сферы ребенка, развивает его творческие способности. В процессе работы над своей ролью, школьник тренирует голосовой аппарат, преумножает интеллектуальный потен­циал.

Искусство театра понятно школьникам младших классов, поскольку в его основе находится игра. Ученики познают различные роли, например, с радостью перевоплощаются в котят и собачек, лисичек и зайчиков. Посредством такой игровой деятельности у детей формируются отношение к окружающей действительности, закладываются основы морали, добра и зла, должного и недопустимого. В пьесах и сценках, как правило, хорошо раскрываются темы друж­бы, взаимопомощи, трудолюбия. У младших школьников появляется позитивная самооценка, растет жизненный оптимизм. А если учесть, что в пьесах, как правило, высмеиваются лентяи и зазнайки, можно предположить, что этот ход также положительно влияет на нравственность ребенка.

Для постановки спектакля учащиеся под руководством педагога учатся изготавли­вать декорации, костюмы для героев, под­бирать музыкальное сопровождение.

Очень важным в процессе организации кукольного театра в начальной школе выступает репетиционный процесс, и он даже более важен, чем конечный резуль­тат. Поскольку именно в процессе работы над обра­зом формируется личность школьника, его мышление, двигательный и психологический контроль. Также происходит ус­воение социальных норм, развиваются психиче­ские функции.

Показ спектаклей в школе или детском саду, а также участие в городских и регио­нальных конкурсах и фестивалях развивает у обучающихся интерес к театральному ис­кусству, способствует повышению у них уровня самооценки.

Методические принципы организации кукольного театра в начальной школе

В основу программы школьного кукольного театра, как правило, заложены не­которые принципы. Перечислим их.

  1. Принцип развития индивидуальности каждого учащегося. Занятия в кружке должны активировать и развить имеющиеся у каждого ребенка твор­ческие способности, жизненные познания, речевой опыт, эмоциональную вос­приимчивость. Поэтому в ходе занятий в кружке ребенок будет иметь возмож­ность реализовать собственные намерения, т. е. действовать от своего имени.
  2. Принцип личностно ориентированной направленности на формирование творческой личности школьника. Здесь подразумевается, что в процессе организации купольного театра в начальной школе учащимся будет оказываться помощь в усвое­нии социального опыта, а именно навыков и умений, необходимых для жизни в социуме, а также в нахождении алгоритма учиться самостоятельно. Кроме того, этот принцип позволяет развить в школьнике систему личност­ных свойств и качеств, которые в дальнейшем будут способствовать его саморазвитию.
  3. Принцип деятельностной основы занятий в кружке. Этот принцип вы­ражается во внешней и во внутренней (умственной) активности детей. Делает­ся упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребенок ставится в ситуации, когда ему приходится действовать. Он перевоплощается в действу­ющее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идет о приемах, сти­мулирующих ситуации реального общения.
  4. Принцип реальности и практического применения. Все полученные знания, умения и навыки необходимы ребенку, как в его сегодняшней жизни, так и для будущего развития. Умения правильно говорить, двигаться, выра­жать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие за­дания понадобятся каждому ребенку.

Таким образом, стоит отметить, что организация кукольного театра в начальной школе оказывает влияние на развитие детской речи. Так, ребенок начинает использовать интонации, которые соответствуют характеру героев, их по­ступкам. Театраль­ная деятельность способствует и освоению речевого общения посредством мимики, жестов, поз и различных оттенков интонации. Кроме того, занятия в кукольном театре развивают у детей память (учащиеся, знако­мясь с различными произведениями устного народного творчества, запоми­нают считалки, скороговорки, русские народные сказки); артистические спо­собности; коммуникабельность. Дети учатся работать в коллективе: помогать друг другу, поддерживать.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль