Организационно-управленческая подготовка инклюзивного образования в школе

60

Координация работы по созданию условий инклюзивного образования в школе

На первом же этапе, на этапе выбора школы для инклюзивного обучения возникает настоятельная потребность в координации усилий родителей, психолого-медико-психологической комиссии, педагогического коллектива и внештатных специалистов (медицинских работников, психологов, педагогов), помощь которых может быть необходима в конкретной ситуации. Возможна такая ситуация, что в образовательной организации, которую выбрали родители, нет подготовленного педагога, а в соседней - такой педагог есть. Для разрешения подобных ситуаций в школе необходим координатор по инклюзии, причем, не обязательно это должна быть отдельная должность.

Как правило, процесс инклюзивного образования в школе сейчас касается, в основном, первых классов, поэтому таким координатором может быть завуч по начальной работе. Возможно, это будет педагог-психолог или любой другой специалист в области детей с ограниченными возможностями здоровья, которому  образовательное учреждение делегирует организационно-управленческие функции. Координатор – это тот человек, который на определённом этапе будет всю ситуацию сводить воедино, осуществлять менеджмент включения ребёнка в образовательный процесс и отслеживать на определённых этапах его движение.

Создание междисциплинарной команды в подготовке инклюзивного образования в школе

Образовательной организации может понадобиться помощь специалистов различного профиля, при этом необязательно, что все они должны работать в штате. Это могут быть специалисты, которые привлекаются в рамках сетевого взаимодействия в эту образовательную организацию, опыт такой работы  уже есть. В этой связи надо отметить, что наиболее дефицитными специалистами являются тифлопедагоги, в силу ограниченности количества кафедр, выпускающих таких специалистов. Также, мало учителей-дефектологов, которые квалифицированы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, немного больше сурдопедагогов, которые умеют работать с детьми. Большая часть педагогов умеют работать с детьми с задержкой развития, с детьми с нарушениями интеллектуальной сферы.

При организации  инклюзивного образования в школе надо предусмотреть участие и таких специалистов, как нейропсихолог, врач-психиатр, психотерапевт, учитель-логопед, учитель-дефектолог по профилю ограниченных возможностей здоровья ребёнка, социальный педагог, педагог-психолог. Специалисты коррекционных школ также могут привлекаться к работе сетевым способом.

Реализация общеобразовательной программы, даже если это адаптированная общеобразовательная программа может быть реализована в полной мере только при условии, что параллельно с этим работают квалифицированные специалисты по профилю трудности ребёнка и помогают ему компенсировать эти затруднения. Например, в школе инклюзивно обучается ребенок с нарушением слуха. На занятиях по формированию восприятия речи, на специализированных занятиях, направленных на компенсацию нарушений слуха, ребенку дается дополнительная возможность пройти тот предметный учебный материал, который был уже пройден на уроках со всем классом. В рамках инклюзивного образования в школе могут быть организованы как индивидуальные, так и групповые коррекционные занятия.

Консилиум по вопросам инклюзивного образования в школе

Школьный психолого-медико-педагогического консилиум позволяет работу междисциплинарной команды сделать целенаправленной. Именно на консилиуме разрабатывается адаптированная образовательная программа, на нём она может обсуждаться с точки зрения динамики, с точки зрения степени адаптации и отражения  особенностей ученика, а также, с точки зрения того, как она даёт ему возможность развиваться и двигаться дальше. Зачастую, в работе школьных консилиумов принимают активное участие родители детей с ОВЗ, их помощь консилиуму неоценима в оценке результатов инклюзивного образования их ребенка в школе.

Особой функцией психолого-медико-педагогического консилиума должна стать мотивационная поддержка педагога, на которого возложена основная и самая трудная задача выполнения адаптационной программы практически и ежедневно. Самой сильной мотивацией здесь может стать отслеживание результатов, прогресса данного конкретного ученика при его продвижении по программе, что может принести педагогу огромное моральное удовлетворение.

Привлечение родителей к организации инклюзивного образования в школе

Для детей с нарушениями пространственной ориентировки, для детей, имеющих расстройства аутистического спектра, пока у них не сформировались устойчивые эмоциональные связи с другими взрослыми, лучшими сопровождающими являются родители. В условиях, когда школы поставлены в жесткие финансовые рамки, привлечение родителей решает проблему, и такая практика уже существует. Правда, родители тогда вынуждены выступать и в роли родителей, и в роли членов педагогического коллектива по отношению к своему ребенку. Но если такая возможность у них есть, их целесообразно привлечь к процессу инклюзивного образования в школе. У образовательной организации есть возможность выделить такому родителю ставку помощника воспитателя. В некоторых случаях, когда родитель может  получить соответствующую педагогическую квалификацию, он может работать в тьютором. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль