Оплата труда педагогических работников: требования и основные особенности

107

Заработная плата – это вознаграждение за труд, которое зависит от сложности, количества и условий работы. На нее также влияет уровень квалификации и размер компенсационных и стимулирующих выплат. 129 статья четко определяет структуру оплаты труда педагогических работников.

На базовую часть заработной платы влияет целый ряд показателей, поэтому она не может быть одинаковой для всех сотрудников. Компенсационные выплаты – это фактически доплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Как пример можно привести воспитательную и образовательную деятельность в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Существуют также организации, которые расположены на территории нескольких зданий. В связи с этим сотрудники вынуждены постоянно менять свое место работы, что несколько усложняет их деятельность и не является нормой. Стимулирующие выплаты - поощрения за качественное выполнение педагогическим работником своих обязанностей, проявление инициативы и участие в улучшении и оптимизации учебного процесса.

Система оплаты труда педагогических работников: базовый оклад и коэффициенты

Базовая часть новой оплаты труда педагогических работников включает в себя вознаграждение за весь объем выполненной работы без учета компенсационных и стимулирующих выплат. То есть руководитель строго определяет для преподавателя нагрузку, при успешном выполнении которой данный сотрудник получает оклад в полном размере. Он устанавливается де-факто учредителем. И при его расчете работнику назначают заработную плату, равную определенному количеству базовых окладов с учетом компенсационных и стимулирующих выплат педагогическим работникам, если они есть.

Система оплаты труда педагогических работников устанавливается руководителем исходя из уровня образовательной организации, а весь процесс регламентируется конкретными нормативными актами (федеральными, региональными или муниципальными). Поэтому вся ответственность за разработку и внедрение той или иной системы лежит непосредственно на руководителе учебного заведения.

И хоть размеры и условия оплаты труда устанавливает учредитель, данные требования не являются точными и окончательно определенными. Во многих регионах большинство базовых моментов и простых вопросов решается образовательной организацией, которая обладает некой свободой в плане разработки собственной системы оплаты труда педагогических работников. Но в некоторых регионах данный процесс строго регламентирован и руководителю остается только перенести уже утвержденную систему, следуя конкретным требованиям и правилам. Данный подход не очень коррелирует с идеей эффективного контракта, как и жесткое соотношение учебной и неучебной нагрузки, поэтому от него стараются избавляться, переходя на более новые системы нормирования труда педагогических работников.

На размер базового оклада могут влиять такие факторы:

  • наличие высшего образования;
  • квалификационная категория;
  • стаж работы;
  • сложность преподаваемого предмета;
  • размер группы и т.п.

Существует некоторая единица, на которой базируется вся система оплаты труда педагогических работников. Если учредитель в этом плане оставил образовательной организации свободу, то коэффициенты устанавливаются непосредственно руководителем.

С одной стороны, крайне важно учитывать коэффициент по стажу, то есть платить больше сотрудникам, которые работают длительное время. Однако есть мнение, что значимость стажа слишком переоценена и он не имеет отношения к качеству работы. Вместо этого предлагается выделить средства на стимулирование труда по квалификации или сложности предмета, то есть направить весь потенциал на увеличение данных коэффициентов.

Но следует понимать, что стимулирование – это по своей сути вся система оплаты труда педагогических работников. Таким образом, если руководитель принимает решение увеличить коэффициент за стаж работы, то это сугубо базовая часть заработной платы, которая не относится к стимулирующим выплатам. Но, несмотря на это, такое решение создаст условия, при которых сотруднику будет выгодно работать длительное время. Поэтому любой подобный подход можно считать стимулирующим к конкретному действию, будь это повышение квалификации или получение стажа. Соответственно, в зависимости от особенностей образовательной организации, руководитель и устанавливает коэффициенты на своё усмотрение, если это позволяет учредитель. 

Оплата труда педагогических работников в большинстве случаев устанавливается руководителем образовательной организации, однако в некоторых регионах такая возможность до сих пор отсутствует. Базовая часть заработной платы - это вознаграждение за весь объем выполненной работы без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Система оплаты труда по сути определяет цели образовательной организации, так как включает в себя некую конфигурацию из коэффициентов, которая является управленческим инструментом, позволяющим стимулировать эффективный труд педагогических работников.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль