Оплата труда педагогических работников: требования и основные особенности

470

Заработная плата – это вознаграждение за труд, которое зависит от сложности, количества и условий работы. На нее также влияет уровень квалификации и размер компенсационных и стимулирующих выплат. 129 статья четко определяет структуру оплаты труда педагогических работников.

На базовую часть заработной платы влияет целый ряд показателей, поэтому она не может быть одинаковой для всех сотрудников. Компенсационные выплаты – это фактически доплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Как пример можно привести воспитательную и образовательную деятельность в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Существуют также организации, которые расположены на территории нескольких зданий. В связи с этим сотрудники вынуждены постоянно менять свое место работы, что несколько усложняет их деятельность и не является нормой. Стимулирующие выплаты - поощрения за качественное выполнение педагогическим работником своих обязанностей, проявление инициативы и участие в улучшении и оптимизации учебного процесса.

Система оплаты труда педагогических работников: базовый оклад и коэффициенты

Базовая часть новой оплаты труда педагогических работников включает в себя вознаграждение за весь объем выполненной работы без учета компенсационных и стимулирующих выплат. То есть руководитель строго определяет для преподавателя нагрузку, при успешном выполнении которой данный сотрудник получает оклад в полном размере. Он устанавливается де-факто учредителем. И при его расчете работнику назначают заработную плату, равную определенному количеству базовых окладов с учетом компенсационных и стимулирующих выплат педагогическим работникам, если они есть.

Система оплаты труда педагогических работников устанавливается руководителем исходя из уровня образовательной организации, а весь процесс регламентируется конкретными нормативными актами (федеральными, региональными или муниципальными). Поэтому вся ответственность за разработку и внедрение той или иной системы лежит непосредственно на руководителе учебного заведения.

И хоть размеры и условия оплаты труда устанавливает учредитель, данные требования не являются точными и окончательно определенными. Во многих регионах большинство базовых моментов и простых вопросов решается образовательной организацией, которая обладает некой свободой в плане разработки собственной системы оплаты труда педагогических работников. Но в некоторых регионах данный процесс строго регламентирован и руководителю остается только перенести уже утвержденную систему, следуя конкретным требованиям и правилам. Данный подход не очень коррелирует с идеей эффективного контракта, как и жесткое соотношение учебной и неучебной нагрузки, поэтому от него стараются избавляться, переходя на более новые системы нормирования труда педагогических работников.

На размер базового оклада могут влиять такие факторы:

  • наличие высшего образования;
  • квалификационная категория;
  • стаж работы;
  • сложность преподаваемого предмета;
  • размер группы и т.п.

Существует некоторая единица, на которой базируется вся система оплаты труда педагогических работников. Если учредитель в этом плане оставил образовательной организации свободу, то коэффициенты устанавливаются непосредственно руководителем.

С одной стороны, крайне важно учитывать коэффициент по стажу, то есть платить больше сотрудникам, которые работают длительное время. Однако есть мнение, что значимость стажа слишком переоценена и он не имеет отношения к качеству работы. Вместо этого предлагается выделить средства на стимулирование труда по квалификации или сложности предмета, то есть направить весь потенциал на увеличение данных коэффициентов.

Но следует понимать, что стимулирование – это по своей сути вся система оплаты труда педагогических работников. Таким образом, если руководитель принимает решение увеличить коэффициент за стаж работы, то это сугубо базовая часть заработной платы, которая не относится к стимулирующим выплатам. Но, несмотря на это, такое решение создаст условия, при которых сотруднику будет выгодно работать длительное время. Поэтому любой подобный подход можно считать стимулирующим к конкретному действию, будь это повышение квалификации или получение стажа. Соответственно, в зависимости от особенностей образовательной организации, руководитель и устанавливает коэффициенты на своё усмотрение, если это позволяет учредитель. 

Оплата труда педагогических работников в большинстве случаев устанавливается руководителем образовательной организации, однако в некоторых регионах такая возможность до сих пор отсутствует. Базовая часть заработной платы - это вознаграждение за весь объем выполненной работы без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Система оплаты труда по сути определяет цели образовательной организации, так как включает в себя некую конфигурацию из коэффициентов, которая является управленческим инструментом, позволяющим стимулировать эффективный труд педагогических работников.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль