Учебная нагрузка педагогических работников и особенности её распределения

184

Объемы учебной нагрузки педагогических работников оговариваются и указываются в трудовом договоре. Также регламентируется вся структура рабочего времени, то есть соотношение аудиторной и неаудиторной деятельности сотрудника. В обязательном порядке всё это закрепляется локальным нормативным актом. Приоритетным является именно преподавательская работа, так как именно она является обязательной структурной единицей.

Но расписывать в трудовом договоре объемы неучебной нагрузки необязательно. Например, не стоит вносить информацию, что учитель должен ежедневно тратить определенное количество рабочего времени на проверку тетрадей или разработку плана занятий. Достаточно будет обобщенно сообщить, что подготовительная работа входит в круг обязанностей сотрудника и на подготовительную, методическую, научную деятельность он тратит условно 18 часов в неделю. Но в отношении аудиторной нагрузки, следует четко указать конкретные объемы.

Правила определения учебной нагрузки педагогических работников

Количество учебной нагрузки педагогических работников не может быть изменено в текущем и следующем учебном году по инициативе работодателя, за исключением случаев, которые прописаны в приказе. Временное или постоянное изменение учебной нагрузки допускается только по соглашению сторон трудового договора, например, в письменной форме. При определении структуры рабочего времени, следует понимать, что её неучебная части является достаточно подвижной. Например, в данном полугодии сотрудник может выполнять больше методической работы, а в следующем - усиленно заниматься воспитательной деятельностью в рамках его объема нагрузки. В следующем учебном году, при переходе на новую ФГОС, увеличится подготовительная работа, потому что нужно будет разрабатывать новые планы и т.д.
Если же рассматривать аудиторную деятельность, как составляющую учебной нагрузки педагогического работника, то это некая константа, которую нельзя изменить. То есть, если в трудовом договоре и локальном нормативном акте указано 18 рабочих часов в неделю, то это решение уже нельзя изменить, например, на 20 или 16 часов. При определении учебной нагрузки на новый учебный год должен сохраняться ее объем и обеспечиваться преемственность преподавания предметов, курсов, дисциплин и модулей. То есть, если учитель преподает по основному месту работы, то у него есть гарантия сохранения количества учебной нагрузки и обеспечения преемственности. И если раньше это было общим пожеланием, то сейчас четко выраженное условие, которое должно быть зафиксировано в трудовом договоре.

Кроме того, обязательным требованием является определение четкого соотношения неучебной и учебной нагрузки педагогических работников в структуре времени. Поменять его практически невозможно без согласия преподавателя. Для некоторых категорий сотрудников это соотношение задается на уровне де-факто приказа, хоть этим и должен заниматься непосредственно руководитель образовательной организации.

Использование стандартов при распределении учебной нагрузки педагогических работников

Для того, чтобы определить объем обязанностей работника и правильно расписать структуру его рабочего времени, следует рассмотреть ФГОС и профстандарт. В стандарте начального общего образования четко сказано, что формы внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение, а её объем может достигать 1350 часов. Конкретные формы работ данного типа обязательно должны входить в обязанности сотрудника и быть указанны в трудовом договоре и локальных нормативных актах, так же, как и учебная нагрузка педагогических работников.

Если рассматривать стандарт старшей школы (среднего общего образования), то работа в рамках конкретного отдельного проекта также должна быть внесена в структуру рабочего времени. В первую очередь следует рассмотреть ФГОС и виды обучающих взаимодействий с ребенком. Все они должны учитываться при определении соотношений нагрузок сотрудника.

Что касается профстандарта, то особое внимание следует уделить описанию трудовых функций, которые им закреплены. Их перечень с детальной регламентацией позволит выделить определенные виды работ, которые тоже должны быть включены в структуру рабочего времени и определять учебную нагрузку педагогических работников. Как пример можно рассмотреть помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка. Это является конкретным видом работы и на него должно быть заложено время. Также сюда можно отнести разработку программ индивидуального развития ребенка и участие в разработке индивидуальных учебных планов. Помощь и поддержка организации деятельности ученических органов самоуправления также важна, как вид деятельности педагогического работника.

Поэтому перед тем, как нормировать учебную нагрузку, руководителю нужно тщательно прочитать все ФГОС и профессиональные стандарты, касающиеся его организации. А для тех видов или типов должностей, для которых еще нет профстандарта, существуют требования единого квалификационного справочника, которым также следует уделить внимание.

Объемы учебной нагрузки педагогических работников и распределительная структура рабочего времени должны быть обязательно указаны в трудовом договоре и локальных нормативных актах. Обязательным требованием является определение четкого соотношения аудиторной и неаудиторной деятельности. Поменять его без согласия сотрудника практически невозможно.

Неаудиторная часть является довольно подвижной и её можно изменять, главное при этом четко указать в трудовом договоре список обязанностей и количество часов в неделю. Аудиторная часть - это некая константа, которую нельзя изменить практически при любых условиях.

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль