text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Особенности структуры рабочего времени: норма часов педагогической работы

  • 16 апреля 2015
  • 910

Приложением к приказу Минобрнауки установлена система расчета продолжительности рабочего времени, норма часов педагогической работы и соответствующая ставка заработной платы. Этот документ 2014 года использует принципиально новый подход, позволяющий лучше нормировать педагогическую деятельность.

Продолжительность рабочего времени описывается по общему правилу как 36 часов в неделю. Исходя из Трудового кодекса, в педагогическую нагрузку входят все виды должностных обязанностей, поэтому такая норма часов педагогической работы полностью соответствует как приказу Минобрнауки, так и законодательству в целом. При этом для некоторых сотрудников образовательных организаций устанавливается более короткая продолжительность рабочего времени. Например, для учителей-дефектологов эта норма снижена до 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а музыкальным руководителям - до 24 часов. То есть вся педагогическая работа и совокупность всех обязанностей данных сотрудников укладывается в меньшую продолжительность рабочего времени. Другие исключения также четко прописаны в приказе Минобрнауки.
Однако в некоторых случаях используется старая система нормирования. Это касается лишь определенных категорий работников образовательных организаций. При этом норма часов педагогической работы определяется учебно-преподавательской частью конкретного сотрудника. В остальных случаях использование старой системы противоречит Трудовому кодексу и правилам нормативного регулирования в новом законе об образовании.

Норма часов педагогической работы в новой системе регулирования

Учитываться и нормироваться должна вся педагогическая работа сотрудника учебного учреждения. При этом в новой системе вводится довольно четкое распределение нагрузки на аудиторную и неаудиторную. В законе об образовании сказано, что их конкретное соотношение устанавливается руководителями на уровне локальных актов. То есть приказ Минобрнауки не должен был жестко фиксировать норму часов педагогической работы и количество аудиторной нагрузки, выделяемой в общем объеме обязанностей сотрудников учебных заведений. И это не соответствует 47-й статье, потому что за образовательные учреждения фактически определили структуру рабочего времени.

С другой стороны, вполне очевидно, почему поступили именно так. Вся система выстроена на нормировании именно аудиторной нагрузки и резкий переход к установленному законом варианту вероятно приведет к крайне хаотической ситуации. Станет непонятно, как именно нормировать педагогический труд, рассчитывать его и распределять. И пример с введением субсидий 83-го федерального закона это подтверждает, так как в том случае как раз и возникли подобные сложности. Поэтому переход от жесткого регулирования  к полной свободе образовательной организации должен быть более плавным. Иначе руководители просто не будут в полной мере понимать, как воспользоваться предоставленными возможностями и правильно распределить установленную норму часов педагогической работы. Кроме того, учредители пытаются максимально контролировать деятельность образовательных организаций, как это было ранее, и тем самым создают для них сложности в работе по новым правилам, фактически вынуждая оставаться на старой системе.

Четко определено, что аудиторная нагрузка является нормируемой частью, а вся остальная деятельность сотрудника должна учитываться условно. Кроме того, нагрузка может свободно варьироваться, но для отдельных категорий работников установлено четкое соотношение аудиторных и неаудиторных часов, внутри которых всё ещё существует свобода для локального регулирования.

Например, учителям устанавливается норма часов педагогической работы в виде 18 часов в неделю. Другие сотрудники работают по старой системе нормирования, но она выражена более мягко и позволяет постепенно переходить к новому формату регулирования. То есть педагогический труд хоть и нормирован жестко, возможность условно учитывать основную часть нагрузки остается, что и позволяет плавно войти в новую систему.
Принципиально важное нововведение в приказе Минобрнауки – выплата ставки заработной платы в полном размере гарантируется определенному типу учителей при условии догрузки до нормы часов другой педагогической работой. Это больше относится к учителям, у которых ожидается низкая аудиторная нагрузка. В данном случае нет какой-то жесткой нормы часов педагогической работы (например, 18 часов), а устанавливается определенное время, в зависимости от догрузки сотрудника другим видом деятельности. То есть существует вариант снижения количества часов, а в сторону их увеличения возможность была всегда, что непосредственно влияло на повышение ставки. Ранее считалось, что сотрудник, который выполняет большее количество аудиторной работы, должен заодно и нагружаться неаудиторной, но сейчас при увеличении аудиторной деятельности, количество неаудиторной работы должно быть меньше.

Норма часов педагогической работы установлена приказом Минобрнауки. Данный документ определяет принципиально новую систему нормирования деятельности сотрудников образовательных организаций. Согласно ей, существует четкое разделение нагрузки работника на аудиторную и неаудиторную, однако их соотношение устанавливается руководителями учебных заведений на уровне локальных актов. Это дает некую свободу образовательным учреждениям и открывает перед ними новые возможности, которые позволяют улучшить регулирование продолжительности рабочего времени.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.