Нагрузка педагогического работника: нормы, требования и должностные обязанности

212

У разных педагогических работников в зависимости от занимаемой должности, виды аудиторных и неаудиторных нагрузок могут отличаться. Кроме того, так как обязанности и виды деятельности у всех сотрудников индивидуальные, рабочее время также нормируется по-разному. Аудиторная нагрузка педагогического работника состоит из учебной и преподавательской занятости, а неаудиторная может включать в себя воспитательную и индивидуальную работу с обучающимися, а также различную научную, творческую и исследовательскую деятельность, которая не входит в должностные обязанности.

Кроме этого, в нагрузку педагогического работника дополнительно может входить:

  • деятельность, предусмотренная трудовым договором, должностной инструкцией или индивидуальным планом;
  • методические и организационные работы;
  • воспитательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия;
  • подготовительная и диагностическая деятельность;
  • различные мониторинги.

Распределение нагрузки педагогических работников

Соотношение учебной, преподавательской и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации. Это дает возможность широко варьировать структуру рабочего времени. Таким образом, соотношение урочной и неурочной нагрузки по идее может изменяться и должно зависеть от конкретного локального акта. Такая система принята законодательно, а Трудовым Кодексом установлена лишь сокращенная продолжительность рабочего времени - 36 часов в неделю, в течение которых и осуществляется образовательная деятельность, предполагающая различные виды нагрузки педагогических работников.

Локальными актами распределяется количество аудиторной и неаудиторной нагрузки, а также то, какие её виды будут у сотрудника. Таким образом и формируется структура рабочего времени, исходя из законодательных требований. Так как соотношение видов педагогических работ регулируется локально-нормативным актом, руководитель обязан при необходимости предоставить данные документы проверяющим органам. Их отсутствие является прямым нарушением закона. К сожалению, многие образовательные организации не уделяют должного внимания нормированию нагрузки педагогических работников, в связи с чем у них часто возникают проблемы с проверяющими органами. Однако есть и учреждения, в которых данный вопрос решен и руководители не допускают подобных нарушений со своей стороны.

Такие организации есть в ряде регионов, которые в ходе проектов КПМО произвели нормирование педагогического труда, утвердив ряд локальных актов и разработав те или иные системы условного нормирования, закрепив их за своим учреждением. Подобные организации можно считать примером, но, к сожалению, их меньшинство. На данный момент, нарушения трудового законодательства и 47-й статьи закона об образовании наблюдаются во многих учебных заведениях по всей стране. Но так как ранее не было принято нормировать и регулировать нагрузки педагогических работников, за исключением аудиторных, проверяющие органы не сразу осознают факт, что существует подобное регламентирование.

Специфика распределения нагрузки педагогических работников

Должностные обязанности могут быть высоко вариативными, исходя из обстоятельств работы определенных образовательных организаций. Например, гимназия в центре крупного города и школа в сельской местности будут иметь достаточно разные распределения обязанностей, поэтому нагрузка педагогических работников будет отличаться.

В гимназии определенное внимание уделяться научной работе, а в сельской школе будет достаточно большое количество воспитательных, физкультурно-оздоровительных и прочих подобных мероприятий. Специализированная образовательная организация для лиц с ограниченными возможностями здоровья тоже будет иметь свою специфику работы. То есть разные виды учебных учреждений распределяют педагогическую нагрузку по-своему.

Даже воспитатели двух похожих детских садов не будут работать идентично, хоть и некоторые моменты их деятельности будут практически одинаковыми. С учителями в школах ситуация такая же, даже в пределах одной образовательной организации. В зависимости от определенных предметов, дисциплин и модулей, аудиторная нагрузка педагогических работников может значительно отличаться. Например, учитель математики, у которого обычно не возникает никаких проблем с аудиторной частью своей нагрузки, и такой предмет как биология, в котором нагрузка не столь велика. Если это небольшое учебное заведение, то данная ситуация может представлять собой проблему.

Кроме того, квалификация работников может быть разной. Теоретически, у молодого специалиста все время должно быть направлено на освоение профессии, подготовку занятий и собственное совершенствование. В то же время квалифицированный педагог со стажем имеет массу методических наработок и в состоянии транслировать наработанный опыт, поэтому его структура рабочего времени будет другой.

Не стоит забывать, что у обучающихся есть каникулы, которые длиннее ежегодного оплачиваемого отпуска. Поэтому нагрузка педагогического работника очень отличается в зависимости от того, каникулы в конкретный момент времени или период обучения. Более того, многие виды неаудиторных работ (методическая, научная, исследовательская, творческая и т. п.) обычно переносят на каникулярное время, не являющиеся отпуском, так как аудиторная нагрузка в этот период отсутствует.

Итак, нагрузка педагогического работника зависит от многих факторов и определяется на уровне локальных нормативных актов, исходя из требований трудового законодательства и закона об образовании. Соотношение аудиторной и неаудиторной нагрузок и их количество устанавливается индивидуально для каждого педагогического работника. Это осуществляется непосредственно руководителями образовательной организации и закрепляется конкретными локальными актами.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль