Подготовка учащихся к олимпиадам

221

Подготовка учащихся к олимпиадам по литературе (на примере города Москвы)

Олимпиада как вид совместной деятельности ученика и учителя всегда была средством выявления одаренных детей в какой-либо предметной области. Послее время стремительно увеличивается количество участников олимпиад разной направленности, в том числе и гуманитарного цикла. Олимпиада перестала быть показателем элитарности и в какой-то степени стала средством поощрения одаренных детей (дипломы, грамоты, льготы при поступлении в вуз).

Для того, чтобы одаренность учащихся оправдывала свое название, ее нужно развивать. Необходима квалифицированная и интересная система подготовки учащихся к олимпиадам. К несчастью, не каждый учитель русского языка и литературы может приложить усилие для того, чтобы постоянно заниматься с детьми, мотивированными изучать предмет на углубленном уровне.

Организация проведения Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) с 2009 года выстроена из четырех этапов:

  • школьный, 
  • муниципальный,
  • региональный,
  • заключительный (всероссийский).

Согласно порядку проведения, который утвержден приказом Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1252, участие во всех последующих олимпиадах возможно только при условии победы в предыдущей. Вследствие этого в региональном этапе участвуют победители и призеры муниципального текущего года, а также победители и призеры регионального прошлого года.

С 2013 года подготовкой учащихся к олимпиадам в г. Москве занимается созданный Департаментом образования г. Москвы ГБОУ «Центр педагогического мастерства» (ЦПМ). На его базе работает Школа юного филолога (ШЮФ), в рамках которой организована система подготовительных курсов к олимпиадам и конкурсам различных уровней.

Цели обучения в ШЮФ:

  • подготовка обучающихся к олимпиадам и конкурсам;
  • совершенствование филологической культуры учащихся;
  • подготовка к учебно-исследовательской деятельности.

В рамках подготовки учащихся к олимпиадам предусмотрено:

  • чтение лекций и проведение семинаров по углубленному изучению предметов гуманитарного цикла, развитие межпредметных связей с историей, иностранными языками, мировой художественной культурой;
  • проведение практических занятий по разборам олимпиадных заданий;
  • осуществление руководства учащихся по избранной ими теме учебно-исследовательских работ;
  • проведение отдельных консультаций по выполнению олимпиадных заданий; 
  • организация экскурсионных мероприятий в целях повышения общей культуры обучающихся.

Особые отличия занятий в ШЮФ от учебных – индивидуальный, углубленный и нестандартный подход к изучению предметов гуманитарного цикла, нестандартная подача материала, использование научных методов современной филологии. Занятия в этой школе направлены на учеников, ориентированных на выбор профессии, которая связана с гуманитарными науками и искусством. Поэтому их ведут чаще всего преподаватели вузов и сотрудники научных институтов, которые имеют многолетнюю практику и опыт преподавания.

Подготовка учащихся к олимпиадам: задания школьного этапа ВсОШ

Структура подготовки учащихся к олимпиадам постоянно меняется, идет поиск новых подходов. Именно в этом залог постоянного интереса к олимпиадам и роста числа участников. Рассмотрим некоторые типы заданий.

В 2011 - 2012 учебном году на школьном этапе всероссийской олимпиады детям был предложен комбинированный вариант работ, который отражает практику заключительного этапа. Ребята не только анализировали текст, но и отвечали на вопросы, которые связаны с историей и теорией литературы. Помимо этого, каждый вариант включал в себя творческую работу. Подобное изменение формата многим кажется неоправданным усложнением. Очевидно, кому-то не хватило времени, кто-то потерял определенное количество баллов из-за отсутствия точных знаний или недостатка творческой составляющей. Поэтому этот формат заданий позволил более точно оценить знания участника.

Подбор текстов при подготовке учащихся к олимпиадам для школьного этапа ВсОШ - сложное и ответственное дело. Выбранный текст должен удовлетворять следующим требованиям:

  • быть небольшого объема;
  • не содержать слишком много малоупотребительных, диалектных или придуманных слов (авторских неологизмов);
  • соответствовать психолого-педагогическим требованиям;
  • отвечать требованиям возрастной психологии.

Исходя из этого школьный этап включал в себя некоторые задания для учащихся 5-го класса.
В первом необходимо определить и назвать жанр по текстам или фрагментам (таблица 1).

Подготовка учащихся к олимпиадам

Здесь предполагается знакомство учеников 5-го класса с фольклорными жанрами. Ученик, который постоянно занимается литературой, уже знает, что сказка может быть как фольклорной, так и литературной. Опознание жанра у пятиклассников происходит на основе интуиции, но участник олимпиады опирается на мотивы текста и стилистику. Во втором столбце первой таблицы есть также источники, которые школьнику необязательно знать. Учитель, который заинтересован в мотивированных учениках, обязательно должен провести анализ ответов учащихся и разобрать задания в классе. Вот здесь и прозвучат имена В. Жуковского, К. Данилова, В. Даля, Д. Садовникова. С этими именами многие учащиеся еще столкнутся.

Можно принять за правильный ответ «поговорка» и «пословица», хотя более подходящий первый. Пословица, в отличие от поговорки имеет дидактический характер и представляет собой законченное высказывание. Во втором задании в тексте выделены слова (словосочетания), которые автор использовал как художественные средства. Нужно назвать эти средства. На каждой строке справа нужно вписать их названия. Это задание ориентирует участников школьного этапа ВсОШ на поиск и выявление типов художественных средств (таблица 2).

Подготовка учащихся к олимпиадам

Стандартное задание на определение художественно-выразительных средств вполне нормальны для выполнения пятиклассникам. Тексты выбраны такие, в которых детям знакомы имена авторов, но могут быть не знакомы стихи. В двух случаях ответ неоднозначен. Конечно, олицетворение – частный случай метафоры в широком смысле.

В третьем нужно вставить пропущенные слова, указать автора и название произведения, из которого взят отрывок.
Оценивают по следующим критериям баллами:
• верное заполнение пропуска – 1;
• правильно определенное имя автора – 1;
• точное название произведения – 1.
Орфографические ошибки не учитываются (таблица 3).

Подготовка учащихся к олимпиадам

Задание проверяет знание текста программных произведений, умение узнать автора произведения, а также смекалку: для ответа на последний вопрос нужно вспомнить постоянный эпитет к слову «церковь» и предположить, что запрещается делать в пост.

В четвертом задании в сказках встречаются с волшебными предметами, которые созданы фантазией народа. Например, ковер-самолет из древних сказок – прообраз современного самолета. Нужно назвать разные волшебные предметы и их аналоги в современном мире.

Это задание с открытым количеством баллов: таких предметов можно назвать много: все зависит от фантазии и мышления ученика. Безусловно, соотношение волшебного предмета в сказке и достижения современной техники достаточно условно (таблица 4). 

Подготовка учащихся к олимпиадам

Учащиеся получают по 1 баллу за каждый названный предмет. В пятом учитываются фольклорные традиции, нужно сочинить загадку о компьютере. Задание творческого характера. При оценке учитывались параметры, представленные в таблице 5.

 Подготовка учащихся к олимпиадам

В шестом нужно проанализировать текст. Опираясь на предложенные вопросы, нужно написать сочинение о стихотворении. Можно отвечать на вопросы в любом порядке, можно ответить не на все вопросы, но обязательно написать связный текст. Для анализа представлен текст Александра Черного. 

* * *

На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит.

Налетели вмиг галчата... Ух, какой серьезный вид!

Ходят боком вдоль забора, головенки изогнув,

И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.

Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места вам кругом –

На березовой макушке, на крыльце и под крыльцом?

Эх, когда б я сам был галкой – через форточку б махнул

И веселою нырялкой в синем небе потонул...

Вопросы к тексту:

  1. Какое настроение у вас возникает при чтении стихотворения?
  2. Какие чувства испытывает лирический герой («я»)? Откуда мы об этом знаем?
  3. С помощью каких слов автор изображает зиму?
  4. С помощью каких слов автор изображает галок?
  5. Зачем автор повторяет слова в 4-й строке?
  6. Какие образы и какие идеи автор противопоставляет в 3-й и 4-й строфах? С какой целью?
  7. Какие необычные прилагательные (эпитеты) вам встретились? Зачем автор использует их?
  8. Какое необычное слово автор использует в последней строке? Почему?
  9. Почему в небе можно «потонуть»?
  10. Как бы вы передали основную мысль стихотворения?

Работа оценивалась только в том случае, если представляла собой связный текст. Творческую работу оценить непросто, поэтому были разработаны критерии, которые учитывали наличие в работе содержательных единиц. Эта удобная система оценивания, но трудоемкая. Весь спектр содержания охватить невозможно. По критериям 1, 3, 4 нужно выбрать балл, который соответствует уровню работы. По второму критерию баллы суммировались в зависимости от количества названных художественных особенностей (таблица 6).

Подготовка учащихся к олимпиадам

Подготовка учащихся к олимпиадам, задания муниципального (окружного) этапа ВсОШ

В 2012 году на муниципальном этапе ВсОШ одинадцатиклассникам предложен целый ряд критериев оценивания аналитического задания и лирического произведения (приложение 1>>, приложение 2>>). Внимание педагогов и учащихся останавливались на выполнении работы без орфографических и пунктуационных ошибок. При большом количестве (от 20 процентов от общего объема текста) орфографических и пунктуационных ошибок жюри назначало штраф в 10 баллов.

Рассмотрим задания.
1-е. Чьи эти трамваи и троллейбусы? Из каких произведений взяты эти отрывки? Напишите имя автора и название произведения (ответы представлены в таблице 7).

Подготовка учащихся к олимпиадам

2-е. Как называется твердая форма стихотворного произведения, образец которой представлен? Нужно назвать эту форму и несколько формальных и содержательных ее признаков.

***

В мирах любви, – неверные кометы, –

Закрыт нам путь проверенных орбит!

Явь наших снов земля не истребит, –

Полночных Солнц к себе нас манят светы.

Ах, не крещен в глубоких водах Леты

Наш горький дух, и память нас томит.

В нас тлеет боль внежизненных обид –

Изгнанники, скитальцы и поэты!

Тому, кто зряч, но светом дня ослеп,

Тому, кто жив и брошен в темный склеп,

Кому земля – священный край изгнанья,

Кто видит сны и помнит имена, –

Тому в любви не радость встреч дана,

А темные восторги расставанья!

В подготовке учащихся к олимпиадам в муниципальном этапе ВсОШ был представлен для анализа сонет М.А. Волошиной («Corona astralis», 1909). Максимальная оценка этого задания – 10 баллов. За определение твердой формы – 1. Если указано, что это французский тип сонета, то добавляется еще 1. (таблица 8).

Подготовка учащихся к олимпиадам

3-е. Представьте себе, что вы задумали написать антиутопию.
Где и в какое время будет разворачиваться действие? По каким законам
будет жить мир, который вы создадите? Какое положение в этом мире будет занимать ваш главный герой и в чем будет состоять его главная задача? На чем будет основан основной конфликт вашего произведения?
Нужно описать это в нескольких предложениях.

Антиутопия описывает грядущее общество. Действие разворачивается в будущем. Антиутопия пародийна по отношению к утопии; как правило, построено «идеальное общество», но на самом деле оно далеко от идеала. Герои обычно осознают это в продолжение романа, и поэтому антиутопия – еще и своеобразная вариация романа воспитания.

Оценивание 3-го представлено в таблице 9.

Подготовка учащихся к олимпиадам

4-е. Нужно представить себе, что в некоторых литературных произведениях перепутались персонажи, и написать небольшой диалог (10–20 реплик) между Пьером Безуховым (роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир») и Родионом Раскольниковым (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Максимальная оценка – 15 баллов. При оценивании учитывались следующие моменты:
• знание текста каждого из произведений – до 4 баллов;
• изобретательность – до 4 баллов;
• понимание смысла художественного образа – до 4 баллов;
• сохранение речевого своеобразия персонажей – до 3 баллов.

В 2014-2015 учебном году обучающимся, которые участвовали в ВсОШ, будет предложено творческое и аналитическое задания. Критерии оценивания аналитического задания одни для всех классов. Они распространяются как на работы, анализирующие прозаическое произведение, так и на работы, которые посвящены анализу поэзии. Чтобы снизить субъективность при оценивании работ предлагается ссылаться на шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для наших учителей четырехбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четверка», пятая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы

При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четверка с минусом». В системе оценок по критерию «четверке» соответствует 10 баллов, «тройке» – 5. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 6–9. Такое сужение зоны выбора и введение пограничных оценок - «зарубок», которые ориентированы на привычную модель оценивания, это поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов. Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр по каждому критерию, а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции остановиться на обсуждении плюсов и минусов работы (таблица 10).

Подготовка учащихся к олимпиадам

Эти критерии могут вызывать споры, как и любая другая система оценивания, однако в любом случае работу должны проверять не менее двух экспертов, изначально имеющих представление о том, с чем им придется столкнуться.
Олимпиаду от турнира или конкурса отличает предельная выверенность заданий, необходимость точной разработки критериев оценивания, сбалансированное сочетание игрового и научного начал. В олимпиадных заданиях внутри каждой олимпиады важно соблюдение единого формата заданий, обеспечивающего преемственность как от класса к классу, так и от года к году.

Нужна подробно разработанная система критериев оценки и подготовки экспертов, которая бы учитывалась в том числе в процессе подготовки учащихся к олимпиадам. В этом году по округам г. Москвы получилось разное соотношение призеров округа и региона. Это означает, что отбор призеров окружного этапа проводился по-разному.

Практика показывает, что обучение экспертов необходимо не только в рамках курсов повышения квалификации, но и на уровне округа, перед проходящей олимпиадой. В будущем в каждом муниципальном образовании должна быть своя сложившаяся команда квалифицированных экспертов, руководствующаяся при оценке работ своим профессиональным опытом анализа текста.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль