Кадетское образовательное учреждение: создание и образовательная деятельность

66

В настоящее время на различных сессиях ЮНЕСКО и ООН проводятся обсуждения по вопросам милитаризации российского образования. Однако, говоря о кадетских образовательных учреждениях, необходимо отметить, что они не являются полувоенными и, тем более, военными организациями.

Российским законодательством четко определены учреждения, занимающиеся подготовкой граждан к военной службе. Это образовательные организации, которые по ведомственной принадлежности относятся к Министерству обороны Российской Федерации, и ни одна кадетская школа не принадлежит к их числу. В частности, речь идет об училище, относящемся к общеобразовательной организации при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, об организации общего образования при Следственном комитете, а также при МЧС. Перечисленные учреждения занимаются подготовкой по программам среднего общего и основного общего образования, при этом, их образовательные программы имеют своей целью подготовку детей к продолжению обучения в высших военных училищах.

Что же касается кадетских образовательных учреждений, создаваемых в субъектах Российской Федерации, то они, как правило, имеют некоторую направленность на подготовку граждан к военной службе, но только в том числе, и далеко не все выпускники таких организаций поступают в военные училища. Многие из них в итоге поступают в высшие учебные заведения, но совершенно иной направленности. По этой причине следует понимать, что структура системы кадетского образования в Российской Федерации, определяющая порядок работы таких организаций, очень точно определена в соответствующих нормативных документах.

Кто является основателем кадетских образовательных учреждений?

В соответствии со статьей 86 Федерального закона, учредителем кадетского образовательного учреждения может выступать исключительно субъект Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти.

В адрес Министерства образования и науки направлялось очень много вопросов касательно того, как быть в такой ситуации муниципальным кадетским организациям, образованным еще до вступления в силу Федерального закона № 273 (от 1-го сентября 2013 года). Стоит отметить, что в адрес многих субъектов РФ были направлены письма, в которых, кроме прочего, было дано подробное разъяснение по поводу того, что согласно статьям 109 и 111 Федерального закона № 273, данные кадетские образовательные учреждения должны были быть переведены на уровень субъектов Российской Федерации до 1-го января 2016-го года. Кроме того, было довольно много обращений по вопросам создания федеральных учреждений, в том числе, и президентских кадетских училищ, в субъектах Российской Федерации.

По факту данных обращений федеральными органами было дано разъяснение о том, что все необходимые документы, регламентирующие создание президентских кадетских училищ, были направлены в соответствующие инстанции, и более не планируется создавать кадетских образовательных учреждений федерального уровня. Таким образом, если существует муниципальная образовательная организация, еще не переданная субъекту, необходимо в кратчайшие сроки подготовить нормативно-правовую базу для ее передачи на уровень субъекта РФ. 

Также стоит обратить внимание на тот факт, почему данные организации передаются на уровень субъекта. Как известно, практически каждое кадетское образовательное учреждение или, как принято говорить, образовательная организация со специальным наименованием, является учреждением с интернатным содержанием, предполагающим значительные денежные вложения не только на содержание здания и людей, которые обеспечивают круглосуточное пребывание детей в этом здании, но и на организацию питания, одежду и знаки отличия. Все это весьма затратные статьи бюджета, и муниципалитет в данном случае, являясь получателем субвенции на реализацию основных программ в рамках образования, не способен нести столь серьезные расходы без особых на то полномочий. Что же касается полномочий по созданию кадетских образовательных учреждений, то они принадлежат исключительно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти.

Финансирование кадетских образовательных учреждений-интернатов

Каким образом осуществляется бюджетное финансирование кадетских образовательных учреждений-интернатов на форменное обеспечение, проживание, зарплату воспитателям и учителям? В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 273 в компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, входит предоставление бесплатного общего образования на уровне начального, общего, дошкольного, среднего общего и основного общего, а также предоставление финансового обеспечения данного образования для государственных организаций.

Если кадетское образовательное учреждение, входящее в состав субъекта РФ, имеет в своей структуре интернат, то бюджетные средства, выделенные на обеспечение проживания, питания, форменного обмундирования учащихся и содержания сооружений и зданий, находятся в зоне ответственности государственного органа исполнительной власти данного субъекта, что обязательно должно регулироваться соответствующими нормативными актами на уровне субъекта.         

Программы образования в кадетских образовательных учреждениях

Говоря об образовании, предоставляемом в данных организациях, нужно отметить, что статьями 55 и 67 Федерального закона регламентируется порядок приема на обучение по основным образовательным программам, при этом, отличительной характеристикой кадетского образовательного учреждения является основная программа, реализуемая этим учреждением, а правила приема в каждую конкретную организацию самостоятельно устанавливаются этой организацией.  

Очень часто возникают вопросы относительно того, по какой причине было отменено типовое положение о кадетских образовательных учреждениях. Дело в том, что в таком положении в настоящее время нет необходимости, так как в рамках реализации Федерального закона №273 были изданы подзаконные акты и приказы Министерства, которые полностью регламентируют порядок организации и осуществления деятельности в образовательных организациях, занимающихся реализацией программ начального общего, среднего общего и основного общего образования.

В заключение можно сказать, что в статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, что образовательные организации являются самостоятельными в плане определения содержания образования, и для организаций со специальными наименованиями, т.е. для кадетских образовательных учреждений, никаких отдельных документов и статей, регламентирующих их деятельность, в Федеральном законе не предусмотрено.   

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль