Организация доступной среды для обучения детей с ОВЗ в школе

109

За последние годы школами накоплен определенный опыт в инклюзивном обучении детей с ОВЗ.  Чаще всего в общеобразовательную школу приходят дети, имеющие проблемы, связанные с интеллектом или с задержкой развития, нежели дети, имеющие сенсорные нарушения. В этих случаях родители чаще делают выбор в пользу специализированных образовательных организаций. Однако, они имеют право выбрать и общеобразовательную школу.

Особенности организации обучения детей с ОВЗ в школе: слабовидящие

Приказ Минобрнауки  №1015 регламентирует организацию условий для обучения в школе детей с таким ОВЗ, как слабое зрение и другими сенсорными нарушениями. Что касается слабовидящих обучающихся, то им нужно обеспечить адаптацию сайта организации в интернете. Надо отметить, что адаптировать сайты для слабовидящих сейчас необходимо любой организации, что связано с требованием Конвенции о правах инвалидов, к которой Российская Федерация присоединилась в 2012 году. В первую очередь это должно помочь родителям, которые имеют нарушения зрения, познакомиться с информацией об образовательной организации. Приказом регламентируется размещение справочной информации, доступной для учащихся со слабым зрением. Информация должна быть исполнена крупным шрифтом, не менее 7 см, обязательно на контрастном фоне, либо белый, либо жёлтый фон, эта информация должна быть продублирована шрифтом Брайля.

Важным моментом в организации обучения детей с ОВЗ в школе является присутствие ассистента, это также отмечено в приказе. Если это условие не обозначено в рекомендациях ПМПК, школа может порекомендовать родителям повторно пройти ПМПК, чтобы в специальных условиях обучения было записано присутствие ассистента. В этом случае школа будет обязана ввести ассистента в штатное расписание. В тарифно-квалификационных справочниках такой есть должность помощника воспитателя, которой можно воспользоваться для учета этой штатной единицы. Образовательная организация сама определяет штатное расписание и имеет право и возможность ввести должность помощника воспитателя. К этому работнику не предъявляется требований квалификации, он сможет обеспечивать ребёнку с нарушениями зрения пространственную ориентировку, что для него абсолютно необходимо в школе.

Также, в приказе отмечено, что для организации обучения детей с ОВЗ в школе должно быть обеспечено альтернативное представление учебных материалов: в печатном виде, в аудиофайлах. Кроме того, все учебники должны иметь цифровой формат. Здесь тоже есть определённая сложность, так как не всем детям с нарушениями зрения, слабовидящим, разрешено долгое время работать на компьютере. В этом случае целесообразно научить детей работать со шрифтом Брайля или обеспечить ему опыт, связанный именно со слуховой информацией. Всё то, что напечатано в учебнике, должно быть обеспечено в виде аудиофайла для обучающегося с нарушениями зрения, чтобы он мог это услышать, причём услышать не один раз, чтобы у него была возможность эту же инструкцию или это же задание, упражнение, услышать многократно.

Особенности организации обучения детей с ОВЗ в школе: дети с нарушением слуха

Для обучения детей с таким ОВЗ, как нарушения слуха, в школе должно быть организовано визуальное дублирование звуковой информации, максимальная визуализация. Полезной будет звукоусиливающая аппаратура, кстати, не только для детей с нарушениями слуха, а также для детей с речевыми нарушениями, у которых снижено фонематическое восприятие. В школе должны быть мониторы с трансляцией субтитров. Эти моменты должны обсуждаться и согласовываться педагогом с психологами и медработниками, одной педагогической компетенции в этом случае мало. При необходимости может быть использован тифлосурдопереводчик или сурдопереводчик, это зависит от специфики и трудностей в каждом конкретном случае.

Особенности организации обучения детей с ОВЗ в школе: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и аутисты

Что касается детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, важным условием обучения детей с подобными ОВЗ является всё, что связано с созданием безбарьерной среды в пространстве школы. Беспрепятственный доступ должен быть не только на входе, а во все помещения общего пользования.

Относительно категории детей с расстройствами аутистического спектра нужно отметить, что это относительно новая категория в законе. В этом случае самым важным специальным условием становится помощник, который осуществляет помощь в ориентации в образовательной организации, пока у ученика не сформируется позитивное отношение к среде школы или класса, в которой он находится. Также, это может быть тьютор, который может обеспечивать индивидуальную составляющую непосредственно в процессе обучения детей с данным видом ОВЗ в школе. Причём если ассистент-помощник прописан как специальное условие получения образования, тот тьютор это педагогическая должность, которая может вводиться в штатное расписание самой образовательной организацией. В приказе №1015 отмечено, что такая помощь необходима для детей с расстройством аутистического спектра.

В заключение надо отметить, что обучение детей с ОВЗ, благодаря которому обеспечивается безбарьерная среда в школе, создает в школе уникальную возможность обогащения и развития тех детей, которые находятся рядом с ними. Помощь сверстникам формирует у детей личную социальную ответственность, развивает способности к сопереживанию, позволяет освоить альтернативные способы коммуникации.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль