Организация доступной среды для обучения детей с ОВЗ в школе

188

За последние годы школами накоплен определенный опыт в инклюзивном обучении детей с ОВЗ.  Чаще всего в общеобразовательную школу приходят дети, имеющие проблемы, связанные с интеллектом или с задержкой развития, нежели дети, имеющие сенсорные нарушения. В этих случаях родители чаще делают выбор в пользу специализированных образовательных организаций. Однако, они имеют право выбрать и общеобразовательную школу.

Особенности организации обучения детей с ОВЗ в школе: слабовидящие

Приказ Минобрнауки  №1015 регламентирует организацию условий для обучения в школе детей с таким ОВЗ, как слабое зрение и другими сенсорными нарушениями. Что касается слабовидящих обучающихся, то им нужно обеспечить адаптацию сайта организации в интернете. Надо отметить, что адаптировать сайты для слабовидящих сейчас необходимо любой организации, что связано с требованием Конвенции о правах инвалидов, к которой Российская Федерация присоединилась в 2012 году. В первую очередь это должно помочь родителям, которые имеют нарушения зрения, познакомиться с информацией об образовательной организации. Приказом регламентируется размещение справочной информации, доступной для учащихся со слабым зрением. Информация должна быть исполнена крупным шрифтом, не менее 7 см, обязательно на контрастном фоне, либо белый, либо жёлтый фон, эта информация должна быть продублирована шрифтом Брайля.

Важным моментом в организации обучения детей с ОВЗ в школе является присутствие ассистента, это также отмечено в приказе. Если это условие не обозначено в рекомендациях ПМПК, школа может порекомендовать родителям повторно пройти ПМПК, чтобы в специальных условиях обучения было записано присутствие ассистента. В этом случае школа будет обязана ввести ассистента в штатное расписание. В тарифно-квалификационных справочниках такой есть должность помощника воспитателя, которой можно воспользоваться для учета этой штатной единицы. Образовательная организация сама определяет штатное расписание и имеет право и возможность ввести должность помощника воспитателя. К этому работнику не предъявляется требований квалификации, он сможет обеспечивать ребёнку с нарушениями зрения пространственную ориентировку, что для него абсолютно необходимо в школе.

Также, в приказе отмечено, что для организации обучения детей с ОВЗ в школе должно быть обеспечено альтернативное представление учебных материалов: в печатном виде, в аудиофайлах. Кроме того, все учебники должны иметь цифровой формат. Здесь тоже есть определённая сложность, так как не всем детям с нарушениями зрения, слабовидящим, разрешено долгое время работать на компьютере. В этом случае целесообразно научить детей работать со шрифтом Брайля или обеспечить ему опыт, связанный именно со слуховой информацией. Всё то, что напечатано в учебнике, должно быть обеспечено в виде аудиофайла для обучающегося с нарушениями зрения, чтобы он мог это услышать, причём услышать не один раз, чтобы у него была возможность эту же инструкцию или это же задание, упражнение, услышать многократно.

Особенности организации обучения детей с ОВЗ в школе: дети с нарушением слуха

Для обучения детей с таким ОВЗ, как нарушения слуха, в школе должно быть организовано визуальное дублирование звуковой информации, максимальная визуализация. Полезной будет звукоусиливающая аппаратура, кстати, не только для детей с нарушениями слуха, а также для детей с речевыми нарушениями, у которых снижено фонематическое восприятие. В школе должны быть мониторы с трансляцией субтитров. Эти моменты должны обсуждаться и согласовываться педагогом с психологами и медработниками, одной педагогической компетенции в этом случае мало. При необходимости может быть использован тифлосурдопереводчик или сурдопереводчик, это зависит от специфики и трудностей в каждом конкретном случае.

Особенности организации обучения детей с ОВЗ в школе: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и аутисты

Что касается детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, важным условием обучения детей с подобными ОВЗ является всё, что связано с созданием безбарьерной среды в пространстве школы. Беспрепятственный доступ должен быть не только на входе, а во все помещения общего пользования.

Относительно категории детей с расстройствами аутистического спектра нужно отметить, что это относительно новая категория в законе. В этом случае самым важным специальным условием становится помощник, который осуществляет помощь в ориентации в образовательной организации, пока у ученика не сформируется позитивное отношение к среде школы или класса, в которой он находится. Также, это может быть тьютор, который может обеспечивать индивидуальную составляющую непосредственно в процессе обучения детей с данным видом ОВЗ в школе. Причём если ассистент-помощник прописан как специальное условие получения образования, тот тьютор это педагогическая должность, которая может вводиться в штатное расписание самой образовательной организацией. В приказе №1015 отмечено, что такая помощь необходима для детей с расстройством аутистического спектра.

В заключение надо отметить, что обучение детей с ОВЗ, благодаря которому обеспечивается безбарьерная среда в школе, создает в школе уникальную возможность обогащения и развития тех детей, которые находятся рядом с ними. Помощь сверстникам формирует у детей личную социальную ответственность, развивает способности к сопереживанию, позволяет освоить альтернативные способы коммуникации.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль