Организация инклюзивного образования для детей с ОВЗ

111

Приказы Минобрнауки об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ

Вместе с разработкой и принятием Закона об образовании 2013 года начался процесс практической организации обучения детей с ОВЗ в районных школах основного общего образования. Нужно отметить, что в нашей стране имеется основательная научная, педагогическая база, подготовленные кадры для перехода к модели инклюзивного образования детей с ОВЗ, поскольку в стране была развита система специальных школ-интернатов для таких детей.

Однако, с практической стороны (финансирование, организация, индивидуальные образовательные программы) такой переход вызывает множество вопросов.  

Современные требования законодательства определили возможность для каждой семьи выбора образовательной организации, и школы должны быть готовы к такому выбору родителей.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО

  • продолжительность – 72 часа.
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 мая 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

быстрая подписка: 8-800-775-4822


В целях согласования работы школ со статьей 42 Закона об образовании об оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, 20 сентября 2013 года вышел Приказ Минобрнауки №1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (ПМПК).

Почему этот приказ важен для практической организации инклюзивного образования детей с ОВЗ? Потому что, согласно приказу, именно ПМПК определяет статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, то есть его особый образовательный статус. Не всегда это означает серьёзные медицинские диагнозы, это могут быть  именно особые образовательные потребности, которые не выражаются в тяжёлых физических нарушениях, но эти особенности препятствуют получению ребёнком образования без создания специальных условий.

Надо подчеркнуть, что статус «с ограниченными возможностями здоровья» отличается от статуса детей-инвалидов, для которых существует отдельный регламент в образовательной системе. Перечень ОВЗ содержится в статье 79 Закона об образовании, но он не исчерпывающий, и, главное, не дает рекомендаций, как работать с такими детьми.  ПМПК определяет в первую очередь перечень специальных условий получения образования и в том числе вариант адаптированной образовательной программы. Рекомендации ПМПК являются обязательными для исполнения и учитываются в индивидуальной для каждого ребенка адаптированной образовательной программе, которая разрабатывается в школе и является основанием инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Также, в Приказе Минобрнауки от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", статья 3, обозначены особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Там частично обозначены те необходимые специальные условия, по типам ОВЗ, которые должны быть в каждой из школ, и к чему должны быть готовы педагоги.

Статус рекомендаций ПМПК для организации инклюзивного образования детей с ОВЗ

Рекомендации ПМПК   являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, всеми организациями, осуществляющими образовательную деятельность вне зависимости от их ведомственной принадлежности, будь то школа, детский сад, организация дополнительного образования или образовательная организация любого другого ведомства. Соответственно, у органов надзора появляется необходимость или задача, в зависимости от того, как это прописано в нормах регионального или местного управления, - анализировать и контролировать, как рекомендации ПМПК исполняются относительно инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная организация, которую выбрали родители и передали туда рекомендации ПМПК для инклюзивного образования, должна будет обеспечить эти специальные условия, выделить дополнительное финансирование на создание этих специальных условий. Поэтому школы и сады должны быть заинтересованы в том, чтобы заранее знать, какое количество детей с ОВЗ имеющие выписки и рекомендации ПМПК придёт к ним, для того, чтобы можно было эти специальные условия получения образования организовать.

Решения ПМПК могут быть оспорены в суде, они могут являться основанием для разного рода компенсационных выплат родителям (по решению суда), если школа не исполняет рекомендации ПМПК по организации инклюзивного образования ребенка с ОВЗ.

На ПМПК родители могут обращаться столько раз, сколько они считают необходимым это сделать. ПМПК, в свою очередь, имеет право пересматривать свои рекомендации, может анализировать развитие ребёнка в динамике, и даже обязана это делать. Территориальная ПМПК может организовать постоянную работу вместе со школой, для того чтобы иметь возможность анализировать результаты работы адаптированной программы. С  другой стороны, она может наблюдать, как развивается ребёнок в динамике, изучать применяемые методы обучения детей с ОВЗ в школе, чтобы корректировать свои рекомендации. Кроме того, если дети имеют статус ОВЗ и  обучаются по адаптированной образовательной программе, то в силу этого статуса они имеют право выбирать другую форму государственной аттестации по окончании инклюзивного образования.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль