Коррекционно-развивающая работа в школе: герои сказок на уроках младших классов

53

Сказочные персонажи, как часть коррекционно-развивающей работы в школе

Основа адекватного ролевого развития учащегося - проигрывание мифологического содержания некоторых персонажей. В идеале в качестве таких персонажей можно выбрать героев русских сказок на любой вкус, поскольку:

  • в сказке проработаны ситуации, пусть и в символической форме, которые дети переживают в жизни, а понимание их смысла на дает возможность спроецировать его на свои чувства, как на сознательном, так и на бес­сознательном уровнях;
  • дети зачастую обладают мифологическим мышлением, что позволяет им легко идентифицировать себя со сказочными героями;
  • посредством сказок дети получают возможность узнать больше о культурных ценностях прошлых поколений.

В первую очередь необходимо обратиться к таким фигурам, как Змей Горыныч, Баба-яга, Волк и Медведь, поскольку именно они из-за своей глубинной архетипической сущности символизи­руют многие детские страхи. Поэтому проигрывание данных обра­зов может, кроме ролевого развития детей, способствовать и не­которому снижению страхов.

На основании коррекционно-развивающей работы в школе мы предлагаем обратить внимание на следующую структуру занятий-образов:

  1. Актуализация темного начала в персонаже (вступительная беседа о персонаже (что он делает, когда злой), разминка, конкурс на изображение самого страшного персонажа, игровое взаимодействие).
  2. Актуализация светлого начала в персонаже (беседа о персонаже (что он делает, когда добрый), рисование персонажа добрым, «Праздник» - организация подвижной игры либо проведение телесно­-ориентированного упражнения, вызывающего у детей радость).

Хочется обратить особое внимание на необходимость включе­ния в разминку работы с руками, как часть коррекционно-развивающей работы в школе. Дело в том, что рука имеет отдельное значение в развитии личности учащегося. Посредством касания рук матери ребенок ощущает себя в безопасности. Но эти же руки часто выступают для ребенка и источником страха. Анализ дет­ского фольклора демонстрирует, что во многих русских сказках источником опасности выступает именно рука (черная рука, рука-невидимка, черная перчатка и др.).

Приведем примерные сценарии занятий-образов, включающие краткие характеристики мифологического содержания персона­жей.

Упражнение «Змей Горыныч», как часть коррекционно-развивающей работы в школе

В беседе при актуализации темного начала в персонаже следу­ет отметить, что, когда Змей Горыныч злой, он:

  • «палит» огнем - выдыхает из пасти дым и испепеляет пламенем;
  • испепеляет взором - человек, которого коснется взор змея, падает замертво;
  • разрушает и опустошает все вокруг;
  • похищает красавиц.

После разминки и конкурса на самого страшного Змея Горыныча можно использовать известную игру «Дракон кусает свой хвост».


Двойственность восприятия образа Змея особенно ярко отражает следующее предание: «У царя Змея два золотых рога, овладевши которыми должно закопать их под двумя еще не распустившимися дубами. Один дуб засохнет, а другой – покроется зеленью. Рог, зарытый под первым деревом, несчастливый, мертвящий, а зарытый под другим – счастливый, оживляющий.


Инструк­ция: дети должны встать друг за другом, образуя це­почку, сзади стоящий кладет руки на плечи впередистоящего. Первый ребенок в цепочке ста­новится «головой дракона», а последний, соответственно, будет играть роль его хвоста. У «го­ловы» есть задача - «укусить» хвост (схватить в конце стоящего учащегося таким об­разом, чтобы вся цепочка не была разрушена).

В беседе при актуализации светлого начала в персонаже нужно отметить, что делает Змей Горыныч, когда бывает добрым:

  • исцеляет людей – знает все целебные травы, а также владеет живой водой;
  • учит людей - много знает;
  • помогает людям – является обладателем богатырской силы и несметных богат­ств.

«Перепекание» - любопытный обряд, совершаемый над захворавшим ребенком. Мать больного ребенка сажала его на лопату, обмывала водой и трижды носила к печи, как бы собираясь посадить его туда вместе с хлебами. Считалось, что этот ритуал способствовал выздоровлению


Упражнение «Баба-яга», как часть коррекционно-развивающей работы в школе

Баба-яга - структурированный. В русских традициях она воительница и по­хитительница, дари­тельница и помощница главного героя. Фрагмент, в котором Баба-яга садит детей на лопату и забрасывает в печь, берет свое начало из древнего обряда инициа­ции подростков: ребенок помещался в теплую печь. Позже это трансформировалось в метод детского лечения.

В беседе при актуализации темного начала в персонаже важно отметить, что, когда Баба-яга злая, она:

  • пугает детей - обещает сварить и съесть;
  • наказывает их - заставляет делать тяжелую работу и т. д.;
  • похищает из семьи с помощью животных (гусей-лебедей, лисицы и т. д.).

После того, как проведена разминка и завершен конкурс на самую страшную Бабу-ягу, стоит попробовать сыграть в игру «Баба-яга - костяная нога». Инструкция: по считалке появляется Баба-яга. После в центр комнаты нужно поместить круг, вырезанный из бумаги. Баба-яга берет в руки веточку, символизирующую помело, и встает в центр круга. А дети бегают вокруг нее и приговаривают:

Баба-яга - костяная нога.

С печки упала,

Ногу сломала,

Пошла в огород,

Испугала народ,

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят «помелом». Кого она коснется, тот останавливается и зами­рает на месте. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «осалены» все дети.

Одной из составляющих коррекционно-развивающей работы в школе считается актуализация светлого начала в персонаже. Исходя из этого, Баба-яга, когда она добрая:

  • помогает  людям, а именно дает советы, указывает путь;
  • защищает людей (дарит волшебные вещи, которые впоследствии оберега­ют героя);
  • работает во благо добра – награждает добрых и карает злых.

Упражнение «Волк», как часть коррекционно-развивающей работы в школе

Волк - один из наиболее "раскрученных" персонажей в мифологии. Самый главный символо Волка - признак "чужого". Издавна для защиты скота от нападения волков соблюдались запре­ты, произносились заговоры. Однако глаз, сердце, зубы, когти, шерсть этого зверя слу­жили амулетами и лечебными сред­ствами. Есть и другие противоречия: волк, забежавший в дерев­ню, грозил по повериям неурожаем, а пробегающий мимо деревни - предвещал удачу.

При актуализации темного начала, которая считается одной из составляющих коррекционно-развивающей работы в школе, беседа строит­ся на том, что Волк, когда злой:

  • похищает скот;
  • является источником не всегда понятной опасности (как чужой).

После того, как разминка и конкурс на самого страшного волка завершены, можно предложить учащимся игру: нужно выбрать ведущего среди учеников, после чего выбранный вытягивает перед собой руку ладонью вверх. Каждый из детей кладет свой указательный палец на его ладонь. Ведущий при этом считает:

Сидит заяц на припеке,

Молвит слово по-турецки:

Эванк, бонк,

Куралон,

Этот - заяц,

Этот - волк.

Участник, на которого пришлось слово «заяц», убегает, а тот, на которого пришлось слово «волк», ловит его.

При актуализации светлого начала в персонаже в беседе важ­но отметить, что добрый Волк может:

  • помогать герою;
  • защищать героя от опасностей;
  • лечить людей - знает, где находится живая и мертвая вода, молодильные ябло­ки и т. д.;
  • давать герою советы.

Упражнение «Медведь», как часть коррекционно-развивающей работы в школе

Медведь близок к волку, их объеди­няют сходные демонологические по­верья.


Существовали обряды, направленные на то, чтобы медведь не причинил вреда человеку. У южных славян были специальные «медвежьи дни», которые праздновались для защиты от медведя. В то же время шерстью зверя изгоняли испуг и лихорадку, салом его мазали лоб для улучшения памяти. Когти и шерсть использовались как амулет для защиты от сглаза и порчи.


При актуализации темного нача­ла в персонаже в ходе беседы мож­но отметить, что, когда Медведь злой, он:

  • дружит с нечистой силой;
  • нападает на человека;
  • похищает скот.

Важно не забывать уделять время разминке, как одной из составляющих коррекционно-развивающей работы в школе. После нее и конкурса на самого страшного Медведя детям предлагается игра «Во бору...». Инструкция следующая: играющие помечают на противоположных концах комнаты два участка - дом и бор. Один из детей изображает медведя. Он рычит, переваливается с ноги на ногу, топчется в бору, потом ложится на землю и делает вид, что спит. Дети приходят в бор и гуляют там со словами:

У Медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А Медведь не спит,

Все на пол глядит,

А потом как зарычит

И за нами побежит.

После этих слов «медведь» вскакивает и начинает гоняться за детьми. Кого поймает, отводит в бор. Кто из детей успевает убежать в дом, того «медведь» не трогает.

В ходе беседы при актуализации светлого начала в персонаже важно отметить, что Медведь, когда он добрый:

  • радуется и горюет, как человек, и понимает человеческую речь;
  • охраняет скот;
  • умеет лечить.

После того как дети побывают в образах отрицательных персонажей, стоит перейти и положительным. Это важная составляющая коррекционно-развивающей работы в школе. Разница лишь в том, что сначала активируется светлая сторона героев, а потом темная. В этом случае можно использовать образы Иванушки-дурачка, Ильи Муромца, Елены Прекрасной и Василисы Премудрой.

Приводить подробные сценарии уроков нет необходимости. Учитель-психолог справится и самостоятельно. Более того, получит удовольствие, поскольку при подготовке к за­нятиям ему придется освежить в памяти сказки, а также энциклопедический словарь «Славянская мифология»*.


* Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Коллектив авторов. М.: Эллис Лак, 1995.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль