Содержание статьи:
С переходом на ФГОС общего образования в режиме учебной деятельности уроки можно чередовать с курсами части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, и занятиями по плану внеурочной деятельности.
Для классов, не перешедших на ФГОС, отдельно составляют
Основой для составления расписания уроков в обоих случаях выступают требования СанПиН 2.4.2.2821-10 , утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.

важная информация по теме:
- Учительницу не ознакомили с расписанием: можно ли наказать ее за пропущенные уроки (судебная практика)
- Пропуск уроков верующими обучающимися (правовые разъяснения)
Единые для всех уровней общего образования требования содержит пункт 10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10:
- учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов;
- проведение нулевых уроков не допускается;
- в учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену;
- обучение в три смены в общеобразовательных организациях не допускается;
- перерыв между сменами – не менее 30 минут.
Что учесть при составлении расписания уроков в начальной школе
Составляя
- для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2–4-х классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Наиболее трудные предметы для обучающихся 1-х классов планируйте на 2-й урок, для обучающихся 2–3-х классов – на 2–3-й уроки.
Курсы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, включайте в общее расписание уроков и учитывайте при подсчете максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки.
Занятия по плану внеурочной деятельности включайте в общее расписание, если они чередуются с уроками, и составляйте отдельное расписание, если такие занятия проводятся во второй половине дня или в первой для обучающихся во вторую смену.

Новые возможности для профессионального роста
Попробуй бесплатно! Учебная программа «Управление образовательной организацией» За прохождение — удостоверение о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Составление расписания уроков с учетом особенности ступенчатого режима обучения в 1-м классе
Особенности ступенчатого режима заключаются в последовательном наращивании продолжительности урока и их количестве в течение дня. Эту особенность надлежит учесть при составлении расписания уроков.
Ступенчатый режим регламентирован пунктом 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.
Ступенчатый режим обучения первоклассников заключается в том, что:
- в сентябре, октябре проводится по 3 урока в день по 35 минут каждый;
- в ноябре–декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;
- в январе–мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый.
Максимальная продолжительность урока в 40 минут установлена редакцией СанПиН 2.4.2.2821-10 , утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 24 ноября 2015 г. № 81 .
Изменение максимальной продолжительности урока с 45 минут на 40 минут позволяет более адаптивно подходить к реализации ступенчатого режима обучения первоклассников.