Методика индивидуальной работы учащихся

267

Методика индивидуальной работы учащихся Д. Векслера и ее применение

Когда ребенок переходит из дошкольного учебного заведения в школу необходимо уделять внимание диагностике его интеллектуального и творческого развития, а также готовности к школьной жизни. При правильной методике индивидуальной работы учащихся можно изучить психологические особенности старших дошкольников и сравнить их с нормативами, что позволит распределить детей по классам, а если необходимо – выработать стратегию коррекционного воздействия и создать благоприятные обучающие и развивающие условия развития.

Главным в индивидуальной работе являются методики диагностики готовности ребенка к школе. Для нее наши психологи используют методику ГОШа, Л.А. Ясюковой и другие. Одаренность в творческом направлении можно диагностировать, как с помощью адаптированных зарубежных методик (к примеру, П. Торренса), так и тех, которые разработаны отечественными авторами (ТРИТО – тест раннего интеллектуального развития В.Г. Грязевой-Добшинской, ПМДДМ – проективная методика диагностики дивергентного мышления Е.Л. Солдатовой, Н.А. Батурина). Для того чтобы продиагностировать интеллектуальное развитие и получить стандартизованные баллы IQ используется адаптированная методика Д. Векслера Wechsler intelligence scale for children (сокращенно WISC).

Методика индивидуальной работы учащихся WISC , ее содержание

Одна из методик индивидуальной работы учащихся – это исследование интеллекта, разработанная Д. Векслером, которая имеет применение в отечественной психологии с 1973 г. Перевод WISC и адаптация материалов субтестов на русский язык осуществлялись А.Ю. Панасюком. В привычном варианте WISC частично или полностью заменены те задания, содержащие несоответствующую историческим, культурным или социальным условиям нашей страны. Можно отметить, что с момента перевода и адаптации методика не претерпела нисколько видимых изменений: вопросы не перерабатывались с учетом изменяющихся российских реалий, по-прежнему используются нормы, которые определены более полувека назад. К сожалению, в наше время среди отечественных психодиагностических методик этой пока нет достойной замены.

Интеллектуальный тест Д.Векслер опубликовал в 1949 г. Название WISC достаточно точно выражает его место среди прочих тестов, которые изучаю познавательные процессы. Данный тест предназначен, чтобы оценить интеллектуальное развитие в возрасте от 5 и до 16 лет. По принципам формирования и содержанию он полезен в большом преимуществе при решении некоторых диагностических задач, основами которых становятся:

  • подготовленность ребенка к обучению в школе;
  • интеллектуальная одаренность;
  • умственная отсталость;
  • причины неуспеваемости.

Методика индивидуальной работы учащихся состоит из 12 субтестов, образующие вербальную и невербальную подгруппы, которые идут в перемежающемся порядке:

  1. Осведомленность.
  2. Недостающие детали.
  3. Сходство.
  4. Последовательные картинки.
  5. Арифметический.
  6. Кубики Косса.
  7. Словарный.
  8. Складывание фигур.
  9. Понятливость.
  10. Шифровка.
  11. Повторение цифр.
  12. Лабиринты.

Методика индивидуальной работы учащихся WISC , оценка показателей

Общий показатель IQ в методике индивидуальной работы учащихся WISC – это индикатор общего интеллекта (фактор g) – сложно сформированного качества психики, которое обеспечивает индивиду успешность поведения в разных ситуациях и эффективность различных видов деятельности. За оценкой вербального показателя стоит вербальный интеллект как интегральное образование и одновременно подструктура общего интеллекта, которая функционирует в вербально-логической форме с опорой преимущественно на знания. Уровень и структура вербального интеллекта тесным образом связаны с полученным образованием, многообразием индивидуального жизненного опыта, всей совокупностью условий социализации человека.

Невербальный показатель методики индивидуальной работы учащихся WISC отражает состояние невербального интеллекта, то есть интегрального образования и подструктуры общего интеллекта, деятельность которого связана не столько со знаниями, сколько со сформировавшимися на их основе умениями индивида и особенностями его психофизических, сенсомоторных, перцептивных характеристик. Ответы испытуемого на задания субтестов WISC оцениваются численно:

  • для вербальных субтестов – исходя из содержательных критериев;
  • для невербальных – исходя из содержательных и скоростных.

Итоговые показатели интеллекта вычисляются при помощи нормативных таблиц. Исходя из полных лет испытуемого на момент обследования, его относят к той или иной возрастной группе. Возраст школьников в группе отличается на четыре месяца. В большинстве случаев целесообразно находить разумное решение между требованием единства внешних условий и процедуры тестирования с одной стороны и необходимостью приспособления к индивидуальным особенностям и эмоциональному состоянию испытуемого – с другой. На результаты хорошо влияют доверительные, неотчужденные отношения между социальным работником и ребенком, регулярное оповещение испытуемого об успешном решении того или иного задания. Не рекомендуется прерывать работу ребенка над тестом по истечении окончания времени, если он продолжает заинтересованно искать решение поставленных ему задач.

Для начала нужно убедиться в том, что у испытуемого есть желание выполнять задания. Рекомендуется еще до начала исследования вызвать у ребенка улыбку, создать у него хорошее настроение. У испытуемого не должно возникнуть впечатления, что его экзаменуют. При постановке вопроса большое внимание уделяется точности формулировки и четкости в произношении. Любой ответ, за исключением отрицательного, нужно поощрять словами: «правильно», «молодец», «вот видишь, как хорошо ты все сделал», «очень хорошо». Когда ребенок молчит, необходимо любым способом стимулировать его если не к конкретному, то к какому-либо общему ответу.

В конце тестирования необходимо численно оценить все ответы испытуемого. За развернутый и полный ответ на вопрос присуждается 2 балла, за частичный или неполный ответ – 1 балл, в отсутствие ответа или за неверный ответ – 0 баллов. Для использования таблиц перевода исходных оценок, которые предусмотрены оценочной шкалой, нужно отнести испытуемого к какой-либо из возрастных групп, условно выделенных Д. Векслером. Для этого, исходя из даты рождения испытуемого и даты проведения тестирования, вычисляют возраст испытуемого в виде количества полных лет и месяцев на момент исследования.

После того как нашли соответствующие оценки по шкале для удобства интерпретации осуществляется построение профиля испытуемого, затем анализируется его общий уровень (высота расположения), ведущие и «западающие» интеллектуальные функции. Далее находят вербальный и невербальный показатели, представляющие собой суммы баллов по вербальным и невербальным субтестам методики индивидуальной работы учащихся. Для определения итоговых показателей IQ используют только стандартизованные суммы, которые предусмотрены в шкале оценок. Коэффициент интеллекта представляет собой сумму определенных шкалой оценок по вербальным и невербальным субтестам. Заключение по совокупности тестовых показателей об уровне интеллектуального развития испытуемого должно быть обязательно корректным. В детском возрасте тестовые оценки могут существенно меняться в связи с изменением условий жизни, воспитания и обучения ребенка. Кроме того, стандартизованная тестовая методика в принципе не способна полностью отразить индивидуальные особенности интеллекта. Как правило, она «безразлична» и к динамическим аспектам интеллектуального развития. Следует отметить, что высокая оценка IQ не является единственным признаком успешности человека в профессиональной сфере. Зачастую люди с такими оценками проводят дни своей жизни незаметно для окружающих, а люди со средними значениями IQ добиваются выдающихся успехов. Все дело в том, что успешность зависит от интеллектуальных способностей, оригинальности, целеустремленности и проч.

Методика индивидуальной работы учащихся WISC и выявление детей с ЗПР

В исследованиях ряда авторов анализируется способность методики индивидуальной работы учащихся WISC различать детей с нормальным развитием и детей с задержками психического развития (ЗПР). В трех выборках испытуемых получилось, что в среднем 39–46% детей имеют итоговые оценки на уровне средней нормы, 45–54% – на уровне пограничной зоны и 0–15% – на уровне зоны, характеризуемой Д. Векслером как умственная отсталость. Наблюдение этих испытуемых (с интервалом в два года) показало, что дети, чьи итоговые показатели находятся на уровне средней нормы, в большинстве своем уже обучались в обычной школе. Те же, чьи оценки соответствуют зоне отсталости, преимущественно были вынуждены перейти во вспомогательную школу.

Сравнительным исследованием выявлено, что у детей с задержками в развитии значительно снижена эффективность вербального мышления, а у воспитанников детских домов – невербального. Прямая связь между показателями методики индивидуальной работы учащихся и характером мозгового дефекта не обнаруживается. Влияние дефекта на структуру интеллекта проявляется в «западании» именно тех способностей, компоненты которых пострадали при локальном мозговом поражении. Обследования умственно отсталых (по клиническому диагнозу) детей показывают, что в 84–89% случаев диагноз совпадает с результатами тестирования по WISC. В целом признается способность WISC дифференцировать умственную отсталость, интеллектуальную норму. Дифференциация же нормы и ЗПР не имеет настолько четких критериев.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль