Подросток в новой школе

63

Подросток в новой школе, его адаптация в ней

Подростковый возраст – этап индивидуального психологического развития, продолжающийся с детства до юношеского возраста. Основным мотивом психологического развития в подростковом возрасте является появление нового, еще достаточно неустойчивого самосознания, попытки понять самого себя и свои возможности.

Подросток в новой школе стремится к самоутверждению, показывая при этом прогрессивную тенденцию развития, и воспитательная задача состоит в том, чтобы придать ему ценное направление. Потребность подростка в новой школе состоит в том, чтобы занять достойное место, у него должно появиться желание быть принятым и признанным в новом коллективе, что является важным элементом. Это важно при формировании нравственной сферы личности.

Когда взрослые пренебрегают новым уровнем самосознания подростка, игнорируют его важные потребности, они только усугубляют конфликтную ситуацию. Дискомфорт психологического плана подростка в новой школе, напряженные отношения с учителями и родителями способствуют тому, что отрицательные формы поведения могут закрепиться и перейти в черты характера. Помимо этого, деформация взаимных отношений подростка с окружающими неизбежно ведет к снижению его познавательной активности. В тоже время может возникнуть негативное отношение к учебной деятельности.

Основным моментом в становлении личности подростка в новой школе играет его социальная приспособленность к среде, в которой он может проводить много времени, что в свою очередь может являться образовательным процессом. Приспособленность в социальной среде всегда представляла собой сложную научную и прикладную социальную и психолого-педагогическую проблему. От того, как сложатся взаимоотношения подростка в новой школе с окружающими, насколько гармоничными и комфортными они будут, во многом зависят и благополучие самого ребенка, и процесс развития окружающей его действительности.

Подросток в новой школе, тестирование и анкетирование

Для проведения диагностики подростка в новой школе можно использовать тест-анкету. Приведем пример:

Подросток в новой школе

Абсолютно честно отвечают не всегда, потому подростки могут относиться к новому человеку с недоверием.

Перед собой они могут видеть:

  1. взрослого, диктатора, властного человека, который не будет смотреть на его внутренний мир. То есть уже на начальном этапе общения вероятен межличностный конфликт;
  2. незнакомого человека, где могут возникнуть противоречия в доверии, что создает предпосылки для внутриличностного конфликта.

В итоге, подростка в новой школе, можно представить по-разному, например:

  • я доверяю мнению друзей;
  • меня все устраивает;
  • говорите, что хотите, я буду делать так, как считаю нужным.

Психика подростка в новой школе не всегда устойчива к внешним факторам, это может сказаться на общении: «Не трогайте меня, мне и так хорошо, ничего делать не буду, я не маленький». Каждый человек должен стать субъектом своего жизненного пути, поэтому время обучения в школе следует рассматривать как период, который определяет последующую линию жизни. Социальная приспособленность подростка в новой школе проходит для каждого по-разному. Одни легко вливаются в коллектив, для других это борьба со своим эго. Поэтому классному руководителю необходимо придерживаться некоторых стратегий общения:

  • узнать личностные особенности подростка (личное дело, портфолио и т. п.);
  • стимулировать участие в совместной деятельности (кружки, мероприятия и др.);
  • находить компромиссы в спорных вопросах.

Помните, что авторитет педагога на начальных этапах формирования межличностных отношений занимает основное место. Общение со сверстниками является особой сферой жизни подростка. Влияние одноклассников, друзей, как положительное, так и отрицательное, может быть очень большим. Но психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятными ни учителям, ни родителям. Они определяются своеобразием происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослой жизни.

В новой школе подростку трудно сразу понять, на что способны его сверстники. Каждому из них ежедневно приходится видеться друг с другом и понимать, хороший человек или плохой стоит перед ним, допускать или нет его в свою жизнь. В первое время многие подростки проявляют свой характер и благодаря этому достаточно быстро находят родственные души. Но идеальных коллективов не существует, поэтому рано или поздно возникают межличностные конфликты. Чтобы научиться урегулировать конфликты с подросткам в новой школе, полезно провести внеклассное мероприятие «В одно окно смотрели двое…», во время которого можно побеседовать о людях, встречающихся на жизненном пути, о том, почему мы к ним относимся так, правильно ли мы выстраиваем линию общения. Мероприятие для подростков помогает по-новому понять взаимоотношения друг с другом, открыть другие стороны человека, с которым были конфликты.

Сценарий внеклассного мероприятия для помощи в адаптации подростков в новой школе

Цель - формирование навыков общения и толерантности в коллективе.

Задачи:

  • развитие умения делать выводы;
  • развитие и совершенствование навыков бесконфликтного общения;
  • воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу.

В результате подростки научатся находить в людях положительные качества.

Вступительной фразой мероприятия послужит высказывание: «В одно окно смотрели двое...».

Содержание текста: «Однажды павлин, распустив хвост, ходил по берегу пруда. Два гусенка смотрели на него и осуждали: – Смотри, – говорят, – какие ноги у него некрасивые, и послушай, как кричит нескладно. Человек услыхал их и сказал: – Правда, что ноги его нехороши, и поет он нескладно, но ваши ноги еще хуже, и поете вы еще хуже, и хвоста у вас такого нет!!!»

Как часто в жизни мы видим недостатки других и  сравниваем их со своими. А может, мы настолько одинаковы, что, смеясь над другим, мы смеемся над собой?

Приведем высказывание Эдуарда Эрриса: «Наша жизнь представляет собой коктейль, рецепт которого нам суждено менять до бесконечности: пять десятых любви, три десятых иллюзий, две десятых наплевательских отношений. С возрастом надо сильно увеличить дозу наплевательского отношения за счет иллюзий и любви». Давайте сделаем анализ своей жизни исходя из этих критериев. На протяжении всей нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с людьми, которые каким-то образом влияют на нас, или мы влияем на них. Все смотрели мультфильм про Карлсона, вспомните, что он говорил: «Я красивый мужчина, умный и в меру упитанный мужчина! В самом рассвете сил! Самый лучший в мире – Карлсон!».

Характеристика данному персонажу – здоровяк, который всех любит и никого не уважает. Карлсону хорошо, но он должен стать цивилизованным, чтобы с ним никому не было плохо.

Люди иногда вмешиваются в десятки чужих судеб. Один внешний вид, одна ваша тень может быть для кого-то поворотным моментом в биографии. Не так часто люди задумываются над смыслом сказанных им слов. Необходимо понять одну истину: «Самый главный человек на свете – тот, который перед тобой». Держите себя так, чтобы люди имели основание относиться к вам с уважением. А для этого необходимо самому относиться уважительно к человеку, с которым общаешься.

Рассмотрим на эту тему один небольшой тест.

Подросток в новой школе

Подросток в новой школе

И в заключении прочитаем вам стихи:

В одно окно смотрели двое:

Один увидел дождь и грязь.

Другой – листвы зеленой вязь, весну и небо голубое!…

В одно окно смотрели двое!

Хочется, чтобы любому человеку с окружающими было приятно общаться!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль