Система функционирования школы

102

В недавнее время в систему функционирования школы активно внедряются системы управления общества государства. Общественное управление сделало образовательную организацию (далее по тексту ОО) более открытой, позволило выслушать потребности общества и исправлять вследствие этого образовательный процесс. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает право обучающегося и его законных представителей на участие в управлении ОО. Органы управления в системе функционирования школы придерживаются некоторых полномочий:

  • подготовление и расположение в сети Интернет отчетности школы;
  • активизация позиции субъекта учебного процесса или потребностей педагогов, родителей и обучающихся);
  • рост заинтересованной связи от потребителя образовательной услуги – к ее производителю.

Система функционирования школы: реализация проектов посредством информационных систем

Рассмотрим пример системы функционирования школы. Положительными сторонами деятельности в системе функционирования будем считать социальную основу участия общества в работе школы, включающую практику громких обсуждений и принятий решений, поощрение инициативы, учет мнения других людей учебного процесса. Следует также отметить в системе функционирования школы недостаток некоторых показателей:

  • развитие базы ресурсов для выполнения некоторых педагогических проектов, которые направлены на повышение эффективности образовательного процесса;
  • профессиональный уровень;
  • разработанность новой системы функционирования школы для общества и преподавателей.

Управление в системе функционирования школы может быть эффективным, если в ней участвуют все ее представители. 

Нововведения так или иначе будут связаны с применением информационных технологий, например, когда организуются и проводятся заседания органов самоуправления по вопросам основной деятельности, опросы учащихся и др. В управлении учебным процессом важной является понятная для всех информация. Доступность к системе информации поможет родителям и учащимся целиком понять педагогическую работу в вопросе достижения результативности, понять трудности и способы их преодоления для более эффективного достижения результатов обучения и воспитания.

В системе функционирования вся управленческая информация делится по признакам, а именно:

  • временная – ежедневно, ежемесячно, по четвертям, годично;
  • функциональная – аналитика, оценки, конструктивизм, организованность;
  • по источникам поступления – внутришкольно, ведомственно, вневедомственно;
  • целевая – директивно, ознакомительно, рекомендательно и др.

АИС в системе функционирования школы

В системе функционирования школы одним из быстрых способов формирования и анализа информации, необходимой для стимуляции деятельности субъектов учебного процесса, является применение в школе автоматизированных информационных систем (далее – АИС). В пределах различных учебных программ в системе функционирования школы могут реализовываться разные проекты. Образовательное учреждение входит в единую информационную сеть, которая построена на основе АИС. Средства информационных систем количественным и качественным образом обрабатывают такие данные как:

  • списки учащихся с данными о ходе их обучения;
  • итоги обучения по каждому предмету (текущие и итоговые оценки);
  • диагностические данные качества обучения (тестовый контроль знаний, умений, навыков);
  • параметры процесса обучения (численность классов; дидактическое, материальное и методическое обеспечение; специфика преподавания предметов; квалификация и кадровый состав педагогов).

Администрацией заведения разрабатывается и внедряется регламент, определяющий сферу применения системы. Согласно ей заведение применяет некоторые образовательные услуги в электронном виде, например:

  • размещение справочных сведений (наименование учебной организации, списки сотрудников, учеников и их родителей, длительность учебного года, выходные дни, каникулы, списки предметов и преподавателей)
  • создание банка личных дел учащихся (паспортные данные, Ф.И.О., свидетельства о рождении)
  • наличие окончательного учебного плана для организации расписания и гарантии работы электронного журнала (профили учебного плана, нагрузка, предметы);
  • внесение тематического и календарного планирования по предметам, корректирующие сведения рабочих программ и т. д.;
  • предоставление учредителю школы и органам управления сведений об учащихся (перевод из класса, отставание в учебе, выбытие и зачисление, формирование классов).

В системе функционирования школы права доступа к информации есть у каждого пользователя, он имеет свое имя и пароль для входа. Если вы находитесь дома или на работе, то можете проследить посещаемость и успеваемость своего школьника, пообщаться с преподавателями и администрацией школы; школьник может в удаленном доступе получать домашнее задание, видеть свой электронный дневник и расписание.

Проводя групповую и индивидуальную работы с родителями учеников, классный руководитель должен использовать такие виды отчетности, которые сформированы в системе:

  • итоги успеваемости за учебный период;
  • средний балл;
  • динамика среднего балла;
  • табель успеваемости;
  • отчет об успеваемости и посещаемости;
  • итоги успеваемости и качества знаний;
  • информационное письмо для родителей.

Все родители имеют право получать информацию о своем ребенке, а именно:

  1. Отчет об успеваемости и графики, которые показывают степень успеваемости и качество знаний школьника по сравнению со средними показателями, а также динамический отчет успехов ученика. Родитель может сравнить отчеты с успеваемостью класса. Отчеты об успеваемости других учеников недоступны.
  2. Информационное письмо – данные о текущих оценках и среднем балле школьника, содержащее поле для росписи родителей.
  3. Отчет об успеваемости и посещаемости ученика, включающий средний балл, оценки и пропуски за определенные дни.

Данный вид отчета отлично работает в системе функционирования школы: он удобен не только для родителей, но для работы преподавателя, т.к. содержит информацию о теме урока и типе задания, за выполнение которого получена отметка.

При ограничении доступа к интернету, дается возможность получения отчетов в виде сообщений на телефон. Родители могут воспользоваться услугами системы:

  • по запросу получать информацию с личного сотового телефона об успеваемости и посещаемости ребенка;
  • получать рассылку на телефон (родительские собрания, классные мероприятия, поездки, отмена занятий и др.).

Регистрация родителя на сервисе может производиться с выбором функции запрета просмотра и соответственно редактирования номера личного телефона для других пользователей. 

Другим немаловажным условием в системе функционирования школы и активизации деятельности субъектов образовательного процесса и увеличения эффективности работы с информацией служит развитие информационной среды, которая отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта. 

На сайте школ может размещаться информация, интересная всем школьникам (устав, новости, информация о мероприятиях, о педагогах – все документы, которые предписано размещать на сайте в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации» и др.). 

Пользование технологиями возможно при организации и проведении заседаний органов самоуправления школы, общественных слушаний по вопросам основной деятельности, сплошных и выборочных опросов учащихся. Результатом новых введений служит увеличение качества управленческих решений, которые принимаются органами самоуправления и администрацией, также с учетом результатов общественных слушаний и опросов. В начале проведения педагогического, управляющего или экспертного советов, на которых утверждаются, обсуждаются или рассматриваются документы, администрация рассматривает проект документов в открытом доступе. У всех участников мероприятий есть возможность не только ознакомиться с содержанием документов, но и внести в него свои замечания и предложения. После обсуждения проводится заседание совета.

В результате внедрения новых введений, которые описаны в статье, возникает стимуляция позиции субъекта образовательного процесса – систематическое участие представителей родительской общественности в обсуждении проектов локальных правовых актов, а также программ по учебным предметам, изменений, вносимых в рабочие программы педагогов, и т. д. Энергично участвуют в таких обсуждениях до 35 процентов родителей обучающихся. Администрацией может быть обеспечено обнаружение запросов участников процесса через анкетирование по вопросу удовлетворенности этим процессом родителей, учащихся и педагогов. Применение возможностей компьютерных технологий позволило уменьшить неэффективные затраты времени в работе органов самоуправления учреждения на 12 процентов, финансово-материальные затраты при проведении опросов. В тоже время были уменьшены временные затраты на обработку и обобщение результатов опросов участников в 12–15 раз.

Важными чертами организации системы функционирования школы при внедрении ИКТ в развитие связей с родительской общественностью является немалое количество учеников, а также проживание обучающихся за пределами закрепленной за ОО территории. В школах могут обучаться 1600 учащихся, часть которых будут проживать за пределами закрепленной территории.

Также существуют и ограничения для использования опыта:

  • необходимость введения возрастного ценза участников общественных слушаний и опросов – не менее 11–12 лет (в отношении обучающихся на ступени начального общего образования вероятность получения достоверной информации очень низка);
  • отсутствие устойчивого доступа к сети Интернет на территории проживания учащихся;
  • недостаточная информационная компетентность участников процесса из числа родителей обучающихся;
  • отсутствие качественного инструментария для проведения опросов.

Есть примеры разработок анкет по формированию учебного плана, выявлению степени удовлетворенности качеством образования:

  • приложение 1«Анкета для родителей “Удовлетворенность качеством образовательного процесса”», Ознакомиться>>
  • приложение 2 «Анкета для педагогов “Удовлетворенность качеством образовательного процесса”», Ознакомиться>> 
  • приложение 3 «Анкета для обучающихся “Удовлетворенность образовательным процессом”», Ознакомиться>> 
  • приложение 4 «Анкета для родителей (законных представителей) и учащихся 7-х классов по выбору направления предпрофильного обучения», Ознакомиться>> 
  • приложение 5 «Анкета для учащихся и родителей 9-х классов по выбору профиля обучения и формированию учебного плана»), диагностированию уровня развития профессиональных компетенций педагогов, Ознакомиться>> 
  • приложение 6 «Анкета для педагогов “Самооценка уровня развития ИКТ-компетентности”») и т. п. Ознакомиться>> 

Посредством данных опросов реализуется модель «образование как услуга», повышая тем самым активность деятельности и вовлеченность субъектов образовательного процесса в создание и потребление образовательных услуг. Взаимодействие в системе функционирования школы учебного заведения с общественностью на основе ИКТ является важным элементом системы государственно-общественного управления в образовании. Участие в подготовке ежегодного публичного доклада директора является хорошим способом реального включения органа государственно-общественного управления в анализ деятельности заведения, понимание ее актуальных достижений и проблем, определение поля работы и приоритетов управляющего совета. Размещение публичного доклада на сайте – хорошая возможность представить всем (родительской общественности, ученическому, местному сообществу, педагогическому коллективу) результаты работы через анализ изменений, происходящих в учреждении, перспектив ее развития. А участие управляющего совета в презентации публичного доклада – это наглядная ситуация разделения ответственности за представляемые результаты. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль