Система функционирования школы

72

В недавнее время в систему функционирования школы активно внедряются системы управления общества государства. Общественное управление сделало образовательную организацию (далее по тексту ОО) более открытой, позволило выслушать потребности общества и исправлять вследствие этого образовательный процесс. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает право обучающегося и его законных представителей на участие в управлении ОО. Органы управления в системе функционирования школы придерживаются некоторых полномочий:

  • подготовление и расположение в сети Интернет отчетности школы;
  • активизация позиции субъекта учебного процесса или потребностей педагогов, родителей и обучающихся);
  • рост заинтересованной связи от потребителя образовательной услуги – к ее производителю.

Система функционирования школы: реализация проектов посредством информационных систем

Рассмотрим пример системы функционирования школы. Положительными сторонами деятельности в системе функционирования будем считать социальную основу участия общества в работе школы, включающую практику громких обсуждений и принятий решений, поощрение инициативы, учет мнения других людей учебного процесса. Следует также отметить в системе функционирования школы недостаток некоторых показателей:

  • развитие базы ресурсов для выполнения некоторых педагогических проектов, которые направлены на повышение эффективности образовательного процесса;
  • профессиональный уровень;
  • разработанность новой системы функционирования школы для общества и преподавателей.

Управление в системе функционирования школы может быть эффективным, если в ней участвуют все ее представители. 

Нововведения так или иначе будут связаны с применением информационных технологий, например, когда организуются и проводятся заседания органов самоуправления по вопросам основной деятельности, опросы учащихся и др. В управлении учебным процессом важной является понятная для всех информация. Доступность к системе информации поможет родителям и учащимся целиком понять педагогическую работу в вопросе достижения результативности, понять трудности и способы их преодоления для более эффективного достижения результатов обучения и воспитания.

В системе функционирования вся управленческая информация делится по признакам, а именно:

  • временная – ежедневно, ежемесячно, по четвертям, годично;
  • функциональная – аналитика, оценки, конструктивизм, организованность;
  • по источникам поступления – внутришкольно, ведомственно, вневедомственно;
  • целевая – директивно, ознакомительно, рекомендательно и др.

АИС в системе функционирования школы

В системе функционирования школы одним из быстрых способов формирования и анализа информации, необходимой для стимуляции деятельности субъектов учебного процесса, является применение в школе автоматизированных информационных систем (далее – АИС). В пределах различных учебных программ в системе функционирования школы могут реализовываться разные проекты. Образовательное учреждение входит в единую информационную сеть, которая построена на основе АИС. Средства информационных систем количественным и качественным образом обрабатывают такие данные как:

  • списки учащихся с данными о ходе их обучения;
  • итоги обучения по каждому предмету (текущие и итоговые оценки);
  • диагностические данные качества обучения (тестовый контроль знаний, умений, навыков);
  • параметры процесса обучения (численность классов; дидактическое, материальное и методическое обеспечение; специфика преподавания предметов; квалификация и кадровый состав педагогов).

Администрацией заведения разрабатывается и внедряется регламент, определяющий сферу применения системы. Согласно ей заведение применяет некоторые образовательные услуги в электронном виде, например:

  • размещение справочных сведений (наименование учебной организации, списки сотрудников, учеников и их родителей, длительность учебного года, выходные дни, каникулы, списки предметов и преподавателей)
  • создание банка личных дел учащихся (паспортные данные, Ф.И.О., свидетельства о рождении)
  • наличие окончательного учебного плана для организации расписания и гарантии работы электронного журнала (профили учебного плана, нагрузка, предметы);
  • внесение тематического и календарного планирования по предметам, корректирующие сведения рабочих программ и т. д.;
  • предоставление учредителю школы и органам управления сведений об учащихся (перевод из класса, отставание в учебе, выбытие и зачисление, формирование классов).

В системе функционирования школы права доступа к информации есть у каждого пользователя, он имеет свое имя и пароль для входа. Если вы находитесь дома или на работе, то можете проследить посещаемость и успеваемость своего школьника, пообщаться с преподавателями и администрацией школы; школьник может в удаленном доступе получать домашнее задание, видеть свой электронный дневник и расписание.

Проводя групповую и индивидуальную работы с родителями учеников, классный руководитель должен использовать такие виды отчетности, которые сформированы в системе:

  • итоги успеваемости за учебный период;
  • средний балл;
  • динамика среднего балла;
  • табель успеваемости;
  • отчет об успеваемости и посещаемости;
  • итоги успеваемости и качества знаний;
  • информационное письмо для родителей.

Все родители имеют право получать информацию о своем ребенке, а именно:

  1. Отчет об успеваемости и графики, которые показывают степень успеваемости и качество знаний школьника по сравнению со средними показателями, а также динамический отчет успехов ученика. Родитель может сравнить отчеты с успеваемостью класса. Отчеты об успеваемости других учеников недоступны.
  2. Информационное письмо – данные о текущих оценках и среднем балле школьника, содержащее поле для росписи родителей.
  3. Отчет об успеваемости и посещаемости ученика, включающий средний балл, оценки и пропуски за определенные дни.

Данный вид отчета отлично работает в системе функционирования школы: он удобен не только для родителей, но для работы преподавателя, т.к. содержит информацию о теме урока и типе задания, за выполнение которого получена отметка.

При ограничении доступа к интернету, дается возможность получения отчетов в виде сообщений на телефон. Родители могут воспользоваться услугами системы:

  • по запросу получать информацию с личного сотового телефона об успеваемости и посещаемости ребенка;
  • получать рассылку на телефон (родительские собрания, классные мероприятия, поездки, отмена занятий и др.).

Регистрация родителя на сервисе может производиться с выбором функции запрета просмотра и соответственно редактирования номера личного телефона для других пользователей. 

Другим немаловажным условием в системе функционирования школы и активизации деятельности субъектов образовательного процесса и увеличения эффективности работы с информацией служит развитие информационной среды, которая отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта. 

На сайте школ может размещаться информация, интересная всем школьникам (устав, новости, информация о мероприятиях, о педагогах – все документы, которые предписано размещать на сайте в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации» и др.). 

Пользование технологиями возможно при организации и проведении заседаний органов самоуправления школы, общественных слушаний по вопросам основной деятельности, сплошных и выборочных опросов учащихся. Результатом новых введений служит увеличение качества управленческих решений, которые принимаются органами самоуправления и администрацией, также с учетом результатов общественных слушаний и опросов. В начале проведения педагогического, управляющего или экспертного советов, на которых утверждаются, обсуждаются или рассматриваются документы, администрация рассматривает проект документов в открытом доступе. У всех участников мероприятий есть возможность не только ознакомиться с содержанием документов, но и внести в него свои замечания и предложения. После обсуждения проводится заседание совета.

В результате внедрения новых введений, которые описаны в статье, возникает стимуляция позиции субъекта образовательного процесса – систематическое участие представителей родительской общественности в обсуждении проектов локальных правовых актов, а также программ по учебным предметам, изменений, вносимых в рабочие программы педагогов, и т. д. Энергично участвуют в таких обсуждениях до 35 процентов родителей обучающихся. Администрацией может быть обеспечено обнаружение запросов участников процесса через анкетирование по вопросу удовлетворенности этим процессом родителей, учащихся и педагогов. Применение возможностей компьютерных технологий позволило уменьшить неэффективные затраты времени в работе органов самоуправления учреждения на 12 процентов, финансово-материальные затраты при проведении опросов. В тоже время были уменьшены временные затраты на обработку и обобщение результатов опросов участников в 12–15 раз.

Важными чертами организации системы функционирования школы при внедрении ИКТ в развитие связей с родительской общественностью является немалое количество учеников, а также проживание обучающихся за пределами закрепленной за ОО территории. В школах могут обучаться 1600 учащихся, часть которых будут проживать за пределами закрепленной территории.

Также существуют и ограничения для использования опыта:

  • необходимость введения возрастного ценза участников общественных слушаний и опросов – не менее 11–12 лет (в отношении обучающихся на ступени начального общего образования вероятность получения достоверной информации очень низка);
  • отсутствие устойчивого доступа к сети Интернет на территории проживания учащихся;
  • недостаточная информационная компетентность участников процесса из числа родителей обучающихся;
  • отсутствие качественного инструментария для проведения опросов.

Есть примеры разработок анкет по формированию учебного плана, выявлению степени удовлетворенности качеством образования:

  • приложение 1«Анкета для родителей “Удовлетворенность качеством образовательного процесса”», Ознакомиться>>
  • приложение 2 «Анкета для педагогов “Удовлетворенность качеством образовательного процесса”», Ознакомиться>> 
  • приложение 3 «Анкета для обучающихся “Удовлетворенность образовательным процессом”», Ознакомиться>> 
  • приложение 4 «Анкета для родителей (законных представителей) и учащихся 7-х классов по выбору направления предпрофильного обучения», Ознакомиться>> 
  • приложение 5 «Анкета для учащихся и родителей 9-х классов по выбору профиля обучения и формированию учебного плана»), диагностированию уровня развития профессиональных компетенций педагогов, Ознакомиться>> 
  • приложение 6 «Анкета для педагогов “Самооценка уровня развития ИКТ-компетентности”») и т. п. Ознакомиться>> 

Посредством данных опросов реализуется модель «образование как услуга», повышая тем самым активность деятельности и вовлеченность субъектов образовательного процесса в создание и потребление образовательных услуг. Взаимодействие в системе функционирования школы учебного заведения с общественностью на основе ИКТ является важным элементом системы государственно-общественного управления в образовании. Участие в подготовке ежегодного публичного доклада директора является хорошим способом реального включения органа государственно-общественного управления в анализ деятельности заведения, понимание ее актуальных достижений и проблем, определение поля работы и приоритетов управляющего совета. Размещение публичного доклада на сайте – хорошая возможность представить всем (родительской общественности, ученическому, местному сообществу, педагогическому коллективу) результаты работы через анализ изменений, происходящих в учреждении, перспектив ее развития. А участие управляющего совета в презентации публичного доклада – это наглядная ситуация разделения ответственности за представляемые результаты. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль