Как действует эффективный контракт с педагогическими работниками

684

Что включает эффективный контракт с педагогическими работниками

Проблема, связанная с оплатой по справедливости, может быть решена и через внедрение эффективного контракта, который является требованием, установленным распоряжением №2620-р правительства Российской Федерации в "дорожных картах". Они как раз связывают форму договора и сроки его внедрения. Главы учреждений образования должны были везде перейти на эффективный контракт, и сейчас активно идёт работа по его внедрению с сотрудниками образовательных учреждений. В ходе этого процесса возникает ряд проблем. В условиях не очень хорошо проработанной нормативно-правовой базы есть множество вопросов, касающихся того, что это должен быть за документ, просто ли это юридический документ или он ещё несёт в себе что-то более значимое, чем просто саму бумагу.

Слово "эффективный контракт" состоит из двух конкретных и значимых слов. Первое и самое важное слово – это "контракт". Понятно, что в отношении педагогических работников оно является условным. Контракт с педагогическими работниками фактически бессрочный. Для педагогического работника не устанавливаются сроки 2-3 года. И неправомерно устанавливать такие сроки при переходе на ЭК (эффективный контракт). То есть сохраняются те условия работы, в которых трудился педагогический работник до введения ЭК. Но есть второе слово – "эффективный". Это означает, что документ направлен на повышение качества, эффективности работы, учёт сильных сторон сотрудника, его поддержку посредством оплаты труда, стимулирование педагога и тех особенностей его работы, которые выгодно отличают его от других работников.

Понятие ЭК изначально разрабатывалось для высшего образования. Им назывался тот договор, который позволял его сторонам достичь целей, ограничив издержки. В роли преподавателя должен был выступать человек, у которого были необходимые знания и умения выполнения обязанностей преподавателя вуза, имевший набор пожеланий, включая труд исследователя, коммуникацию с коллегами и студентами, проведение занятий, предоставление студентам консультаций, а также способный высоко ценить незанятое время и независимо принимать решения об организации своей деятельности. То есть ЭК обозначал академическое вознаграждение.

Он содержал систему стимулов. А она включала денежное и другие материальные вознаграждения, в том числе дополнительные блага. Такая мотивация, как  при выборе карьеры преподавателя, так и на ее протяжении должна была быть достаточной для того, чтобы человек, выбравший эту профессию, не испытывал нужды в материальных и культурных благах, был способен обеспечивать свою семью на должном уровне. Только такое вознаграждение нельзя делать слишком высоким, потому что преподавательская карьера начнёт привлекать тех, кто не ценит академическое вознаграждение, а нацелен на труд только как на способ заработать деньги. То есть, фактически, система стимулов, которую дает эффективный контракт с педагогическими работниками, должна выглядеть, как справедливое вознаграждение и стимулирование преподавателя к продуктивной деятельности, а не как способ непрерывного получения денежных средств. Таким образом, эффективный контракт представляет собой систему стимулов, которая видится во взаимоотношениях педагога и руководителя профессионального сообщества, и представляет собой оценку профессионализма и результативности работы специалиста во взаимодействии между достойным вознаграждением и профессиональными предпочтениями.

Как эффективный контракт влияет на стимулирование педагога

ЭК предполагает достаточный уровень заработной платы, а также наличие профессиональных сообществ, которые могут и готовы квалифицировать качество преподавательского труда коллег. В рамках введения эффективного контракта было предусмотрено, что оно будет происходить одновременно с доведением заработной платы до целевого уровня, определённого указами президента Российской Федерации 2012 года от 7 мая (было несколько указов, в том числе указы №№ 597, 599), что будут сформированы профессиональные сообщества, готовые честно и непредвзято оценивать работу коллег на уровне школы, муниципалитета и региона, что они обеспечат формирование системы оплаты труда, обеспечивающей повышение качества эффективности работы сотрудников.

Впервые эффективный контракт с педагогическими работниками рассматривался в 2011 году на страницах предвыборных статей президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, который как раз и увязывал необходимость взаимосвязи выплаты достойной заработной платы с учётом квалификации и профессиональных достижений работников. Такая зарплата могла бы обеспечивать рост базовой части и стимулирующей части фонда оплаты труда, а также опираться на профессиональную мораль, формируемую профессиональным сообществом. При этом эта заработная плата должна была быть такая, чтобы она обеспечила сосредоточенность педагога на одном рабочем месте, чтобы она мотивировала педагогических работников к эффективной работе.

Тем не менее это были программные концептуальные заявления президента. В распоряжении же правительства они были сформулированы в норму, которая определяется как трудовой договор с работником. Документ уточняет должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности работы для обеспечения стимулирующих выплат согласно результатам труда и качества оказываемых государственных услуг, а также мероприятий по социальной поддержке. Это было распоряжение от 26 ноября 2012 года №2190-р, утверждавшее программу поэтапного совершенствования оплаты труда.

Во многих учреждениях из этого определения выделяли то, что это трудовой договор с работником. То есть работа по переходу на эффективный контракт в школе, обеспечивающий стимулирование педагога, предполагала для образовательных учреждений заключение новых трудовых договоров с работником. Они должны были учитывать те критерии и показатели оценки, которые раньше были введены, например, в стимулирующую часть системы оплаты труда. Теперь это должно было быть просто прописано в самом трудовом договоре или в приложении к трудовому договору.

Что в результате вошло и что не вошло в рамках перехода эффективного контракта из состояния концептуальной идеи в состояние нормативного документа? Вошло в нормативные документы то, что эффективный контракт с педагогическими работниками должен обеспечивать достойное материальное вознаграждение, а также нематериальные блага: академическая свобода, достаточно длинный отпуск и тому подобное. Что не вошло? К сожалению, не вошло, что ЭК может предусматривать разные модели оплаты труда в зависимости от состояния и целей конкретных организаций. На сегодняшний день у нас модели оплаты труда хотя и имеют право быть установленными образовательной организацией по закону, на самом деле устанавливаются на более высоком уровне. А на уровне образовательной организации они просто дублируются и фиксируются в положении об оплате труда самой образовательной организации. Кроме того, оценка результатов труда профессиональным сообществом тоже не вошла как обязательное условие перехода на эффективный контракт.

И что появилось нового? Это оплата труда по результату, сквозная отраслевая система показателей эффективности и детализация должностных обязанностей. В последней и происходит сегодня основная работа образовательных организаций по введению эффективного контракта для педагогических работников.

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль