Территория детского чтения: развитие интереса к чтению у младших школьников

47

Значение книги в жизни человека огромно. Чтение способ­ствует развитию грамотности, мышления, памяти, речи, внимания, в целом влияет на успехи ребенка в учебе. Од­нако педагоги и психологи констатируют, что в настоящее время интерес к чтению у младших школьников резко снизился.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий инте­рес к чтению у младших школьников формируются в семье и основа его - привычка ребенка читать. К сожалению, сегодня в большинстве семей дети большую часть своей жизни проводят у телевизора и злоупотреб­ляют компьютерными играми. Последствия не заставляют себя ждать. У этих детей наблюдается заметное снижение работоспо­собности и социальной активности, потому что длительное сосре­доточение на плоскости экрана или монитора перегружает зри­тельные анализаторы ребенка, а это оказывает угнетающее воздействие на его нервную систему в целом, отнимая ресурсы, необходимые для умственных занятий и общения. У ребенка при­тупляется познавательный интерес и слабеет способность к воле­вому поведению.

Как стимулировать интерес к чтению у младших школьников - советы для родителей

Во-первых, чтобы стимулировать интерес к чтению у младших школьников, важно читать самим, читать с удовольствием, по­казывая ребенку пример. Во-вторых, необходимо читать своему ребенку вслух, даже если он сам уже умеет это делать. Ведь чте­ние для него - это прежде всего общение с родителями. Ребенку будет интересно почитать вместе с мамой или папой (а то и сразу с обоими), распределив прямую речь персонажей произведения по ролям. Можно предложить ему почитать родителям в то вре­мя, когда они заняты домашними дела­ми.


Принуждение к чтению – дело малоперспективное. «Быстро сел и читай мне», «будешь все выходные дома сидеть, пока не прочитаешь» - подобным образом прививается только отвращение к книге.


Главное - сделать чтение полезной привычкой. Читайте немного, но регу­лярно. Пусть станет доброй традицией ежевечернее чтение в кругу семьи или чтение перед сном. При этом позволь­те ребенку проявить самостоятельность и самому выбрать книгу из домашней библиотеки.

Когда-то Аристотель сказал: «Познание начинается с удивле­ния» - сделайте процесс приобщения ребенка к чтению занима­тельным, увлекательным и интересным:

  • создайте книгу своими руками, например цветную - с разноцветными страни­цами;
  • дорисуйте, «достройте», придумайте счастливую концовку известной истории;
  • создайте семейную газету, альманах и публикуйте в них совместно сочинен­ные рассказы и сказки;
  • придумайте обложку к любимой книге и нарисуйте иллюстрации;
  • отправьте отзыв о любимой книге в издательство;
  • позвоните после прочтения книги воображаемому писателю, выскажите ему творческие пожелания;
  • придумайте рекламу книги, чтобы ее обязательно купили и прочитали.

Проводите дома литературные викторины. Причем к одним из них ребенку можно заранее дать вопросы, тем самым стимулируя его интерес к прочтению новой книги - а как иначе найти ответы, не прочитав. Кроме того, что ребенок будет «спровоцирован» на чтение, родители смогут это использовать, чтобы поддержать интереск чтению у младшего школьника к какой-либо теме. Например, дети очень интересуются динозаврами, поэтому можно предложить найти ответы на следу­ющие вопросы (ответы, кстати, можно искать и не в одной книге):

  1. Какие ученые изучают динозавров?
  2. Какое было строение тела у динозавра?
  3. Как он передвигался? Длина шага?
  4. Сколько когтей было у динозавра?
  5. Динозавры были травоядными или хищниками?
  6. Плавали ли в воде динозавры?
  7. Самые крупные динозавры сколько весили?
  8. Современные родственники динозавров, жившие во време­на динозавров.

Другие викторины можно проводить с опорой уже на знание содержания книги или нескольких книг. Приведем пример.


Вопросы к сказочной викторине

1.Кто написал «Жил да был крокодил, он по улице ходил»?

2.В сказке «Лиса и волк» волк сунул хвост в прорубь, чтобы:

  • проверить, холодная ли вода;
  • поймать рыбу;
  • выиграть спор с лисой.

3.В сказке «Госпожа Метелица» падчерица взбивала перины, чтобы:

  • на земле наступила зима;
  • пошел снег;
  • замерзли все реки и озера.

4.Кто в сказке «Зимовье зверей» предложил построить дом, чтобы не за­мерзнуть от холода - баран, бык или лиса?

5.Какие цветы отправила искать мачеха в сказке «Двенадцать месяцев» - незабудки, лилии или подснежники?

6.В какой сказке героиню зовут Машенька: «Морозко», «Цветик- семицве­тик» или «Три медведя»?

7.Какая героиня русской сказки не любила огонь?

8.Какая сказка самая снежная и холодная?

9.Где спрятана Кощеева смерть:

  • на конце иглы;
  • в доме 33 богатырей;
  • у Аленушки и Иванушки.

10.Кто раздавил теремок?


Чтобы привлечь детей к чтению, можно использовать прием «Тебе еще рано». Ребенку вслух читается, например, произведение А.С. Пушкина или У Шекспира. Во время чтения родитель делает паузы и якобы ищет нужный текст, а потом говорит, что пропускает те эпизоды, которые ребенку читать еще рано. Более того, он запрещает ему читать эти места и даже называет страницы, которые нельзя читать. Что произойдет? Конечно, эти страницы будут ре­бенком прочитаны. Иногда можно читать книгу в присутствии ре­бенка, а когда он поинтересуется, что за книга, сказать, что она еще не для его возраста и спрятать ее. Естественно, так, чтобы ре­бенок нашел. Запретный плод, как из­вестно, сладок!

Чтобы поддержать интерес к чте­нию у младшего школьника, стимулировать желание узнавать новое, можно прочитать (а затем задать­ся целью - собрать в домашней библио­теке подобные произведения), например, книгу американского ав­тора Шела Силверстайна «Полтора жирафа». После чтения ребенок наверняка заинтересуется: а что это за удивительное животное? И узнает, что в природе не бывает двух одинаковых жирафов, каж­дый уникален. А язык у жирафа черного цвета, длинный, почти пол­метра (45 см - если быть точным), так что он даже может чистить им свои уши. К тому же жирафы умеют спать стоя (от 10 минут до 2 часов в сутки) и могут жить без воды дольше, чем верблюды. А самое удивительное: люди и жирафы имеют общее количество костей в шее! Жирафы организуют ясли для своих детенышей. Ста­до жирафов по-английски называется «башня». Пьет жираф до ше­сти ведер воды в день.

После прочтения можно пофантазировать вместе с ребенком: как было бы удобнее спать жирафу с такой длинной шеей - свер­нувшись клубочком или переплетясь шеей с деревом, чтобы не упасть во время сна.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль