Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

173

Необходимо разделять понятия «половое воспитание» и «сексуальное воспитание». Половое воспитание - это система педагогических мер воздействия на детей и подростков, призванная сформировать правильное представление о сущности отношений между полами и принятие норм поведения в половой жизни. Это достаточно сложное направление. Оно включает в себя вопросы стиля в одежде и манеры поведения мальчиков и девочек, мужчин и женщин, их взаимоотношений и прав (в какие игры играть, как разговаривать, чем увлекаться и т. д.). Гендерное воспитание необходимо начинать с самого рождения ребенка. Оно реализуется общественными институтами, которые ответственны за формирование личности молодого человека, такими, как семья, образовательные и общественные организации, средства массовой информации, здравоохранение.

Сексуальное воспитание - это более узкое понятие, оно является частью полового воспитания, ориентированной на формирование правильного сексуального поведения. Эту область следует доверять только специалистам, разбирающимся в физиологии и патологии детей.

Принципы полового воспитания в школе

Методологическую основу гендерного развития подростков составляют принципы. Их можно рассматривать как самое общее руководство к действию, направленное на решение частных задач.

Принципы системы семейного и школьного воспитания должны быть едиными:

  • принцип идейности - задает решение задач полового воспитания в контексте воспитания гражданина;
  • принцип реалистичности - определяет построение полового воспитания на основе реалистического представления о гендерной дифференциации, понимание различий полов и сексуальности человека;
  • принцип оптимизации задач - диктует необходимость гибкого и оперативного соотнесения целей полового воспитания с неизбежными ограничениями его возможностей;
  • принцип перспективной инициативы - предполагает, что, происходя в настоящем и учитывая прошлый опыт, половое воспитание нацелено на подготовку к будущему, а потому обязано учитывать перспективы, актуальные для подростков;
  • принцип активности – требует использования всех возникающих ситуаций и при необходимости создавать их до возникновения проблем, для того, чтобы предоставить обеспечить подросткам возможность получения необходимой им информации;
  • принцип выработки индивидуальных и социальных значений - предполагает, что нравственность отношений между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни достигается через присвоение принятых в обществе норм и выработку на их основе собственных ориентаций и мотивов;
  • принцип комплексности - описывает планирование и оценку конкретных мер полового воспитания как элементов единой системы воспитания, социализации и просвещения;
  •  принцип адресности - подразумевает обращение к конкретной аудитории с учетом физического, физиологического и психического развития ее представителей, их социального и культурного уровня, полового состава, ценностных ориентаций, национальных особенностей и пр.;
  • принцип непрерывности (преемственности) - характеризует половое воспитание как непрерывный, последовательный и преемственный процесс, начинающийся с раннего возраста и каждая ступень которого является базой для последующего этапа;
  • принцип ясности и понятности - ориентирован на учет реальных возможностей понимания и осмысления предлагаемого материала обучающимися;
  • принцип правдивости;
  • принцип доверия.

Психология любви, секреты эротики или профилактика венерических заболеваний, представления о сексуальности – все это элементы собственной и общественной культуры. И она априори предполагает единство трех составляющих: воспитания, образования и обучения. Но любое обсуждение этого вопроса всегда сопровождается бурными дискуссиями.

Неоднозначно уже само определение предмета спора. В широком смысле оно включает весь процесс гендерной социализации, любое направленное и спонтанное воздействие, помогающее ребенку ощутить себя мужчиной или женщиной, приобщает его к общепринятой культуре межполовых взаимоотношений во всех сферах жизни. В более конкретном понимании половое, или, точнее, сексуальное, образование обозначает подготовку ребенка к сексуальной жизни, систематическое сексуальное просвещение, т. е. передачу соответствующей информации.

Эта тема актуальна в любом обществе на любом этапе его развития. Попросы гендерного воспитания являются предметом жарких споров в научной литературе. Но при этом ни ученые, ни педагоги и психологи до сих пор не сумели сформировать единое мнение. Спорны практически все вопросы полового воспитания в школе: от определения возраста, когда нужно начать раскрывать вопросы сексуального просвещения, до границ допустимого и необходимого.
Малыши очень быстро превращаются в подростков – юношей и девушек, – время не остановить! Они уже чувствуют и считают себя взрослыми и самостоятельными, но для нас с высоты имеющегося жизненного опыта, дети навсегда остаются детьми. И все бы хорошо, но в современном мире дети раньше интересуются межполовыми отношениями, а последствия неудачных «экспериментов», как известно, искалечить им жизнь, сломать неокрепшую психику, исказить представление о норме в отношениях мужчины и женщины.

В идеале хотелось бы, чтобы верные и правильные представления о взаимоотношениях полов уже присутствовали у подростка ко времениа, когда он станет набивать собственные шишки, совершая собственные ошибки. Безусловно, эти вопросы не должны быть только прерогативой родителей, школа не может оставаться в стороне. Тщательно выверенный и спланированный курс гендерного воспитания, интегрированный в школьную программу, может способствовать решению большого количества вопросов и предупредить нежелательные последствия поведения подростков, считающих себя взрослыми.

Проблемы полового воспитания в школе

Основные направления полового воспитания обучающихся:

  • полоролевое – способствует пониманию и формированию психологической мужественности и женственности,
  • установлению адекватных коммуникативных установок мужчин и женщин;
  • сексуальное – направлено на оптимизацию формирования адекватных сексуально-эротических ориентаций и сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры и нравственных требований;
  • подготовка к ответственному супружеству – способствует формированию осознания супружеских ролей, нацеливает на взаимно ответственное партнерство;
  • подготовка к ответственному родительству – предполагает формирование осознанного ролевого поведения родителей по отношению к детям и формирование оптимальных репродуктивных установок;
  • формирование стремления к здоровому образу жизни.


Очень многое в формировании личности ребенка детерминировано тем, как было поставлено гендерное воспитание. Попустительское отношение взрослых к этой проблеме повлечет за собой самые негативные последствия при создании молодыми людьми собственной семьи.

Специфика процесса социализации позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, и должно быть продолжено на всех этапах развития. Роль полового воспитания в школе становится более значимой, ведь ребенок достигает подросткового возраста, ядром которого является половое созревание. Задачи гендерного воспитания в этот период включают в себя правильное реагирование на особенности поведения, связанные с полом, подготовку девочек и мальчиков к естественным физиологическим изменениям, которые начинают происходить.

Период полового созревания связан и с началом формирования эротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки. Важно не допустить у подростков эмоциональных срывов, психических травм, которые могут иметь последствия, преследующие человека на всем жизненном пути.
В гендерном воспитании применимы те же принципы, что и в воспитании в самом широком смысле. Оно должно являться составной частью учебно-воспитательных мер, применяемых в семье, дошкольном учреждении, в школе. Оно должно проводиться с учетом половых и возрастных особенностей, степени подготовленности детей, и обязательно соблюдая преемственность в процессе воспитания. Необходимое условие эффективности полового воспитания в школе - комплексный подход родителей, медицинских работников, педагогов и воспитателей.

Не секрет, что проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием единой программы с конкретным содержанием и четко сформулированными принципами. Многие родители опасаются, что в программах полового воспитания и обучения основам семейной жизни будут пропагандироваться не одобряемые ими идеи.
Однако необходимость гендерного воспитания в век компьютеризации и активного развития Интернета бесспорна.
По мере того как расширяются познания подрастающих детей в сексуальной сфере, независимо от того, хотят ли этого родители, педагоги и церковь, первостепенным становится вопрос: как помочь подростку использовать полученную информацию и усвоенные им общие принципы в ситуации, касающейся его лично? Эта сторона вопроса остается актуальной всегда и обязательно должна находить отражение в воспитательных программах.

Недостаточно только научить обучающихся правильному использованию контрацептивов, напугать последствиями ранних беременностей, абортов и ЗППП. Важно создать верное представление о культуре сексуальных отношений. В основу формирования половой культуры должны быть положены выработка у школьников сознательного подхода к началу половой жизни, развитие морально-нравственных принципов, не согласующихся с множественными беспорядочными половыми связями, личная ответственность за совершаемые действия, позитивное отношение к планированию семьи, к ответственному и осознанному родительству.

Успешность полового воспитания в школе

В литературе выделяют следующие критерии успешности:

  • целомудренное поведение юношей и девушек;
  • культура их взаимоотношений в дружбе и любви;
  • просвещенность в проблемах семьи и половых отношений;
  • увлеченность спортом;
  • здоровый образ жизни;
  • строгое соблюдение гигиенических требований.

На протяжении последнего десятилетия взгляды на половое воспитание в школе стали еще более противоречивыми. Все согласны с тем, что у детей необходимо вырабатывать правильное отношение к вопросам отношения полов, однако каждый имеет собственное представление о том, чему и как следует обучать, где и кто должен это делать.
В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413) в общеобразовательных организациях изучаются разделы по репродуктивному здоровью в курсах «Физическая культура», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности». В них включены темы: «Сохранение репродук-тивного здоровья»; «Профилактика ЗППП и ВИЧ-инфекции»; «Нравственность и здоровье»; «Правовые аспекты взаимоотношения полов»; «Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России»; «Семья, основные функции семьи и здоровье че-ловека. Основы семейного права в РФ».

Во многих школах регионов России вопросы гендерного воспитания рассматриваются на занятиях спецкурсов «Экология человека», факультативов «Этика и психология семейной жизни», элективных курсов «Культура дома», «Психология, эмоции, чувства, любовь» и других, введенных в учебные планы образовательных организаций.

Формы и методы реализации полового воспитания в школе

Цель полового воспитания - сформировать у детей и подростков правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности.

Такими нормами и установками являются:

  • понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим полом;
  • умение находить правильное решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений;
  •  устойчивость к навязыванию подрастающему поколению сексуальной распу-щенности, потребительского отношения к другому полу, пренебрежения моральными ценностями.

В связи с этим перед педагогическим коллективом образовательной организации стоят следующие задачи:

  1. воспитание у подростка чувства социальной ответственности за каждый поступок;
  2. стимулирование стремления к тому, чтобы иметь прочную, здоровую, дружную семью, сознательно относиться к воспитанию своих детей;
  3. воспитание у подростков чувства уважения к другим людям;
  4. выработка умения оценивать свои поступки в отношении других людей;
  5. воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, формирование убеждения о вреде ранних половых связей и недопустимости безответственности и легкомыслия в сфере отношений с представителями другого пола;
  6. разъяснение сути понятия «взрослость» (содержания и истинных признаков взрослости).

Основные ошибки педагогов и родителей в половом воспитании:

  • подавление естественных реакций – не только половых, но и эмоциональных;
  • излишне строгое, предполагающее изоляцию от лиц противоположного пола воспитание, препятствующее приобретению необходимых навыков общения;
  • выработка неприязни к противоположному полу, подавление любых проявлений половой сущности и интересов;
  • сглаживание различий между полами, своеобразная гендерная унификация; уход от детских вопросов и выдача неверных ответов;
  • привитие исключительного отношения к целомудрию, своеобразная фетишизация невинности и девственности.

Собственно содержание гендерного воспитания - это жизнь, окружающая подростка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сфера их деятельности. Оно представляет собой систему знаний и специфических умений, позволяющих решать поставленные задачи.

Формы реализации полового воспитания в школе:

  • работа с педагогическим коллективом (подбор педагогических кадров и обучение новым формам и методам работы с детьми): педагогические советы; педсоветы-практикумы; совещания при директоре; совещания при заместителях директора; научно-практические конференции; методические семинары; семинары-практикумы; лектории; заседания МО классных руководителей; педагогические дискуссии; круглые столы; презентации; практические занятия; анкетирование; конкурсы методических разработок и т. д.;
  • работа с родителями (формирование у родителей представления о главных этапах полового воспитания и создании оптимальных условий для правильного полового развития ребенка): общешкольные родительские собрания; родительские собрания в классах; родительские конференции; психолого-педагогические лектории; родительские чтения; дискуссии; устные журналы; родительские вечера; диспуты; круглые столы; психолого-педагогические практикумы; клубы интересных и полезных встреч; родительские КВНы; презентации; родительские гостиные; тематические диалоги; лекции и беседы; индивидуальная работа; размещение информации на школьном сайте; публикация статей в СМИ и т. д.;
  • работа с детьми и подростками (выработка у детей навыков и знаний, связанных с полом, с учетом возрастных особенностей): классные часы; беседы; индивидуальная работа; ролевые игры; уроки нравственности; диагностические исследования; конкурсы, викторины, фотовыставки, интеллектуально-познавательные игры; диспуты, дебаты; круглые столы, брейн-ринги, КВНы; конкурсные и развлекательные и игровые программы; театрализованные представления, музыкальные шоу; литературные и тематические вечера; читательские конференции; информационные марафоны; вечера вопросов и ответов, встречи с интересными людьми; тренинговые занятия (направленные на информирование подростков об институте семьи и брака, профилактику раннего вступления в половую связь, вредных привычек, заболеваний, передающихся половым путем, нежелательной беременности, абортов, сексуального насилия и пр.).

Контролировать успешность проводимых мероприятий можно используя различные формы и методы. Это могут быть анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.

Приведем примерный план работы полового воспитания в школе (таблица).

Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль