Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

126

Необходимо разделять понятия «половое воспитание» и «сексуальное воспитание». Половое воспитание - это система педагогических мер воздействия на детей и подростков, призванная сформировать правильное представление о сущности отношений между полами и принятие норм поведения в половой жизни. Это достаточно сложное направление. Оно включает в себя вопросы стиля в одежде и манеры поведения мальчиков и девочек, мужчин и женщин, их взаимоотношений и прав (в какие игры играть, как разговаривать, чем увлекаться и т. д.). Гендерное воспитание необходимо начинать с самого рождения ребенка. Оно реализуется общественными институтами, которые ответственны за формирование личности молодого человека, такими, как семья, образовательные и общественные организации, средства массовой информации, здравоохранение.

Сексуальное воспитание - это более узкое понятие, оно является частью полового воспитания, ориентированной на формирование правильного сексуального поведения. Эту область следует доверять только специалистам, разбирающимся в физиологии и патологии детей.

Принципы полового воспитания в школе

Методологическую основу гендерного развития подростков составляют принципы. Их можно рассматривать как самое общее руководство к действию, направленное на решение частных задач.

Принципы системы семейного и школьного воспитания должны быть едиными:

  • принцип идейности - задает решение задач полового воспитания в контексте воспитания гражданина;
  • принцип реалистичности - определяет построение полового воспитания на основе реалистического представления о гендерной дифференциации, понимание различий полов и сексуальности человека;
  • принцип оптимизации задач - диктует необходимость гибкого и оперативного соотнесения целей полового воспитания с неизбежными ограничениями его возможностей;
  • принцип перспективной инициативы - предполагает, что, происходя в настоящем и учитывая прошлый опыт, половое воспитание нацелено на подготовку к будущему, а потому обязано учитывать перспективы, актуальные для подростков;
  • принцип активности – требует использования всех возникающих ситуаций и при необходимости создавать их до возникновения проблем, для того, чтобы предоставить обеспечить подросткам возможность получения необходимой им информации;
  • принцип выработки индивидуальных и социальных значений - предполагает, что нравственность отношений между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни достигается через присвоение принятых в обществе норм и выработку на их основе собственных ориентаций и мотивов;
  • принцип комплексности - описывает планирование и оценку конкретных мер полового воспитания как элементов единой системы воспитания, социализации и просвещения;
  •  принцип адресности - подразумевает обращение к конкретной аудитории с учетом физического, физиологического и психического развития ее представителей, их социального и культурного уровня, полового состава, ценностных ориентаций, национальных особенностей и пр.;
  • принцип непрерывности (преемственности) - характеризует половое воспитание как непрерывный, последовательный и преемственный процесс, начинающийся с раннего возраста и каждая ступень которого является базой для последующего этапа;
  • принцип ясности и понятности - ориентирован на учет реальных возможностей понимания и осмысления предлагаемого материала обучающимися;
  • принцип правдивости;
  • принцип доверия.

Психология любви, секреты эротики или профилактика венерических заболеваний, представления о сексуальности – все это элементы собственной и общественной культуры. И она априори предполагает единство трех составляющих: воспитания, образования и обучения. Но любое обсуждение этого вопроса всегда сопровождается бурными дискуссиями.

Неоднозначно уже само определение предмета спора. В широком смысле оно включает весь процесс гендерной социализации, любое направленное и спонтанное воздействие, помогающее ребенку ощутить себя мужчиной или женщиной, приобщает его к общепринятой культуре межполовых взаимоотношений во всех сферах жизни. В более конкретном понимании половое, или, точнее, сексуальное, образование обозначает подготовку ребенка к сексуальной жизни, систематическое сексуальное просвещение, т. е. передачу соответствующей информации.

Эта тема актуальна в любом обществе на любом этапе его развития. Попросы гендерного воспитания являются предметом жарких споров в научной литературе. Но при этом ни ученые, ни педагоги и психологи до сих пор не сумели сформировать единое мнение. Спорны практически все вопросы полового воспитания в школе: от определения возраста, когда нужно начать раскрывать вопросы сексуального просвещения, до границ допустимого и необходимого.
Малыши очень быстро превращаются в подростков – юношей и девушек, – время не остановить! Они уже чувствуют и считают себя взрослыми и самостоятельными, но для нас с высоты имеющегося жизненного опыта, дети навсегда остаются детьми. И все бы хорошо, но в современном мире дети раньше интересуются межполовыми отношениями, а последствия неудачных «экспериментов», как известно, искалечить им жизнь, сломать неокрепшую психику, исказить представление о норме в отношениях мужчины и женщины.

В идеале хотелось бы, чтобы верные и правильные представления о взаимоотношениях полов уже присутствовали у подростка ко времениа, когда он станет набивать собственные шишки, совершая собственные ошибки. Безусловно, эти вопросы не должны быть только прерогативой родителей, школа не может оставаться в стороне. Тщательно выверенный и спланированный курс гендерного воспитания, интегрированный в школьную программу, может способствовать решению большого количества вопросов и предупредить нежелательные последствия поведения подростков, считающих себя взрослыми.

Проблемы полового воспитания в школе

Основные направления полового воспитания обучающихся:

  • полоролевое – способствует пониманию и формированию психологической мужественности и женственности,
  • установлению адекватных коммуникативных установок мужчин и женщин;
  • сексуальное – направлено на оптимизацию формирования адекватных сексуально-эротических ориентаций и сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры и нравственных требований;
  • подготовка к ответственному супружеству – способствует формированию осознания супружеских ролей, нацеливает на взаимно ответственное партнерство;
  • подготовка к ответственному родительству – предполагает формирование осознанного ролевого поведения родителей по отношению к детям и формирование оптимальных репродуктивных установок;
  • формирование стремления к здоровому образу жизни.


Очень многое в формировании личности ребенка детерминировано тем, как было поставлено гендерное воспитание. Попустительское отношение взрослых к этой проблеме повлечет за собой самые негативные последствия при создании молодыми людьми собственной семьи.

Специфика процесса социализации позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, и должно быть продолжено на всех этапах развития. Роль полового воспитания в школе становится более значимой, ведь ребенок достигает подросткового возраста, ядром которого является половое созревание. Задачи гендерного воспитания в этот период включают в себя правильное реагирование на особенности поведения, связанные с полом, подготовку девочек и мальчиков к естественным физиологическим изменениям, которые начинают происходить.

Период полового созревания связан и с началом формирования эротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки. Важно не допустить у подростков эмоциональных срывов, психических травм, которые могут иметь последствия, преследующие человека на всем жизненном пути.
В гендерном воспитании применимы те же принципы, что и в воспитании в самом широком смысле. Оно должно являться составной частью учебно-воспитательных мер, применяемых в семье, дошкольном учреждении, в школе. Оно должно проводиться с учетом половых и возрастных особенностей, степени подготовленности детей, и обязательно соблюдая преемственность в процессе воспитания. Необходимое условие эффективности полового воспитания в школе - комплексный подход родителей, медицинских работников, педагогов и воспитателей.

Не секрет, что проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием единой программы с конкретным содержанием и четко сформулированными принципами. Многие родители опасаются, что в программах полового воспитания и обучения основам семейной жизни будут пропагандироваться не одобряемые ими идеи.
Однако необходимость гендерного воспитания в век компьютеризации и активного развития Интернета бесспорна.
По мере того как расширяются познания подрастающих детей в сексуальной сфере, независимо от того, хотят ли этого родители, педагоги и церковь, первостепенным становится вопрос: как помочь подростку использовать полученную информацию и усвоенные им общие принципы в ситуации, касающейся его лично? Эта сторона вопроса остается актуальной всегда и обязательно должна находить отражение в воспитательных программах.

Недостаточно только научить обучающихся правильному использованию контрацептивов, напугать последствиями ранних беременностей, абортов и ЗППП. Важно создать верное представление о культуре сексуальных отношений. В основу формирования половой культуры должны быть положены выработка у школьников сознательного подхода к началу половой жизни, развитие морально-нравственных принципов, не согласующихся с множественными беспорядочными половыми связями, личная ответственность за совершаемые действия, позитивное отношение к планированию семьи, к ответственному и осознанному родительству.

Успешность полового воспитания в школе

В литературе выделяют следующие критерии успешности:

  • целомудренное поведение юношей и девушек;
  • культура их взаимоотношений в дружбе и любви;
  • просвещенность в проблемах семьи и половых отношений;
  • увлеченность спортом;
  • здоровый образ жизни;
  • строгое соблюдение гигиенических требований.

На протяжении последнего десятилетия взгляды на половое воспитание в школе стали еще более противоречивыми. Все согласны с тем, что у детей необходимо вырабатывать правильное отношение к вопросам отношения полов, однако каждый имеет собственное представление о том, чему и как следует обучать, где и кто должен это делать.
В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413) в общеобразовательных организациях изучаются разделы по репродуктивному здоровью в курсах «Физическая культура», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности». В них включены темы: «Сохранение репродук-тивного здоровья»; «Профилактика ЗППП и ВИЧ-инфекции»; «Нравственность и здоровье»; «Правовые аспекты взаимоотношения полов»; «Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России»; «Семья, основные функции семьи и здоровье че-ловека. Основы семейного права в РФ».

Во многих школах регионов России вопросы гендерного воспитания рассматриваются на занятиях спецкурсов «Экология человека», факультативов «Этика и психология семейной жизни», элективных курсов «Культура дома», «Психология, эмоции, чувства, любовь» и других, введенных в учебные планы образовательных организаций.

Формы и методы реализации полового воспитания в школе

Цель полового воспитания - сформировать у детей и подростков правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности.

Такими нормами и установками являются:

  • понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим полом;
  • умение находить правильное решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений;
  •  устойчивость к навязыванию подрастающему поколению сексуальной распу-щенности, потребительского отношения к другому полу, пренебрежения моральными ценностями.

В связи с этим перед педагогическим коллективом образовательной организации стоят следующие задачи:

  1. воспитание у подростка чувства социальной ответственности за каждый поступок;
  2. стимулирование стремления к тому, чтобы иметь прочную, здоровую, дружную семью, сознательно относиться к воспитанию своих детей;
  3. воспитание у подростков чувства уважения к другим людям;
  4. выработка умения оценивать свои поступки в отношении других людей;
  5. воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, формирование убеждения о вреде ранних половых связей и недопустимости безответственности и легкомыслия в сфере отношений с представителями другого пола;
  6. разъяснение сути понятия «взрослость» (содержания и истинных признаков взрослости).

Основные ошибки педагогов и родителей в половом воспитании:

  • подавление естественных реакций – не только половых, но и эмоциональных;
  • излишне строгое, предполагающее изоляцию от лиц противоположного пола воспитание, препятствующее приобретению необходимых навыков общения;
  • выработка неприязни к противоположному полу, подавление любых проявлений половой сущности и интересов;
  • сглаживание различий между полами, своеобразная гендерная унификация; уход от детских вопросов и выдача неверных ответов;
  • привитие исключительного отношения к целомудрию, своеобразная фетишизация невинности и девственности.

Собственно содержание гендерного воспитания - это жизнь, окружающая подростка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сфера их деятельности. Оно представляет собой систему знаний и специфических умений, позволяющих решать поставленные задачи.

Формы реализации полового воспитания в школе:

  • работа с педагогическим коллективом (подбор педагогических кадров и обучение новым формам и методам работы с детьми): педагогические советы; педсоветы-практикумы; совещания при директоре; совещания при заместителях директора; научно-практические конференции; методические семинары; семинары-практикумы; лектории; заседания МО классных руководителей; педагогические дискуссии; круглые столы; презентации; практические занятия; анкетирование; конкурсы методических разработок и т. д.;
  • работа с родителями (формирование у родителей представления о главных этапах полового воспитания и создании оптимальных условий для правильного полового развития ребенка): общешкольные родительские собрания; родительские собрания в классах; родительские конференции; психолого-педагогические лектории; родительские чтения; дискуссии; устные журналы; родительские вечера; диспуты; круглые столы; психолого-педагогические практикумы; клубы интересных и полезных встреч; родительские КВНы; презентации; родительские гостиные; тематические диалоги; лекции и беседы; индивидуальная работа; размещение информации на школьном сайте; публикация статей в СМИ и т. д.;
  • работа с детьми и подростками (выработка у детей навыков и знаний, связанных с полом, с учетом возрастных особенностей): классные часы; беседы; индивидуальная работа; ролевые игры; уроки нравственности; диагностические исследования; конкурсы, викторины, фотовыставки, интеллектуально-познавательные игры; диспуты, дебаты; круглые столы, брейн-ринги, КВНы; конкурсные и развлекательные и игровые программы; театрализованные представления, музыкальные шоу; литературные и тематические вечера; читательские конференции; информационные марафоны; вечера вопросов и ответов, встречи с интересными людьми; тренинговые занятия (направленные на информирование подростков об институте семьи и брака, профилактику раннего вступления в половую связь, вредных привычек, заболеваний, передающихся половым путем, нежелательной беременности, абортов, сексуального насилия и пр.).

Контролировать успешность проводимых мероприятий можно используя различные формы и методы. Это могут быть анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.

Приведем примерный план работы полового воспитания в школе (таблица).

Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания в школе

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль