Причины агрессивного поведения ребенка: как себя вести и что делать

56

Самая частая проблема, с которой родители не могут справиться самостоятельно и обращаются к педагогам, психологам и детским психиатрам – это агрессивное поведение ребенка. Необходимо научиться разделять здоровую и патологическую агрессию, а в патологической – различать ее типы. Ведь причины агрессивного поведения ребенка могут быть самыми разными, серьезные и не очень.

Здоровая агрессия – это необходимая часть нормального развития человека. Но и как всё в жизни, она объяснима, если в ней есть потребность: способность совершить нападение, оказать сопротивление, отпугнуть может стать средством спасения себя и близких. Проблемы появляются, если агрессия выражается в неприемлемых формах, и тогда, когда она совершенно не нужна. Малыш может агрессивно реагировать на любые трудности, с которыми он сталкивается. Это одна из первых реакций, которые он осваивает.

До тех пор, пока у малыша не сформируется речь, жестовая коммуникация, он может толкаться, кусаться, может ударить того, с кем не удается договориться. Но как только ребенок осваивает первые примитивные способы коммуникации, внешняя агрессия постепенно снижается. Ведь нет смысла бить, если можно решить дело миром: попросить, уговорить или как-то объяснить свое желание?

Но нередко случается, что проблемное поведение появляется как раз у детей, которые уже умеют хорошо разговаривать. Такой ребенок со стороны почти ничем не отличается от своих более спокойных ровесников, выглядит совершенно обычным. Дошкольники могут толкаться, кидаться игрушками, младшие школьники – легко раздражаться, могут ударить, отнимать чужие вещи, подростки способны организованно нападать на тех, кто проявляет слабость, устраивают драки. Агрессивное поведение школьников доставляет немало проблем педагогам и родителям.

Признаками патологической, «неправильной» агрессии являются:
 

  • Постоянство: агрессия становится своеобразной реакцией на различные ситуации и наблюдается в течение длительного времени.
  • Проявление в особо опасных формах: это могут быть довольно сильные удары руками, ногами, предметами, осознанный вред имуществу, поджоги, агрессивные действия, направленные на себя.
  • Дезадаптация –потеря ребенком из-за агрессии доверия родителей, педагогов, друзей.

Любая агрессия, особенно патологическая, – это внешнее проявление, за которым могут скрываться разнообразные нарушения.

Однако неправильно все подобные проявления пытаться представить как единую проблему. Известно, что даже в норме агрессия выполняет разные задачи, в т. ч. и вполне мирные. Точно так же и при различных девиациях задачи и механизмы происхождения и причины агрессивного поведения ребенка будут разнообразными.

Выделяют четыре типа агрессии. Для их иллюстрации приведем в качестве примера реальные истории детей и подростков.

Обозначить четыре типа агрессивного поведения ученые сумели, наблюдая за животными. Ведь в животном мире способность активно напасть, защитить, прогнать – жизненно важна. Выяснилось, что параллели из животного мира погут быть проведены и в мире людей. Да, такие сопоставления всегда в определенной степени условны и неполны, но они дают возможность лучше понять причины агрессивного поведения ребенка и найти ключики к его изменению.

Причины агрессивного поведения ребенка: инструментальная агрессия

Саше пятнадцать лет. Он учится в обычной школе школе, учится достаточно успешно. Он воспитывается в семье, которые называют неблагополучными: отец покинул семью, когда Саше не было года, мать воспитывает мальчика и еще двоих детей как придется, подолгу не работает и нечасто бывает трезвой. Несмотря на это, Александр вырос неглупым мальчиком, он исправно посещает уроки и даже получает вполне приличные отметки. В четвертом классе на него стали жаловаться одноклассники: Саша стал отнимать у них школьные принадлежности, игрушки и карманные деньги. Александра наказали, мать пригласили в школу на разъяснительную беседу в школу. Казалось бы, вопрос решен, проблемы нет.

Но в конце пятого класса снова разразился скандал. Родители одного из одноклассников Саши была вынуждена обратиться в правоохранительные органы. Она объяснила, что поведение ее сына в последнее время стало необычным, он стал замкнутым, раздражительным, из дома стали пропадать деньги и вещи. Когда родителям удалось вызвать сына на серьезный разговор, он, дрожа от страха, поведал, что Саша терроризирует его и других одноклассников: не один раз вместе с друзьями избивал по пути из школы, высказывал угрозы, что если мальчик не принесет деньги и ценные вещи из дома, то его станут избивать снова и снова. Когда представители полиции пришли домой к Саше, они обнаружили у него многие вещи, пропавшие из домов одноклассников. Мальчик не отказывался, он рассказал, что деньги тратил на еду для братьев, а то, что оставалось – на развлечения и подарки приятелям.

Другим примером инструментальной агрессии выступает поведение малыша, который всякий раз, когда его принуждают что-то делать, отталкивает или пытается ударить взрослых. Может быть, он запомнил когда-то, что в ответ на такие его действия родители реагируют тем, что уступают, пугаются или очень огорчаются, и теперь он использует этот прием всякий раз для достижения того же результата.

Герой этой истории – безусловно, агрессивный мальчик. Он несколько раз бил и пугал одноклассника, угрожал ему. Этот тип агрессии, при котором она не преследует специальной цели навредить объекту приложения, а имеет целью получение какой-то выгоды, называется инструментальным. В случае Саши цель – получить деньги, вещи, а угрозы и физическое насилие – это инструмент для достижения цели. В случае малыша, бьющего родителей, цель – добиться желаемого, а инструмент – удары и толчки.

В животном мире такая инструментальная агрессия может использоваться в первую очередь для получения пищи и доминирующего положения в стае. Агрессии такого типа свойственны специфические физиологические реакции: в момент агрессивных действий животное относительно, его действия расчетливы, сердцебиение ровное, дыхание размеренное, движения тихие и незаметные или, наоборот, нарочито яркие и громкие. Вам приходилось наблюдать за охотящейся кошкой? Сколь долго она способна выжидать и выслеживать добычу для совершения быстрого и решительного прыжка.

Действия Саши тоже были спокойными и расчетливыми. После первого полученного наказания в четвертом классе мальчик быстро сориентировался и нашел выход: он выбрал объектом приложения агрессии мальчишку, которого сможет угрозами заставить молчать и ничего не говорить взрослым. Его нападения были спланированы, он подкарауливал мальчика в местах, где не было других людей. После нескольких таких встреч агрессору уже не нужно было бить одноклассника – запуганный мальчик исполнял его требования беспрекословно.
Такой тип агрессивного поведения школьников, конечно, в наименьшей степени является медицинской проблемой: избавиться от него не смогут помочь никакие лекарственные средства. В Сашиной ситуации причина агрессивного поведения ребенка в сложной жизненной ситуации, в условиях, в которых он рос и воспитывался. Первое, что необходимо делать – изменять условия. Наш герой был голоден, искал способ позаботиться о своих братьях, ему хотелось гулять с приятелями, а для достижения желаемого он выбрал самый доступный способ действий. Поэтому для прекращения агрессии мальчика необходимо обучить иным способам получения желаемого. Кроме того нужно учитывать, что в случае, если агрессивные действия будут иметь негативные последствия, а не желаемый итог, то велика вероятность, что ребенок оставит ее ради новых способов достижения цели.

Каков финал Сашиной истории? Его дело передали в суд, где практикуется восстановительное правосудие. Семьям обоих мальчиков вместо обычного уголовного следствия предложили альтернативный способ решения возникшего конфликта: встреча в присутствии посредника для исправления нанесенного вреда. Саша с помощью психологов попросил прощения у обиженного им одноклассника и вместе с ним выработал способы заглаживания своей вины. Психологи помогли собрать всю семью раскаявшегося мальчика (оказалось, что у матери есть два брата, обеспокоенных судьбой своих племянников) и выработать план совместных действий по преодолению накопившихся проблем. Саша перебрался жить к своему дяде, регулярно навещал свою мать и проводил у нее выходные и праздники. Мальчика записали в подростковый клуб, где он нашел занятие по душе, заинтересовался компьютером. Оказалось, что у Саши замечательный инженерный талант. Хочется надеяться, что его судьба сложится благополучно.

Импульсивность как причина агрессивного поведения ребенка

Дима всегда был непоседливым мальчишкой. И это мягко сказано! Он находил возможность вылезти из любых, самых высоких манежей, он мог залезть в самые невероятные места. Во время прогулки убегал от родителей, мог выбежать на проезжую часть, несколько раз его приходилось разыскивать. Смышленый мальчик быстро освоил чтение, письмо и счет, и, казалось, к обучению в школе был готов.

Но с первых дней у него появились серьезные проблемы с обучением:  на уроках он не мог усидеть на месте, он постоянно отвлекался, громко разговаривал, мешая учителю и одноклассникам. Во время перерывов он бегал быстрее всех, не один раз получал довольно серьезные травмы, и часто затеивал драки. Если кто-то случайно задевал его в коридоре, Дима сразу, не думая, бил в ответ. Сильно и куда попало, лишь бы достать обидчика. Ребенок был очень раздражительным, на уроке, если сосед по парте делал ему замечание, Дима вскакивал и на глазах у учителя бил одноклассника. Очень быстро Дима успокаивался и извинялся. Через короткое время одноклассники стали держаться от Димы в стороне, перестали с ним дружить, а педагоги сочли хулиганом и рекомендовали родителям перевести мальчика в школу для детей с отклоняющимся поведением. Наказания Дима получал в школе и дома, но это ничего не меняло, драки с участием Димы не прекращались. На просьбу объяснить, почему он это делает, мальчик разводил руками: «Не знаю, не могу сдержаться!»

Первое, что заметно в поведении мальчика, – Дима даже не пытается скрываться, ведя себя агрессивно. Его раздражительность и агрессивное поведение не приносят ему абсолютно никакого полезного результата, только усугубляют и без того испорченные отношения с ровесниками, педагогами и родителями.

Такой тип агрессии называют импульсивным. Причины агрессивного поведения школьников в этом случае - неспособность сдерживать собственные реакции, которые возникают в ответ на внешний раздражитель или внутреннее желание. Обычно между возникновением внешнего стимула и реакцией на него есть некоторое время: происходит оценка вариантов ответной реакции, оценка ситуации, актуализируется опыт действий в подобных обстоятельствах и выбирается самый адекватный вариант из возможных. Чем больше времени мы тратится на анализ и выбор, тем более продуманной будет реакция. При импульсивной агрессии проблема как раз в том, что ребенок действует, не анализируя ситуацию, не думает о возможных последствиях своего поведения, он не оценивает реакцию окружающих, – он делает первое, что пришло на ум. То есть, сначала делает, а думает потом. Да и то не всегда.  

Проводя параллель с миром животных, вспомним, для примера, поведение внезапно испуганной лошади. Первое, что они лелают, – бегут, и они несутся, не видя дороги, они с легкостью затопчут любого, попавшего под копыта, даже хорошо знакомого человека. Известны случае, когда испуганный конь бросался в пропасть.
Аналогично объясняется реакция кошки на огурец. Ролики «Коты боятся огурцов» очень популярны в интернете. На самом деле не боятся, конечно, а пугаются внезапно возникшего в поле зрения предмета. И реагируют импульсивно-агрессивно, пытаясь отскочить, принять позу готовности к нападению или защите, издавая угрожающие звуки.

У людей такое поведение встречается при синдромоме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Центральное нарушение при СДВГ – неспособность, невозможность сдержать себя, сдержать возникающее возбуждение, импульс к действию, отсюда название – импульсивность. Это расстройство появляется в результате неправильной работы отделов головного мозга, которые отвечают за выполнение поставленных задач, за организацию осознанного поведения.Такого ребенка не следует наказывать, пользы не будет. В случае с Димой все происходило именно так: он терял доверие педагогов и родителей, не сохранял отношения с одноклассниками, но просто не мог, не умел научиться сдерживаться.
При импульсивной агрессии хорошо помогают некоторые лекарственные препараты, но назначить их может только врач. Не стоит бояться обращаться к врачам в этом случае. Неумелыми действиями можно принести больше вреда, чем пользы.

Диму отвели на консультацию к детскому психиатру, ему был поставлен диагноз СДВГ и назначены препараты, которые значительно снижают выраженность симптомов. Педагогам рекомендовали создать для Димы на переменках по возможности спокойные условия с меньшим числом раздражающих стимулов. Мальчика отправляли в библиотеку и разрешали играть в любимую игру. Действия родителей и педагогов привели к ожидаемому результату – конфликтов в школе стало значительно меньше. Повзрослев, Дима научился контролировать себя, сдерживать свои реакции, хотя и оставался более раздражительным, чем его ровесники.

Аффект как причина агрессивного поведения ребенка 

При таком типе агрессии могут помочь усилия, направленные на создание для ребенка максимально спокойной среды
Восьмилетнюю Таню боятся даже собственные родители. Когда Таня спокойна и дружелюбна, девочка послушна, она может долго играть с ребятами. Но случаются дни, когда Таню не узнать. Родители уже утром видят, что настроение дочери изменилось – по взгляду, походке, осанке, – и ждут неприятностей. В такие дни нужен даже самый маленький повод, чтобы Таня взорвалась, подобно миниатюрной бомбе. Причиной может быть что угодно: слишком горячий чай, чей-то «неправильный» взгляд, сделанное ей замечание. Таня вдруг меняется в лице, она краснеет, кричит, может угрожать и браниться. В школе одноклассникам достается еще серьезнее: Таня может наброситься с кулаками, жестоко ударить того, кто, как ей показалось, является обидчиком. Таня долго не может успокоиться, она убегает к себе в комнату, разбрасывает книги, игрушки, только спустя полчаса девочка приходит в себя.

Отличительный признак этого типа агрессии сразу заметен: в основе его – сильная, продолжительная, эмоция, которая не контролируется и не управляется – аффект. Такой тип агрессивного поведения школьников связан с нестабильностью аффекта, внутренними изменениями настроения, не объясняемыми внешними причинами, а причиной агрессивного поведения ребенка является именно аффективное расстройство поведения.

Чтобы лучше понять этот тип агрессии, представьте разъяренное животное, например быка. Его глаза наливаются кровью, дыхание становится частым и поверхностным, сердце бьется в ускоренном темпе, сила и скорость увеличиваются в разы. Этот бык уже не просто животное, он становится разрушительной стихией. Аффект добавляет ему силы и выносливости, они лишают его чувства страха и значительно снижают чувствительность к боли.
С человеком гнев и ярость делают то же самое. Если это уместно, то это даже хорошо: в ситуации, когда нужно защитить себя или близких от нападения. Но очень плохо, если аффект возникает сам по себе и даже родные и близкие начинают восприниматься как враги.

У людей такое встречается при различных эмоциональных расстройствах, биполярном аффективном расстройстве, как последствия травм головного мозга, расстройствах аутистического спектра. Во всех случаях нарушается способность контролировать эмоции – их характер и степень выраженности. Человек с таким нарушением становится в некотором роде рабом возникшего у него сильного чувства: он подчиняется эмоциям, а не наоборот. Как и в случае «импульсивной агрессии», агрессивные действия оказываются направлены не на достижение какой-то цели, а на разрушение, принесение вреда. Такой тип агрессии тесно связан с импульсивным, они часто сочетаются, хотя все-таки по сути разные.

Справиться с такой причиной агрессивного поведения ребенка без участия врача не получится. Непрофессиональные действия, наказания или уговоры, попытки успокоить и договориться, могут нанести огромный вред и даже стать фатальными.

Родители Тани обратились к детскому психиатру. Девочку обследовали и поставили диагноз: биполярное аффективное расстройство. Доктор подобрал лекарственные препараты, стабилизирующее настроение, и направил девочку к психологу, рекомендовав занятия по развитию эмоционально-волевой сферы. Таня постепенно училась осознавать свои эмоции. Вспышки гнева сначала стали проявляться реже, а позже девочка научилась определять моменты, когда она начинает выходить из себя, и просить, чтобы ее на некоторое время оставили в покое, дав ей взять свои эмоции под контроль.

Причины агрессивного поведения ребенка: проявление страха и тревоги

Десятилетний Витя очень подвижный̆ мальчик. У него неустойчивое настроение, он склонен к страхам и тревоге. Первые два года в школе дались тяжело, Витя отказывался ходить на уроки, не подчинялся правилам и требованиям. В конце первого класса за плохие успехи Витю пересадили за последнюю парту, в результате чего у него развилась настоящая депрессия: он решил, что он самый плохой. Ребенка перевели в другую школу, и у другого учителя Витя, почувствовав заботу и ласку, расцвел, подружился с ребятами, стал хорошим учеником. Летом после третьего класса мальчика, впервые одного, отправили в лагерь. Поездку он ждал как первого настоящего приключения!

Но с первых же Витя стал звонить родителям и уговаривал забрать его домой. Он жаловался, что его бьют, отбирают игрушки, что он стал «козлом отпущения», что никто не хочет с ним дружить... Воспитатели говорили обеспокоенной маме, что мальчик привыкнет и все наладится. Когда спустя месяц родители забрали Витю, его было не узнать. Хмурый, напряжённый, он отказывался разговаривать, сквозь зубы упрекая родителей за то, что его отправили в лагерь. Мальчик стал очень беспокойно спать, он видел страшные сны, о которых он отказывался рассказывать.

Дома Витя стал устраивать страшные истерики: вдруг ни с того ни с сего начинал крушить мебель, кричать, плакать, мог броситься с кулаками на тех, кто пытался его удержать. Похожий случай был один раз и на улице, когда он случайно встретил мальчика, из своего отряда в лагере. Витя стал кричать, что убьет его, бросал камни, пытался убежать не зная, куда. Истерики проходили так же неожиданно, как и начинались. Испугавшись таких изменений в состоянии сына,  родители обратились к врачам и Витю поместили в психиатрическую больницу.

Когда позже психолог разговаривал с Витей о том, что с ним случилось, мальчик рассказал, что после событий в лагере он постоянно тревожился, а иногда и боялся за свою жизнь. Страх и тревога –реакции организма, направленные на адаптацию в опасных ситуациях. Но при некоторых расстройствах эмоциональной сферы эти переживания становятся настолько выраженными, что человек теряет над ними контроль. Его отсутствие дезорганизуют поведение, вызывая ненаправленную агрессию, раздражительность, нарушения сна. Эпизоды возбуждения могут в некоторой степени снизить тревогу и принести облегчение на некоторое время. Подобная реакция может проявляться при депрессиях, тревожных расстройствах, некоторых типах расстройств личности и очень часто при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР). Суть этих расстройств в том, что человек перестает контролировать собственные тревогу и страх.  Это проявляется без очевидных условий, и причины агрессивного поведения ребенка является нарастающее чувство тревоги и страха. Это агрессия, связанная с иррациональным страхом, по сути своей – защитная.

Пример из животного мира – загнанный в угол цепной пес, на которого нападают. Он не может убежать – некуда. Пес набрасывается на противника, не обращая внимания на его размер. Как только появляется возможность убежать, он сразу сделает это. Для человека сложность ситуации в том, что, постоянно испытывая тревогу, человек не имеет возможности от нее убежать, подобно животному. Даже не находясь в опасности, они постоянно возбуждаются, стараясь себя защитить.

Такую агрессивность тоже не удасться снять наказаниями или уговорами. Необходимо лечение тех состояний, которые ее спровоцировали, – депрессию, повышенную тревожность, ПТСР. В момент госпитализации при расставании с матерью Витя снова впал в страшную истерику: он бегал по больнице, пытался прятаться под кушетками, кричал так, как будто ему угрожают убийством. Дежурный врач, не успев разобраться, пригрозил мальчику серьезным наказанием если он не успокоится. В результате испуганный Витя бросился на врача с кулаками! Только спустя некоторое время лечащий врач увидел за агрессивным поведением глубокий страх: Витя решил, что родители его бросили, навсегда оставили в больнице. Конечно он встал в позицию обороны.

По совету врача родители навещали сына ежедневно. Почувствовав себя в безопасности, постоянно встречаясь с мамой, Витя стал спокойнее и начал заниматься с психологом. У Вити диагностировали посттравматическое стрессовое расстройство. Постепенно тревожность и страх уходили, мальчик обретал уверенность в себе. Из больницы Витя вышел с записью в карте «Здоров».

Конечно, случаев, когда разные виды агрессивного поведения встреваются в чистом виде, очень немного. Обычно импульсивная агрессия сочетается с аффективной возбудимостью, инструментальная агрессивность встречается у детей с импульсивностью. Но обычно удается выделить доминирующий тип агрессии у конкретного ребенка, и начинать работать с ним.

Патологическая агрессия не проявляется как локальная проблема, даже в случаях одинакового внешнего проявления у разных детей. Для понимания причин агрессивного поведения школьников и поиска способов помощи таким детям, зачастую требуется огромное терпение и большое количество времени. И необходимо понимание родителями, что проблему нужно решать, а не ждать, когда ребенок «перерастет». Причины агрессивного поведения ребенка не решатся сами по себе. Если пустить все на самотек, ситуация станет неуправляемой.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль