Изучение ценностных ориентаций подростков с девиантными формами поведения

49

Девиантное поведение подростков сегодня имеет массовый характер, это явление находится в центре внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Истоки этого отклонения нужно искать в особенностях взаимосвязи и взаимоотношения человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Для изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением обычно используется диагностическая методика «Опросник ценностей Ш. Шварца», адаптированный В.Н. Карандышевым (см. приложение)

В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа 6 г. Котово диагностировались обучающиеся девятых классов и их родители. Были обследованы четыре группы:

  • 1-я группа – подростки, с выявленной предрасположенностью к девиантному поведению школьников (экспериментальная группа);
  • 2-я группа – подростки, не имеющие отклонений в поведении (контрольная группа);
  • 3-я группа – родители подростков, с выявленной предрасположенностью к девиантному поведению;
  • 4-я группа – родители подростков, не имеющих отклонений в поведении.

В каждой выборке участвовали по 12 испытуемых, всего 48 человек.

Анализ результатов диагностики особенностей ценностных ориентаций подростков с девиантными формами поведения

Проанализируем результаты первой части опросника «Обзор ценностей». 

Рассмотрим среднегрупповые показатели значимости идеально-нормативных и индивидуально ценностных ориентаций подростков с девиантными формами поведения   (табл. 1) и подростков без подобных поведенческих отклонений (табл. 2).

Среднегрупповые показатели значимости идеальнонормативных и индивидуально реализуемых ценностей подростков с девиантными формами поведения

Таблица 1

Типы ценностей

Средние показатели значимости типов ценностей

Идеальнонормативные ценности

Ранговые значения типов ценностей

Индивидуально реализуемые ценности

Ранговые значения типов ценностей

Конформность

4,25

5

1,58

5

Традиции

3,38

9

1,5

6

Доброта

4,1

7

2,2

1

Универсализм

3,82

8

1,5

6

Самостоятельность

4,6

4

2,19

2

Стимуляция

2,91

10

1,72

4

Гедонизм

5,27

1

1,91

3

Достижения

4,82

3

1,48

7

Власть

4,21

6

1,25

8

Безопасность

4,87

2

1,58

5

Как видно из данных, представленных в таблице, идеально-нормативные ценности (представления человека о том, как нужно поступать) этой группы расходятся с индивидуально реализуемыми ценностями (конкретные поступки человека).

Среднегрупповые показателй значимости идеально-нормативных ценностей у подростков с девиантными формами поведения таковы:

  • на 1-м месте – гедонизм (5,27),
  • на 2-м месте – безопасность (4,87),
  • на 3-м месте – достижения (4,82).

Для индивидуально реализуемых ценностей:

  • на 1-м месте – доброта (2,2),
  • на 2-м месте – самостоятельность (2,19),
  • на 3-м месте – гедонизм (1,91).

Следует отметить, что замыкают иерархию идеально-нормативных ценностей стимуляция и традиции, а в индивидуально реализуемых ценностях – власть и достижения.

Из этого следует, что у подростков с девиантными формами поведения нет четкой структуры  ценностей. Это свидетельствует о личностной незрелости испытуемых этой группы.

Необходимо отметить, что согласно результатам, полученным при обследовании подростков 1-й группы, идеально-нормативные ценности расходятся с индивидуально реализуемыми ценностями. Это вполне нормальное явление, т. к. ценностные ориентации на уровне нормативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведении вследствие ограничения возможностей человека, группового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам. Что является характерным для подростков с девиантными формами поведения.

 
Среднегрупповые показатели значимости идеальнонормативных и индивидуально реализуемых ценностей для подростков, не имеющих отклонений в поведении
Таблица 2

Типы ценностей

Средние показатели значимости типов ценностей

Идеальнонормативные ценности

Ранговые значения типов ценностей

Индивидуально реализуемые ценности

Ранговые значения типов ценностей

Конформность

4,33

4

1,71

7

Традиции

2,93

10

1,4

8

Доброта

4,87

1

2,42

2

Универсализм

3,21

8

1,87

6

Самостоятельность

4,5

3

2,65

1

Стимуляция

3,45

7

2,31

4

Гедонизм

4,22

5

2,39

3

Достижения

4,02

6

2,1

5

Власть

3,15

9

1,05

9

Безопасность

4,85

2

1,87

Из таблицы видно, что среднегрупповые показатели значимости идеально-нормативных и индивидуально реализуемых ценностей для подростков, не имеющих отклонений в поведении, отличаются незначительно. Лишь кое-где меняются местами ранговые значения типов ценностей.

Для идеально-нормативных ценностей:

  • на 1-м месте – доброта (4,87),
  • на 2-м месте – безопасность (4,85),
  • на 3-м месте – самостоятельность (4,5).

Для индивидуально реализуемых ценностей:

  • на 1-м месте – самостоятельность (2,65),
  • на 2-м месте – доброта (2,42),
  • на 3-м месте – гедонизм (2,39).

Ценности традиции и власть замыкают иерархии как в идеально-нормативных, так и в идеально реализуемых ценностях.

Такая более четкая дифференциация ценностей у подростков, не имеющих отклонений в поведении, указывает на то, что их ценностные структуры более оформлены, что, в свою очередь, свидетельствует о большей зрелости респондентов этой группы.

В таблице 3 представлены среднегрупповые показатели значимости идеально-нормативных ценностей девиантных подростков и подростков, не имеющих отклонений в поведении.

Среднегрупповые показатели значимости идеальнонормативных ценностей для девиантных подростков и подростков, не имеющих отклонений в поведении

Таблица 3

Типы ценностей

Средние показатели значимости типов ценностей

U–критерий Манна–Уитни

Идеальнонормативные ценности девиантных подростков

Ранговые значения типов ценностей

Идеальнонормативные ценности подростков, не имеющих отклонений в поведении

Ранговые значения типов ценностей

1

2

3

4

5

6

Конформность

4,25

5

4,33

4

71
P < 0,05

Традиции

3,38

9

2,93

10

54
P < 0,05

Доброта

4,1

7

4,87

1

30,5 P < 0,01

Универсализм

3,82

8

3,21

8

53,5 P < 0,05

Самостоятельность

4,6

4

4,5

3

58
P < 0,05

Стимуляция

2,91

10

3,45

7

70,5 P < 0,05

Гедонизм

5,27

1

4,22

5

26,5 P < 0,01

Достижения

4,82

3

4,02

6

29,5 P < 0,01

Власть

4,21

6

3,15

9

28,5 P < 0,01

Безопасность

4,87

2

4,85

2

67,5 P < 0,05

Ведущие ранги в иерархии идеально-нормативных ценностей подростков с девиантными формами поведения занимают следующие ценности: 

  • гедонизм (наслаждение или чувственное удовольствие); 
  • безопасность (безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя); 
  • достижения (личный успех в соответствии с социальными стандартами). 

Согласно теории С. Шварца и У. Билски, гедонизм и достижения находятся в непротиворечивых отношениях между собой и нацелены на получение удовольствия, потакание своим желаниям. Выявленные показатели соотносятся с идеей о стремлении подростков с девиантными формами поведения прежде всего к удовольствиям и чувственным наслаждениям, выраженности у них тенденций к индивидуализму и отсутствии социального интереса.

Далее в иерархии идеально-нормативных ценностей подростков с девиантными формами поведения следуют ценности самоутверждения и межличностного общения: самостоятельность (самостоятельность мысли и действий); конформность (сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям); власть (социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами). Замыкают иерархию ценностей первой группы: доброта (сохранение и повышение благополучия близких людей); универсализм (понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы); традиции (уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи); стимуляция (волнение и новизна).

Для подростков, не имеющих поведенческих отклонений, среди идеально-нормативных ценностей ведущими являются: доброта, безопасность, самостоятельность. Мотивационная цель доброты – сохранение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте. В ее основе лежит потребность позитивного взаимодействия и индивидуальная потребность в аффилиации. Мотивационная цель самостоятельности – стремление к свободе мысли и действия, обусловленная потребностью индивида быть автономным и независимым. Высокая значимость данных ценностей для нормативных подростков, с одной стороны, отражает их стремление к комфортному для себя существованию в различных ситуациях, а с другой – к самоограничению, выходу за пределы собственного эго в целях поддержания благополучия окружающих.

Следующий блок ценностей – конформность, гедонизм, достижения, стимуляция. Последние ранги получили такие ценности, как универсализм, власть и традиции.

Такая структура ценностей отражает типичные особенности подростков на этапе реализации своих способностей, формирования характера и индивидуальности.

Статистически значимые различия в иерархиях идеальнонормативных ценностных ориентаций двух групп наблюдаются по таким ценностям, как: доброта (P < 0,01), гедонизм (P < 0,01), достижения (P < 0,01) и власть (P < 0,01).

Анализ профиля личности диагностики особенностей ценностных ориентаций подростков с девиантными формами поведения

Проанализируем результаты второй части опросника «Профиль личности» (табл. 4).

Среднегрупповые показатели значимости индивидуально реализуемых ценностей для девиантных подростков и подростков, не имеющих отклонений в поведении

Таблица 4

Типы ценностей

Средние показатели значимости типов ценностей

U–критерий Манна–Уитни

Индивидуально реализуемые ценности для девиантных подростков

Ранговые значения типов ценностей

Индивидуально реализуемые ценности для подростков, не имеющих отклонений в поведении

Ранговые значения типов ценностей

1

2

3

4

5

6

Конформность

1,58

5

1,71

7

64
P < 0,05

Традиции

1,5

6

1,4

8

52
P < 0,05

Доброта

2,2

1

2,42

2

71,5 P < 0,05

Универсализм

1,5

6

1,87

6

57
P < 0,05

Самостоятельность

2,19

2

2,65

1

51
P < 0,05

Стимуляция

1,72

4

2,31

4

48
P < 0,05

Гедонизм

1,91

3

2,39

3

70,5 P < 0,05

Достижения

1,48

7

2,1

5

30
P < 0,01

Власть

1,25

8

1,05

9

69,5 P < 0,05

Безопасность

1,58

5

1,87

6

69,5 P < 0,05

Из данных, представленных в табл. 4, следует, что различия в ценностных ориентациях подростков из экспериментальной и контрольной групп на уровне индивидуально реализуемом в поведении, практически отсутствуют. Статистически значимые различия в иерархиях индивидуально реализуемых ценностных ориентаций двух групп наблюдаются только по одной ценности – достижения (P < 0,01).

В тройку ведущих ценностей всех испытуемых входят доброта, самостоятельность и гедонизм, что вполне отражает психологические особенности данной возрастной группы и соответствует веяниям времени. Проявление самостоятельности – главное условие обретения чувства взрослости как основного возрастного новообразования. Доброта относительно других необходима подростку для удовлетворениясобственной потребности быть принятым  группой, для поддержания межличностных контактов. А выраженность гедонистических установок, на наш взгляд, объясняется несколькими причинами. Во-первых, мощное воздействие на формирование ценностных ориентаций подростков средств массовой информации, культивирующие потребительские модели поведения. Во-вторых, активное расслоение общества зачастую создает благоприятную среду для воспитания у подростковпримитивного понимания движущих сил и мотивов человеческого поведения, что проявляется в стремлении к наслаждениям и чувственным удовольствиям.

В рамках исследования для выявления взаимосвязи ценностных ориентаций подростков и их родителей также проведена диагностика ценностных ориентаций среди родителей подростков (девиантных и с нормативным поведением) по методике «Опросник ценностей Ш. Шварца» (в адаптации В.Н. Карандышева).

Выводы исследования ценностных ориентаций подростков с девиантными формами поведения

Ценностные ориентации подростков с девиантными формами поведения относительно независимы от ценностных ориентаций родителей. Очевидно, это связано с тем, что сегодня высшей формой отношения старшего подростка к действительности провозглашается право на свою индивидуальность. Возможно, это может быть связано с отсутствием авторитета родителей у подростка или попустительским стилем воспитания.

Внутрисемейная связь индивидуально реализуемых ценностей у родителей и подростков с нормативным поведением не прослеживается. Если анализировать отдельно ответы подростков и родителей, то они схожи в области идеально-нормативных ценностей, но разнятся в индивидуально реализуемых. Из вышесказанного можно сделать вывод, что семья влияет на формирование ценностных ориентаций не в полной мере, в основном же подростки хотят идти своим жизненным путем и более подвержены влиянию референтной группы сверстников.

Характеризуя специфику содержания ценностных ориентаций подростков с девиантными формами поведения, отметим следующее:

  1. Ориентация на индивидуалистические ценности, отражающие стремление к удовольствиям и нацеленность на самопотакание.
  2. Более выраженные (по сравнению с подростками, не имеющими отклонений в поведении) различия между ценностными приоритетами, существующими на уровне нормативных идеалов, и ценностями, индивидуально реализуемыми в поведении.
  3. Независимость и обособленность от воздействия ценностных ориентаций родителей.

Полученные данные об особенностях содержания ценностных ориентаций девиантных подростков могут быть использованы при разработке программ коррекционной и воспитательной работы с данной категорией учащихся.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.pdf
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль