Работа педагога-психолога в школе в соответствии с профессиональным стандартом

61

Материал о работе педагога-психолога в школе в соответствии с профессиональным стандартом подготовлен на основе проекта приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии» (по состоянию на 11.09.2013).

Реализация ФГОС ОО меняет ценностно-смысловые приоритеты образования и затрагивает работу всех участников образовательного процесса: педагогов, классных руководителей, педагогов-психологов в школе. Если ранее образование выполняло в основном миссию просвещения, давало учащимся определенный набор знаний, необходимых для поступления в различные учебные заведения, то сегодня речь идет прежде всего о личностных результатах. Работа преподавателей и педагога-психолога в школе должна быть направлена на то, чтобы выпускник начальной школы должен иметь готовность и способность к саморазвитию, обладать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире, иметь развитую самостоятельность, навыки сотрудничества и разрешения конфликтов.

Работа педагогов и педагога-психолога в школе должна помочь выпускник старшей школы быть готовому к дальнейшему самообразованию, иметь сформированную ценностную основу жизни, осознавать свою ответственность за семью, общество, государство, человечество.

Такое смещение акцентов с чисто образовательных задач на развивающие можно поддержать, поскольку выпускник школы выходит в изменчивый, неопределенный мир, которому требуются думающие люди, способные принимать ответственные решения в различных сферах, социально активные, с выраженной гражданской позицией. В условиях достижения целей образования, соответствующих новому поколению стандартов, эффективными становятся технологии, принципиально меняющие характер учебной деятельности и принцип работы педагогов, в том числе и работу педагога-психолога в школе.

Главная суть изменений - опора на индицидуальные личностные, физиологические и возрастные особености учащихся.

Возрастает роль активных методов обучения, а также социальных технологий. Но главная суть изменений – опора на индивидуальные личностные, физиологические и возрастные особенности учащихся. Реализация этих изменений невозможна без качественной работы школьной психологической службы и педагога-психолога в частности.

Функции, которые выполняется в своей работе педагог-психолог в школе

До сих пор сфера работы педагога-психолога школы была несколько размыта и во многом зависела от интересов администрации школы. Поэтому удобно описывать ее в соответствии с проектом профессионального стандарта, который четко формулирует цель работы психологической службы – психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, а также выделяет обобщенные трудовые функции педагога-психолога.

Работа педагога-психолога в школе включает следующие функции:

  • психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ;
  • психологическое консультирование в школе субъектов образовательного процесса;
  • коррекционно-развивающая работа с учащимися;
  • психологическая диагностика учащихся;
  • психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
  • психопрофилактика (сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся).

Унификация содержаниея профессионального стандарта педагога-психолога в сфере образования

Таким образом, всю работу педагога-психолога в школе можно строить в соответствии с данными обобщенными трудовыми функциями и использовать их в качестве структурных компонентов при планировании работы, а также при составлении аналитических отчетов педагога-психолога за год о проделанной работе.

Профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере образования позволяет не только определить структуру работы педагога-психолога в школе, но и унифицировать ее содержание. Это становится возможным из-за того, что в нем каждая обобщенная трудовая функция делится на ряд отдельных трудовых функций, выполнение которых необходимо для реализации обобщенных трудовых функций. Например, в обобщенную трудовую функцию «психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ» включены такие функции педагога-психолога, как «принятие участия в обеспечении преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по реализации всех уровней основных образовательных программ» или же «участие в разработке программы воспитания и социализации обучающихся» и др. Аналогично прописано содержание и остальных обобщенных трудовых функций.

На таком описании действие профессионального стандарта педагога-психолога в сфере образования заканчивается, что позволяет в зависимости от типа школы и количества учащихся, приходящихся на одного педагога-психолога, конкретизировать его требования.

Это удобно сделать, если ввести понятие трудовые действия педагога-психолога – т. е. описание того, что конкретно он делает в реальной жизни, например посещает уроки, принимает участие в ПМПк и проч. Эти трудовые действия и их частотность педагогпсихолог либо определяет сам, утверждая у администрации школы, либо получает задание на них от администрации.

Приведем примерные таблицы, составленные для каждой обобщенной трудовой функции, которые можно использовать для структурирования работы педагога-психолога в школе соответствии с профессиональным стандартом (таблицы 1–6). В них включены частные трудовые функции, соответствующие им действия педагога-психолога и формы отчетности.

Еще раз отметим, что трудовые действия, отчетные материалы, количество времени определяются особенностями каждой школы и временными возможностями конкретного педагога-психолога.

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ

Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ

Таблица 1

Трудовая функция

Трудовое действие

Отчетный материал

Количество времени

Участие в обеспечении преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по реализации всех уровней основных образовательных программ

  • Посещение занятий и уроков:

    • –  в подготовительной

      группе сада,

    • –  в 1-м классе,

    • –  в 4-м классе,

    • –  в 5-м классе;

  • участие в приеме детей в 1-й и 5-й классы;

  • проведение педагогических консилиумов по преемственности

  • Справка
    о готовности
    к обучению
    в 1-м и 5-м классах;

  • справка о результатах адаптации;

  • протоколы диагностики

  • Подготовительная группа,
    4-й класс – 6 занятий (уроков);

  • 1-й, 5-й классы – по 9 уроков на класс (начало, середина и конец учебного года)

Участие в разработке программы воспитания и социализации учащихся, воспитанников детского сада

  • Разработка сценариев и участие в коммуникативных играх;

  • проведение уроков «Тропинка к своему Я»;

  • посещение и участие
    в методических советах классных руководителей;

  • посещение (участие) внутриклассных и внутришкольных мероприятий

Сценарии игр; публикации

статей

Уроки – еженедельно, остальное –
по согласованию с администрацией

Участие в разработке индивидуальных учебных планов учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ и социальной адаптации

  • Посещение уроков для наблюдения за учащимися, испытывающими трудности в обучении (познавательного, личностного, социального характера);

  • проведение углубленной диагностики;

  • организация консилиумов

Психолого-педагогическая характеристика учащегося

3 урока
на ученика

Осуществление психологического сопровождения мониторинга личностных показателей освоения основной образовательной программы, установленных ФГОС ОО

Разработка и апробация карт мониторинга

Форма карты

По необходимости

Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

Таблица 2

Трудовая функция

Трудовое действие

Отчетный материал

Количество времени

Консультирование учащихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений

в коллективе и проч.

  • Наблюдение за приходом детей в детский сад;

  • наблюдение на переменах за коммуникативной деятельностью и эмоциональным состоянием учащихся;

  • короткие беседы на переменах;

  • пролонгированные или разовые консультации

  • Протоколы сообщений
    на заседаниях методобъединения педагоговпсихологов;

  • отчеты за полугодие и год

Заседания 2 раза в месяц

Консультирование администрации школы, педагогов, преподавателей по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития учащихся

  • Короткие беседы на переменах;

  • пролонгированные или разовые консультации

  • Протоколы сообщений
    на заседаниях методобъединения педагоговпсихологов;

  • отчеты за полугодие и год

По потребности

Консультирование родителей (закон-
ных представителей) по проблемам взаимоотношений с учащимися, их развития, профессионального самоопределения и проч.

  • Пролонгированные или разовые консультации;

  • вклейки в дневник по результатам диагностики;

  • телефонные беседы;

  • проведение детско

    родительских игр

  • Протоколы сообщений
    на заседаниях методобъединения педагоговпсихологов

  • отчеты за полугодие и год

2 встречи (звонка) в год

Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников школы по вопросам взаимоотношений

в трудовом коллективе, профессиональным проблемам

Индивидуальные беседы

По потребности

Коррекционно-развивающая работа с учащимися

Таблица 3

Трудовая функция

Трудовое действие

Отчетный материал

Количество времени

Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для учащихся, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, снятие тревожности, преодоление проблем

в общении и поведении

Проведение индивидуальных занятий с учащимися

Протоколы индивидуальных занятий

По потребности

Организация совместно с педагогами условий для психолого-педагогической коррекции определенных недостатков в психическом развитии учащихся, нарушений социализации и адаптации

  • Разработка рекомендаций педагогам, родителям;

  • групповая коррекционная работа с окружением учащегося

Рекомендации; протоколы

коррекционных занятий

По потребности 

Психологическая диагностика учащихся

Таблица 4

Трудовая функция

Трудовое действие

Отчетный материал

Количество времени

1

2

3

4

Проведение регулярных скрининговых обследований (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития учащихся; определение лиц, нуждающихся в психологической помощи

  • Диагностика психологического здоровья (начальная школа);

  • диагностика взаимоотношений в классе;

  • диагностика уровня тревожности (старшая школа)

Результаты диагностики

2 раза в год

Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации школы и родителей (законных представителей) в проблемах личностного

и социального развития учащихся

Анализ данных диагностики

Справка

2 раза в год

Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии учащихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов

Диагностика психофизиологических особенностей и индивидуальных личностных особенностей (в зависимости от проблемы)

Справка

1 раз для каждого учащегося

Изучение интересов, склонностей, способностей учащихся, предпосылок одаренности

  • Диагностика коммуникативных навыков (2–4-й классы);

  • диагностика ценностных ориентаций (5–7-й классы)

Справка

1 раз в год

Осуществление с целью оказания помощи
в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и проч. особенностей старшеклассников в соответствии
с ФГОС ОО соответствующего уровня.

  • Диагностика личностных особенностей (8–9-й классы);

  • диагностика профессиональных предпочтений (8–9-й классы)

Справка

1 раз в год

Таблица 5

Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

Трудовая функция

Трудовое действие

Отчетный материал

Количество времени

1

2

3

4

Ознакомление педагогов, администрации школы с современными исследованиями

в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста

Организация семинаров для педагогов

По запросу администрации

Ознакомление педагогов, администрации школы и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка

Организация семинаров для педагогов

По запросу администрации

Просветительская работа в школе с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов

и склонностей, особенностей, в том числе одаренности ребенка

  • Выступления на родительских собраниях;

  • проведение детскородительских игр (1–4-й классы);

  • сотрудничество с сайтом школы

1 игра в год

Психопрофилактика (сохранение и укрепление психологического здоровья) учащихся

Таблица 6

Трудовая функция

Трудовое действие

Отчетный материал

Количество времени

Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности учащихся

Контроль за перегрузкой и утомляемостью детей через наблюдение на уроке и перемене

Раздел в отчете

По необходимости

Участие в проектировании образовательной среды для полноценного развития учащегося на каждом возрастном этапе

для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной

и волевой сфер

Разработка рекомендаций для педагогов и родителей

Раздел в отчете

По необходимости

Участие в планировании и осуществлении превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиации поведения

  • Выявление группы гаджет-зависимых детей;

  • разработка рекомендаций для педагогов;

  • проведение профилактических бесед с учащимися 6–8-го классов

Раздел в отчете

По необходимости

Участие в формировании условий здорового образа жизни субъектов образовательного процесса, развитии здоровьесберегающих образовательных технологий

Помощь в организации общешкольных здоровьесберегающих мероприятий

Раздел в отчете

По необходимости



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль