Проблема школьного обучения: как помочь ребёнку

45

Часто педагогов и родителей поражает факт, что ребёнок плохо успевает в школе , хотя его потенциал гораздо выше. Тесты психологической диагностики показывают что у ученика довольно высокие показатели мышления, а в школе по итоговым работам он получает не только четвёрки, но даже тройки.

Проблема школьного обучения ребёнка неизвестна, ведь психолог уверенно заявляет что у школьника развитое внимание , а учителя утверждают обратное. При этом родители замечают, что после школы учащийся сильно устаёт, а участковый врач не может обнаружить у него никаких проблем со здоровьем.

Решая школьную проблему подобных детей большинство педагогов-психологов приходят к выводу, что их поражения в учёбе имеют прямую зависимость с индивидуальными проявлениями нервной системы. И в том случае, когда данный фактор учитывается, и на его основании планируется урок и домашнее задание, то дети быстрее и качественнее справляются с предъявляемыми требованиями.

Проблема готовности к школьному обучению не может существовать без такого понятия как “Тип нервной системы”. Впервые его ввёл И. Павлов, который считал самой главной характеристикой нервной системы является сила возбуждения процесс которой отражается в работоспособности и участвует в сохранении стабильности при сильном возбуждении. Это позволяет нервной системе не переходить в состояние торможения для защиты от истощения и непомерной нагрузки. Проблема школьного обучения состоит в том, что дети со слабой нервно системой справляются с заданием на уроке гораздо дольше.

Итак, есть учащиеся с сильной и слабой нервными системами. Они отличаются утомляемостью и работоспособностью соответственно, но это легко управляется созданием оптимальных условий для учёбы.

Дети со слабой нервной системой имеют своеобразную проблему готовности к школьному обучению, они создают впечатление учеников не доделывающих работу до конца, то есть не успевая выполнять по времени задание, они переходят к другому не закончив предыдущее. Всё дело в том, что у них автоматически включается торможение, которое защищает их от переутомления. Решаем школьные проблемы таких учащихся просто: при заучивании материала делим текст на несколько небольших абзацев, предлагаем классу мысленно вообразить прочитанное в картинках, составляем подробный план. Кроме того, делаем больше коротких перерывов, чтобы дети смогли отдохнуть.

Медленное выполнение домашнего задания как проблема школьного обучения и другие вопросы

Выполняя домашнее задание некоторые мальчики оказываются в сложной ситуации, их проблема готовности к школьному обучению совершенно непонятна отцам имеющим сильную нервную систему, они просто не понимают почему те так долго копаются в уроках.

Из этого примера становится ясно, что в зависимости от типа нервной системы выполнение домашнего задание может проходить не одинаково. Например: дети с сильной нервной системой могут сделать всю домашнюю работу за один присест. Проблема школьного обучения таких детей состоит в том, что им тяжело выполнять задания без определённой последовательности и они не могут начать выполнение без “раскачки” от лёгких заданий к тяжёлым. При этом они могут работать даже в условиях сильного шума, если есть серьёзная мотивация.

У учащихся со слабой нервной системой всё происходит наоборот. Для выполнения даже самого простого задания им необходима полнейшая тишина, перерывы и даже уединение. Помочь решить школьную проблему такого ученика можно если по рекомендовать ему выполнять домашние задания по приоритету, сначала более сложные для него, а затем остальные.

В целом работоспособность детей зависит также от степени нервного напряжения. Дети с сильной нервной системой в ситуации когда нужно написать контрольную работу проявляют чудеса умственных способностей. Тогда как ещё одна проблема школьного обучения слабых детей состоит в том, что у них наоборот во время контрольных и зачётов снижается уровень умственных способностей.

Педагоги-психологи рекомендуют родителям детей с сильной психикой пытаться их мотивировать перед сдачей среза знаний, тогда как родителям детей со слабой психикой это категорически противопоказано, так как может привести к преждевременному срыву.

В этом случае проблема готовности к школьному обучению проявляется в ухудшении результата при ожидании успеха со стороны родителей или учителя. Именно в ситуации когда мама старательно готовилась с учеником со слабой психикой, возможен плохой результат.

В большей части типичных ситуаций такому ребёнку требуется снизить значимость предстоящего среза знаний. Лучше чтобы родители рассказали историю о собственных неудачах в контрольных и обернули это в шутку, так данная проблема школьного обучения может быть успешно решена. Педагог должен понимать что учащимся со слабой нервной системой необходимо немного времени, для того чтобы настроиться и ответить правильно или успешно написать срез знаний. Если такой возможности не будет и ребёнка будут подгонять, то он просто не выполнит работу.

Решая школьные проблемы детей со слабой психикой необходимо помнить, что они практически не отвечают на внезапные вопросы, поэтому в ряде случаев придётся предоставить им возможность отвечать в письменной форме. Для таких школьников очень важно время и форма в которой будет проводится срез знаний: привычный алгоритм, схемы проведения.

Решение проблемы готовности к школьному обучению ребёнка, содержится в подходе учителя. В идеале необходимо сни­зить тревогу ребенка перед усвоением материала или ответом на уроке. Сделать это можно с помощью внешних опор: графиков, схем, диаграмм, таблиц. Не стоит требовать отвечать по только что пройденному материалу.

Проблема школьного обучения представляет собой своеобразное «лезвие бритвы»: нужно предоста­вить ученику возможность подготовиться к контрольному мероприятию, но не переусердствовать, чтобы у него не включилось охранительное торможение. Ещё одним известным отличием стиля выполнения заданий “слабыми” и “сильными” детьми заключается в соотношении вспомогательных и главных действий. Здесь имеется в виду те главные действия которые ведут к решению школьных проблем, достижению поставленной цели и те вспомогательные действия которые помогают организовать необходимые условия для выполнения основных действий. и т. д.).

Например, в написании из­ложения главное действие сводится к прочтению текста, запоминанию и его изложению в письменной форме. Для детей со слабой психикой, при работе с текстом будет важно написав абзац прочитать его и задуматься о дальнейшем изложении. Их проблема готовности к школьному обучению состоит в том, что они совершают главных действий гораздо меньше, чем требуется. В идеале для того чтобы получить от них нормальный результат, потребуется тщательно подготовить рабочие места каждого такого ученика, помочь им настроиться и собрать их работы на проверку в самом конце, возможно дав некоторое время по доработке на перемене.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль