Проблема школьного обучения: как помочь ребёнку

28

Часто педагогов и родителей поражает факт, что ребёнок плохо успевает в школе , хотя его потенциал гораздо выше. Тесты психологической диагностики показывают что у ученика довольно высокие показатели мышления, а в школе по итоговым работам он получает не только четвёрки, но даже тройки.

Проблема школьного обучения ребёнка неизвестна, ведь психолог уверенно заявляет что у школьника развитое внимание , а учителя утверждают обратное. При этом родители замечают, что после школы учащийся сильно устаёт, а участковый врач не может обнаружить у него никаких проблем со здоровьем.

Решая школьную проблему подобных детей большинство педагогов-психологов приходят к выводу, что их поражения в учёбе имеют прямую зависимость с индивидуальными проявлениями нервной системы. И в том случае, когда данный фактор учитывается, и на его основании планируется урок и домашнее задание, то дети быстрее и качественнее справляются с предъявляемыми требованиями.

Проблема готовности к школьному обучению не может существовать без такого понятия как “Тип нервной системы”. Впервые его ввёл И. Павлов, который считал самой главной характеристикой нервной системы является сила возбуждения процесс которой отражается в работоспособности и участвует в сохранении стабильности при сильном возбуждении. Это позволяет нервной системе не переходить в состояние торможения для защиты от истощения и непомерной нагрузки. Проблема школьного обучения состоит в том, что дети со слабой нервно системой справляются с заданием на уроке гораздо дольше.

Итак, есть учащиеся с сильной и слабой нервными системами. Они отличаются утомляемостью и работоспособностью соответственно, но это легко управляется созданием оптимальных условий для учёбы.

Дети со слабой нервной системой имеют своеобразную проблему готовности к школьному обучению, они создают впечатление учеников не доделывающих работу до конца, то есть не успевая выполнять по времени задание, они переходят к другому не закончив предыдущее. Всё дело в том, что у них автоматически включается торможение, которое защищает их от переутомления. Решаем школьные проблемы таких учащихся просто: при заучивании материала делим текст на несколько небольших абзацев, предлагаем классу мысленно вообразить прочитанное в картинках, составляем подробный план. Кроме того, делаем больше коротких перерывов, чтобы дети смогли отдохнуть.

Медленное выполнение домашнего задания как проблема школьного обучения и другие вопросы

Выполняя домашнее задание некоторые мальчики оказываются в сложной ситуации, их проблема готовности к школьному обучению совершенно непонятна отцам имеющим сильную нервную систему, они просто не понимают почему те так долго копаются в уроках.

Из этого примера становится ясно, что в зависимости от типа нервной системы выполнение домашнего задание может проходить не одинаково. Например: дети с сильной нервной системой могут сделать всю домашнюю работу за один присест. Проблема школьного обучения таких детей состоит в том, что им тяжело выполнять задания без определённой последовательности и они не могут начать выполнение без “раскачки” от лёгких заданий к тяжёлым. При этом они могут работать даже в условиях сильного шума, если есть серьёзная мотивация.

У учащихся со слабой нервной системой всё происходит наоборот. Для выполнения даже самого простого задания им необходима полнейшая тишина, перерывы и даже уединение. Помочь решить школьную проблему такого ученика можно если по рекомендовать ему выполнять домашние задания по приоритету, сначала более сложные для него, а затем остальные.

В целом работоспособность детей зависит также от степени нервного напряжения. Дети с сильной нервной системой в ситуации когда нужно написать контрольную работу проявляют чудеса умственных способностей. Тогда как ещё одна проблема школьного обучения слабых детей состоит в том, что у них наоборот во время контрольных и зачётов снижается уровень умственных способностей.

Педагоги-психологи рекомендуют родителям детей с сильной психикой пытаться их мотивировать перед сдачей среза знаний, тогда как родителям детей со слабой психикой это категорически противопоказано, так как может привести к преждевременному срыву.

В этом случае проблема готовности к школьному обучению проявляется в ухудшении результата при ожидании успеха со стороны родителей или учителя. Именно в ситуации когда мама старательно готовилась с учеником со слабой психикой, возможен плохой результат.

В большей части типичных ситуаций такому ребёнку требуется снизить значимость предстоящего среза знаний. Лучше чтобы родители рассказали историю о собственных неудачах в контрольных и обернули это в шутку, так данная проблема школьного обучения может быть успешно решена. Педагог должен понимать что учащимся со слабой нервной системой необходимо немного времени, для того чтобы настроиться и ответить правильно или успешно написать срез знаний. Если такой возможности не будет и ребёнка будут подгонять, то он просто не выполнит работу.

Решая школьные проблемы детей со слабой психикой необходимо помнить, что они практически не отвечают на внезапные вопросы, поэтому в ряде случаев придётся предоставить им возможность отвечать в письменной форме. Для таких школьников очень важно время и форма в которой будет проводится срез знаний: привычный алгоритм, схемы проведения.

Решение проблемы готовности к школьному обучению ребёнка, содержится в подходе учителя. В идеале необходимо сни­зить тревогу ребенка перед усвоением материала или ответом на уроке. Сделать это можно с помощью внешних опор: графиков, схем, диаграмм, таблиц. Не стоит требовать отвечать по только что пройденному материалу.

Проблема школьного обучения представляет собой своеобразное «лезвие бритвы»: нужно предоста­вить ученику возможность подготовиться к контрольному мероприятию, но не переусердствовать, чтобы у него не включилось охранительное торможение. Ещё одним известным отличием стиля выполнения заданий “слабыми” и “сильными” детьми заключается в соотношении вспомогательных и главных действий. Здесь имеется в виду те главные действия которые ведут к решению школьных проблем, достижению поставленной цели и те вспомогательные действия которые помогают организовать необходимые условия для выполнения основных действий. и т. д.).

Например, в написании из­ложения главное действие сводится к прочтению текста, запоминанию и его изложению в письменной форме. Для детей со слабой психикой, при работе с текстом будет важно написав абзац прочитать его и задуматься о дальнейшем изложении. Их проблема готовности к школьному обучению состоит в том, что они совершают главных действий гораздо меньше, чем требуется. В идеале для того чтобы получить от них нормальный результат, потребуется тщательно подготовить рабочие места каждого такого ученика, помочь им настроиться и собрать их работы на проверку в самом конце, возможно дав некоторое время по доработке на перемене.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль