Проблемы поведения школьника: последствия постоянных родительских наказаний

105

Редко кому из практикующих педагогов-психологов встречаются родители, получающие наслаждение от того, что наказывают ребёнка. Более частые случаи, когда родители становятся жертвами взаимоотношений “наказание-учёба”, где они подчас жестоко обращаются с детьми. Впоследствии это приводит к тому, что ученик нарушает правила поведения в школе, пытаясь высвободить негативную энергию.

Проблемы поведения школьника: оппозиционно вызывающее расстройство

Если педагог наблюдает, как ребёнок демонстрирует плохое поведение: просьбы не выполняет, сопротивляется обучению, есть большая доля вероятности, что у такого школьника развилось оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР). Этот термин не распространён в Российской психиатрии, поскольку проблема встречается у нас гораздо реже, чем за границей.

Агрессия младших школьников: факторы развития ОВР

Перед тем как перечислить условия возникновения данного расстройства, необходимо отметить, что ОВР - является психическим расстройством детей в младшем и дошкольном возрасте. При этом ребёнок проявляет брутальность, агрессию, неповиновение, может задирать или раздражать окружающих. Болезнь может длиться в течении полугода.

Проблемы поведения школьника: факторы, влияющие на развитие ОВР

  1. Предрасположенность темперамента, характер школьника: ребёнок может быть с детства импульсивным, раздражительным и юрким. При соответственном жёстком воспитании родителей ситуация возникновения ОВР вполне вероятна.
  2. Тяжёлый темперамент взрослого, который воспитывает ребёнка: не внимательнось, раздражительность, неловкость, излишняя импульсивность. Воздействие касается не только родителя, но также учителя, тренера и т. д. Очень важно, что депрессия одно или обоих родителей может привести к тому, что ребёнок будет нарушать правила поведения в школе.
  3. Расстройство возникает в результате характерного взаимодействия между взрослым и ребёнком. При этом как родители, так и учителя могут повлиять на этот фактор, так как достаточно просто научиться новому способу поведения, действия, реакции.
  4. Проблема, ситуация в семье, которую переживает школьник. Например, один из родителей постоянно на работе, пытается прокормить семью, а другого родителя нет. Или в семье разлад и ребёнок находится на стыке конфликта.

Когда агрессия младших школьников достигает своего пика, то уже сами родители приходят к педагогу за консультацией. Важно объяснить, что каждый отдельный случай индивидуальный и не всем подойдут стандартные решения. Возможно, придётся выявить причину, прежде чем найдётся решение.

Как “ловушка наказаний” может привести к проблемам поведения школьника?

На приёме у школьного психолога мальчик 11 лет. На стандартные вопросы “Что тебе нравиться, кем будешь когда вырастешь?” неожиданно отвечает: “Стану судьёй”. Задирает в потолок глаза и продолжает: “Маму с папой посажу за решётку на сто лет”. Такие ответы вполне щадящие, по сравнению с тем что можно вообще услышать. Иногда дети рассказывают как мечтают ночью задушить родителей или подсыпать им в еду яда.

В ответ родители всегда оправдываются, говорят, да бьём, но ребёнок совсем выбился из рук: нарушает правила поведения в школе, ворует из дома, гуляет с друзьями и ночами не приходит домой. Результат очевидный: наказания которые в автоматическом режиме получает ребёнок, не приводят к должному результату. Наоборот, он становится ещё более не управляемым, агрессивным и не целеустремлённым. Всё потому, что наказанный первоклассник не находит для себя ответа, “а как надо было сделать?”.

Агрессия младших школьников как побочный эффект наказаний

Такое состояние приводит учащегося и взрослых к следующим взаимоотношениям:

  • Отношения с родителями становятся натянутыми, либо прекращаются вовсе.
  • Школьник старается избежать встречи и разговора с родителями, учителями.
  • Он (она) убегает из дома.
  • У ребёнка постоянное состояние депрессии.
  • Уже в начальных классах становиться заметно агрессивным.
  • Поведение ребёнка вызывает постоянный стресс у родителей и преподавателя.

Решение проблем поведения школьника через чудесную силу похвалы

Как правило, учителя и тренера решают похвалить ребёнка после того, как он забьёт гол в финальном матче среди школ, перескажет заданный по литературе рассказ. Но это совершенно неверно педагогически. Поскольку, перед тем как вышеописанные достижения произойдут, школьнику нужна будет поддержка для оттачивания мастерства удара и прочтения большого по размерам рассказа. А если ученик находится в депрессии или он агрессивен и нарушает правила поведения в школе, то ему такая поддержка требуется вдвойне. В итоге небольшая мотивация и поощрения за небольшие достижения, могут помочь школьнику выйти из тяжёлого психологического расстройства и стать успевающим.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль