Фрактальный рисунок: способ диагностировать эмоциональные состояния школьника

155

Арт-терапия – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Методы арт-терапии, одним из которых является фрактальный рисунок, являются наиболее доступными и эффективными для коррекции и гармонизации психологического, эмоционального и личностного состояния как школьников, так и взрослых.

Метод фрактального рисования был разработан Т.З. Полуяхтовой в 1991 г. на основе научно-прикладных исследований Б. Мандельброта, Е. Фандыш, М. Люшера и был представлен в книге «Родник фрактальной мудрости, или Свежий взгляд на наши возможности». Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием, поэтому рисование несет информацию как о душе, так и о теле.

Использование фрактального рисования в коррекции эмоционального состояния школьника

Метод фрактального рисования может применяться в индивидуальной работе с ребенком (или взрослым) для коррекции нарушений психоэмоционального состояния – переживание чувства утраты, адаптационный период, снятие тревожности, напряжения и усталости (приложение 1).

Фрактал (лат. fractus – дробленый, сломанный, разбитый) – сложная геометрическая фигура, обладающая свойством «самоподобия», т. е. составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком. 

Относительным противопоказанием к использованию данной методики в рамках арт-терапии школьников является наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД). Детям с ММД активного и реактивного типов очень трудно долгое время заниматься одним делом. Раскрашивание множества «окошек» со временем начинает их раздражать, интерес к выполнению задания быстро пропадает, повышается отвлекаемость. Как отмечает Л.А. Ясюкова, «попытки тренировать внимание, память и самоуправление не только бессмысленны, но и вредны, т. к. при этом силы ребенка тратятся впустую. Эти процессы не могут развиваться, пока не будет нормализована работа мозга».

Коррекционные (или функциональные) процессы рисования выполняются осознанно, т. е. линия рисуется с закрытыми глазами. После анализа тестового изображения, когда выясняется эмоциональное состояние школьника и вырабатывается механизм решения, происходит обязательный выбор цвета для раскрашивания, соответствующего задаче коррекции, которая в дальнейшем решается серией фрактальных рисований (со 2-го до 21-го, может и больше) – по типу серийного рисования К.Г. Юнга. Необходимо обязательное выполнение 21 рисунка в течение 2–3 недель.

Для снижения остроты проблемы цвет обозначенного пятна рекомендуется постепенно разнести на соответствующие средние ячейки. А затем ячейки с нежелательным цветом «вывести» из центра на периметр изображения. Так, например, можно использовать сочетания синего, голубого, зеленого и оранжевого цветов (иногда розового), которое дает положительную динамику развития и решение проблемы.

Использование фрактального метода в ходе групповой арт-терапии школьников

Фрактальное рисование может использоваться для изучения взаимоотношений в коллективе (детском или взрослом), проблем совместимости, психологического климата, диагностики эмоционального состояния школьника. Методика исследования коллектива проводится следующим образом. В начале каждым членом коллектива выполняется фрактальный рисунок. Затем проводится сравнительный анализ изображений, которые группируются по ключевым признакам диагностических критериев (приложение 2). Проводится анализ по отдельным группам. Затем подводится общий итог и итог по каждой группе, составляются заключения. На основании заключения предлагаются конкретные рекомендации.

Метод фрактального рисования как часть арт-терапии школьников в сочетании с музыкотерапией может использоваться как здоровьесберегающая технология для снятия напряженности и усталости в периоды большей загруженности (подготовка к экзаменам, олимпиадам – у учащихся; аттестации, конкурсам профессионального мастерства – у педагогов).

Приложение 1

Метод фрактального рисования в рамках арт-терапии школьников

Цель: диагностика и коррекция психоэмоционального и физиологического состояния взрослых и детей (от 5 лет и старше).
Форма проведения. С детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется индивидуальная форма проведения. Как индивидуальная, так и групповая формы подходят для арт-терапии школьников среднего и старшего возраста. Необходимый материал: набор цветных карандашей (фломастеров) как можно большего количества цветовых оттенков, лист бумаги (А4).

Инструкция для первого (тестового) рисования во время проведения занятий по арт-терапии для школьников

Здравствуй, (имя ребенка). Я рада тебя видеть. Сегодня у нас с тобой необычная встреча. Ты любишь рисовать? Здорово, я тоже люблю. Мы будем рисовать волшебные узоры. Давай сядем за стол. Я приготовила бумагу и карандаши. Лист положи перед собой по горизонтали. Возьми карандаш и поставь его в любой точке листа. Сейчас ты закроешь глазки, я засеку время, а ты станешь рисовать непрерывную линию, старясь заполнить как можно большую часть листа. Линия должна быть четкая, хорошо прорисованная. Рисуй спокойно, как обычно рисуешь, не быстро и не медленно. Не изображай знакомые фигуры (цветы, домики, деревья и др.). Все понятно? Тогда давай начнем рисовать. Закрой глазки. (На рисование во время занятий по арт-терапии школьникам отводится 30–45 секунд в зависимости от индивидуальных особенностей, скорости рисования.)

Открой глазки. Какой у тебя интересный узор получился, сколько разных окошек у тебя на рисунке: круглых, квадратных и т. д. Белый фон оставим чистым, без помарок, пятен и надписей. Начало и окончание линии подведем или закруглим к ближайшей точке.

А теперь посмотри, сколько у меня карандашей. Сейчас мы будем закрашивать наши окошки. Выбирать карандаши надо будет тоже с закрытыми глазами. Запомни, что соседние окошки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Можно заполнять только те окошки, которые соприкасаются в точке и расположены по диагонали (показать). Одним цветом можно закрашивать одно или несколько окошек. В случае когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, то хотя бы одно окошко закрасить необходимо. Понятно? Тогда начнем раскрашивать окошки». (Время для раскрашивания неограниченно.)

Во время проведения арт-терапии для школьников важно помнить, что дети 5–6 лет рисуют только крупные ячейки. Дети до 12 лет, особенно если они не отличаются усидчивостью и прилежанием (что естественно для этого возраста), закрашивают ячейки очень характерно, по-детски. Однако способные к рисованию даже в семилетнем возрасте могут закрашивать, как взрослые. Но и в этом случае некоторая разбросанность, особенности цветовой гаммы все равно говорят о возрасте автора.

После 14–15 лет, в период активного самоутверждения, дети начинают рисовать повзрослому. Дети, неуверенные в себе, «забитые» или которые плохо учатся, как правило, рисуют достаточно крупные ячейки и закрашивают их неплотно. Очень часто их работы выглядят неопрятно и неряшливо.

Инструкция для занятия по арт-терапии для старших школьников и взрослых

«Здравствуйте! Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами будем рисовать. Располагайтесь, пожалуйста, так, как вам удобно. У меня есть бумага, карандаши, фломастеры, цветные ручки. Лист положите перед собой по горизонтали. Шарик ручки установите в любой точке листа. Сейчас вы будете рисовать непрерывную линию с закрытыми глазами, старясь заполнить как можно большую часть листа. Рисовать будете в течение 45–60 секунд. Линия должна быть четкая, хорошо прорисованная. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и другие движения, напоминающие геометрические фигуры. Старайтесь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допускать частых повторов круговых, петлеобразных, 8-образных и геометрических форм. Все понятно? Тогда закройте глаза. Начали рисовать.

Время истекло. Закончили рисовать. Откройте глаза. Белый фон необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей. Начало и окончание линии надо обязательно подвести или закруглить к ближайшей точке пересечения.

Сейчас мы перейдём к раскрашиванию. Закрашивая ячейки, карандаши надо брать только с закрытыми глазами. Помните, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Их можно заполнять, если только ячейки соприкасаются в точке и расположены по диагонали. Одним цветом можно закрасить от 1 до 10–15 ячеек. В случае когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, то хотя бы одну ячейку закрасить необходимо. Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой. Понятно? Приступаем к раскрашиванию ячеек». (По окончании закрашивания необходимо провести обсуждение эмоционального состояния школьника или взрослого в процессе рисования.)

Приложение 2

Диагностические критерии при анализе занятий по арт-терапии

Характер изображения линий

Анализ изображенных линий позволяет произвести как диагностику эмоционального состояния школьника, так и оценку его характера. Четко прочерченные линии говорят об уверенном, твердом характере, целеустремленности, самостоятельности, аккуратности, исполнительности, обязательности. Не везде одинаковый нажим при проведении линии чаще всего характеризует творческого человека с гибким характером, мечтателя, эмоционально лабильного, иногда неуверенного в себе. Слабо прочерченные линии «говорят» о болезненном переживании, заметной неуверенности в себе.

О напряжённом эмоциональном состоянии школьника говорят резкие, угловато прочерченные линии наблюдаются у человека, находящегося в эмоциональном напряжении, стрессе; линии с плавными переходами свидетельствуют о гармонии и стабильности. Расположение линий по концентрическому кругу или кругообразный повтор в работе наблюдаются при склонности к навязчивым состояниям, неврозам.

Анализ размера и конфигурации рисунка в рамках диагностики эмоционального состояния и характера школьника

Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) встречается у людей с заниженной самооценкой, также у склонных к эгоцентризму. Средний размер (около 2/3 площади листа) – показатель уравновешенного характера. Большой (значительно больше 2/3 площади листа) с линиями, выходящими за пределы листа, говорит об эмоциональной нестабильности, в некоторых случаях – о неспособности к концентрации внимания.

Прямоугольная форма периметра наблюдается у людей прямолинейных, зачастую имеющих сложный характер. Вариант с причудливо выраженными «хвостиками» по периметру (рис. 1) – отражение яркой индивидуальности, неординарности, в некоторых случаях нестабильности характера.

Анализ ячеек для определения характера и эмоционального состояния школьника

Ячейки различаются по размеру (большие, средние, маленькие) и форме (треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые). Гармоничное сочетание размеров ячеек на всей площади (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности. Большое количество крупных ячеек встречается у добрых, открытых натур; средних ячеек – исполнительных, аккуратных, иногда педантичных людей с аналитическими способностями, склонных к точным наукам; маленьких ячеек – закомплексованных людей, стремящихся к детализации, в некоторых случаях неуверенных в себе, но всегда аккуратных и старательных.

Рис. 1. Пример отражения «неординарности» или «нестабильности» характера рисующего

Фрактальный рисунок: способ диагностировать эмоциональные состояния школьника

Рис. 2. Пример отражения «зацикленности»  в эмоциональном состоянии школьника или «склонности к неврозу» в характере рисующего

Фрактальный рисунок: способ диагностировать эмоциональные состояния школьника

Переизбыток круговых форм говорит о склонности к хроническим неврозам и наличии навязчивых состояний (рис. 2); петлеобразных линий – о зацикленности человека.

Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм наблюдаются у рассудительных, спокойных людей, склонных к творчеству. Большое количество геометрических форм говорит о ярко выраженной склонности к анализу, скептицизме в оценках, прямолинейном авторитарном характере, наличии деловых качеств. Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки свидетельствуют об эмоциональной нестабильности, раздражении, переживании стресса.

Пятна также свидетельствуют об эмоциональном состоянии школьника. Заметное количество средних пятен или большое пятно черного цвета говорит об усталости, переживании стресса. Большое темное пятно – символ острой проблемы личного характера. Большие ячейки красного цвета свидетельствуют о предрасположенности к навязчивым состояниям, тревожности. Заметное количество красных пятен среднего размера – показатель напряженности, неустойчивости эмоции. Одна или несколько больших коричневых ячеек – долго не решаемые проблемы межличностных отношений. Большое количество оттенков зеленого наблюдается у людей с природной способностью организма к саморегуляции. Одна или несколько крупных ячеек лилового – маркер тревожного эмоционального состояния школьника, агрессии, острого стресса.

Чистый цвет без пятен и помарок белый фон говорит о высокой концентрации внимания, исполнительности, пунктуальности рисующего. Случайно или намеренно не закрашенные белые ячейки – показатель недостаточного использования природных способностей.

Большое количество жёлтых ячеек говорит о способности человека принимать и обрабатывать значительный объем информации. Люди, использующие желтый, любознательные и ищущие. Обычно это педагоги, воспитатели, учителя, специалисты. Гармоничное расположение желтых ячеек встречается у людей самостоятельных, ответственных, выдержанных, дипломатичных, в меру тщеславных.

Арт-терапия для младших школьников позволяет выявить учащихся, более других наделенных природными качествами к самокоррекции. О таком качестве сигналит преобладание зеленого. Если он главенствует, значит такой человек проницателен, склонен к сотрудничеству, эмоционально отзывчив, способен выслушать и понять собеседника. Травянисто-зеленый, близкий к болотному, указывает на большую физическую выносливость. Сочетание зеленого с желтым свидетельствует о повышенной чувствительности, а сочетание зеленого, желтого и синего – о выраженности коммуникабельности и внутренней гармонии.

Синий олицетворяет собой покой, стремление человека к стабильности и равновесию. Преобладание темно-синего является свидетельством напряженного эмоционального состояния школьника, переходящего порой в депрессию. Сочетание синего с красным, коричневым и черным говорит о неблагополучности эмоциональной среды, в которой человек находится. Соседство темно-синего с желтым означает, что рисующий близок к решению той жизненной проблемы, которая ввергла его в депрессию. Гармоничное сочетание синего, голубого, зеленого и оранжевого дает положительную динамику развития, возможность решения длительной проблемы в жизни человека. Подобное сочетание часто используется в ходе коррекции эмоционального состояния школьника.

Когда присутствуют голубые ячейки среднего размера, это говорит о человеке, любящем свою семью, ценящем семейный уют и комфорт. Большое количество голубых ячеек свидетельствует о чрезмерной обидчивости и ранимости рисующего (особенно у детей).

Важное значение при анализе имеет сиреневый. Человек, у которого встречается сиреневый, чаще всего глубоко положительный, с ним легко общаться, он способен и готов прийти на помощь ближнему. Большое количество сиреневого встречается у человека тщеславного, ищущего почестей и славы. Практика диагностики эмоционального состояния школьника посредством рисунка показывает, что сиреневый обычен для детей и подростков.

Фиолетовый встречается у трудоголиков, а также у людей, которым важны их самореализация и самовыражение.
Доминирование лилового говорит о наличии «бешеной» неуправляемой энергии, проявлениях агрессии (вербальной или физической), часто неконтролируемой.

Красный – цвет тревоги. Если очень много красного, это сигнал бедствия, т. к. автор находится в крайней нестабильности и неуравновешенности. Если красные пятна средней величины и их много, это признак неустойчивого психического и эмоционального состояния школьника, гнетущего настроения. Обычно это текущие проблемы и неприятности, однако, если общий фон темный, это указывает на то, что человек не знает выхода из ситуации. Если красный органично переплетается с другими цветами, то это характеризует достаточно гармоничного человека, динамично развивающегося, имеющего стабильное жизненное окружение.

Розовый – цвет теплой энергии. Переизбыток розового наблюдается чаще всего у детей, это говорит о недостатке внимания. Такой ребенок нуждается в заботе, внимании и ласке. В то же время розовый имеет большой терапевтический эффект в процессе коррекции как цвет эмоциональной поддержки.

Когда наличествует переизбыток малинового или алого, это свидетельство тревоги, напряженности эмоционального состояния школьника, наличии проблемы. Малиновый говорит об импульсивности и непредсказуемости. Когда он в гармоничной норме, то олицетворяет тягу к прогрессу и целеустремленность.

Густой оттенок красного – бордовый, вишневый – цвет силы, агрессивной энергии. Во фрактальном методе оранжевый цвет олицетворяет собой жизненную энергию. Если этим цветом закрашены средние ячейки, и они гармонично расположены, то автор очень жизнерадостен. Если оранжевый в избытке (крупные ячейки или много средних), то это сигнал о неспособности человека к четким конкретным действиям и наличии комплексов. Отсутствие этого цвета говорит об упадке жизненных сил.

Песочно-золотистый цвет – цвет святой энергии, признак духовного богатства и душевной широты.

Если присутствуют большие пятна темно-коричневого цвета, то можно утверждать, что у человека существует глубоко срытая проблема, с которой он смирился и справиться (по его мнению) не может. Арт-терапия школьников помогает выявить сигналы острой критической проблемы. О подобном говорят темно-коричневые тона в сочетании с красными, темно-красными, фиолетовыми и черными.

Серый цвет – цвет перехода от одного состояния к другому. Если серый доминирует, это признак наличия пограничного состояния, ощущения дискомфорта. Данный цвет говорит о нестабильности эмоционального состояния школьника, неустойчивости и неуверенности в себе. Человек, закрашивающий крупные ячейки серым цветом, требует к себе предельного внимания (возможно, врача). Маленькие ячейки стального (густого серого) цвета символизируют конкретные изменения в настоящем.

Когда черным цветом закрашены совсем крошечные ячейки по всему рисунку, то можно сказать, что автор инициативен, активен, динамичен. Если присутствует большое количество средних или крупных ячеек, то это говорит, что человек быстро устает как морально, так и физически. Такая картина наблюдается у людей, находящихся в условиях профессионального выгорания (педагоги со стажем, специалисты помогающих профессий).

Для более полной и точной интерпретации цветового содержания (в т. ч. сочетания цветов) можно воспользоваться «Энциклопедией признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии». 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль